Консультация учителя-логопеда для родителей «Как предупредить трудности обучения в школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мороз Оксана Александровна

Многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

«Как предупредить трудности обучения в школе»

    Многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе.

    Для определения уровня развития фонематического восприятия можете предложить ребенку следующие задания:

- Найти среди предложенных Вами картинок те, в названии которых есть заданный звук (например, звук З).

Возможные ошибки:

- находит только картинки, в которых звук стоит в позиции «начало слова» и не выделяет звук в середине слова;

- не дифференцирует (не различает) звуки из одной группы (например, из группы «свистящих», то есть выделяет все картинки, в которых есть звуки З, С, Ц, вместо картинок со звуком З);

- не понимает смысла задания, выделяет беспорядочно картинки, либо не выделяет никаких вообще.

Предполагаемые причины ошибок:

- несформированность фонематического слуха;

- нарушения звукопроизношения (особенно, если встречаются замены одних звуков на другие).

Трудности обучения в школе, к которым может привести несформированность фонематических процессов:

    Чаще всего происходит нарушение письма: дети в письменной речи путают буквы по артикуляционно-акустическому сходству. Наиболее часто встречаются замены звонких и глухих парных согласных, замены шипящих звуков свистящими, например, Ш-С и т.д.

    Эти ошибки могут носить стойкий характер, тогда за помощью следует обратиться к логопеду.

Для выявления степени овладения звуковым анализом предлагается задание: на листе нарисованы картинки, под каждой есть окошечко, в котором нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова из 3 и 4 звуков). Перед выполнением этого задания вместе с ребенком  посчитайте  звуки в названии какого-нибудь подобного слова. Затем ребенок выполняет задание  самостоятельно.

Возможные ошибки:

- при счёте пропускаются  гласные звуки и считаются только согласные;

- считает вместо звуков слоги;

- путает понятия «слово» и «звук» и считают слова.

Предполагаемые причины ошибок:

- у ребенка не сформированы понятия «слово», «слог», «звук»;

- ребенок неправильно называет звуки, например, «БЭ», вместо «Б», поэтому он не слышит гласных звуков, а считает их вместе с предыдущим согласным звуком.

Трудности обучения, к которым может привести несформированность звукового анализа:

- пропуски букв на письме и при чтении (впоследствии могут перерасти в дисграфические и дислексические ошибки);

- перестановки букв на письме и при чтении;

- вставки лишних букв на письме и при чтении.

Уважаемые родители, если Ваш ребёнок справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для овладения чтением и письмом. Если же у ребёнка есть какие-либо из вышеперечисленных затруднений, не отчаивайтесь! Посетите учителя-логопеда, он проанализирует причины и даст рекомендации. Вы можете поиграть в игры для подготовки ребенка к школе:

- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале или середине слова (например, звук Д: дорога, тумбочка, подарок и т.д.);

- Запомни все слова с заданным звуком, которые встретятся тебе в рассказе, который я прочитаю;

- Добавь недостающий звук, чтобы получились слова (например, звук К: ма…К, ба…К, ра…К и т.д);

- Назови одинаковый звук в словах (например, ложка, пила, лыжи);

- С какого звука начинаются слова (например, банка, букет, бабушка) и т.д.;

- Посчитай, сколько звуков в твоём имени;

- Придумай слово, которое начинается с заданного звука;

- Определи, в каком слове больше звуков (например, слова волк и жук);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»...

Консультация учителя-логопеда «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

   Сегодня я коротко привлеку ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Я подскажу Вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у Вас возникли с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей по теме: «Речевая готовность к обучению в школе»

Акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....