Консультация учителя-логопеда «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
консультация по логопедии

Кургушова Елена Александровна

     Сегодня я коротко привлеку ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Я подскажу Вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у Вас возникли сомнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya-logopeda.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Правильное владение родным языком  – залог успешного обучения  ребёнка  в школе»

Уважаемые родители!

     Сегодня я коротко привлеку ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Я подскажу Вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у Вас возникли сомнения.

     Если Вы убеждены, что речевых проблем у сына или дочери нет, возможно какой-то совет Вы можете дать вашим знакомым, которых волнует этот вопрос. Речь в дошкольном возрасте активно развивается и к 6-7 годам заканчивается формирование основных её компонентов, так считают специалисты. Значит, речь шести-семилетнего ребёнка по общему звучанию, оформлению высказываний не отличается от речи правильно говорящего взрослого. Единственное, что выдаёт — это специфический детский тембр и высота голоса, отсутствие абстрактных понятий, которые формируются в школьном возрасте и профессиональных выражений.

      Как же оценить речь своего ребёнка? Очень просто. Точно так же как это делает учитель — логопед в течение 5-10 минут — этого достаточно.

  1. Приготовьте листок бумаги и ручку, чтобы в случае необходимости сделать пометки.
  2. Побеседуйте со своим ребёнком на тему, интересующую его, попросите вспомнить знакомое стихотворение.
  3. Внимательно вслушайтесь в речь:  понятна ли?  Чётко ли произносятся слова?  Не упускает ли окончания прилагательных ( например: «добры» - добрый,),  подходящим ли словом называет окружающие предметы (например: стул — табурет) и действия (например: варить - жарить), может ли связно и понятно рассказать случай, заинтересовавший ребёнка.

      Если Вы довольны результатом беседы, то Вам переживать не стоит. Если сомневаетесь, то добавьте некоторые задания.

  1. Предложите ребёнку повторить несколько слов со звуками [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р].  Например: черепаха, сыроежки, журнал, стрекоза.

      Если упускаются звуки или заменяются другими (например: корова — «колова, коова»), язык высовывается между зубами, то не нужно тянуть время и обязательно обратиться за помощью к учителю-логопеду.

     Следующее, что нужно уточнить: может ли ребёнок с 1-2 попытки повторить несколько сложных слов и сочетаний, даже не зная их значения  (например: сковорода,  электричество,  универсам, велосипед, виолончелист. Регулировщик  регулирует движение.)

     Если не получается, то произнесите вместе по слогам и запишите это слово для себя, чтобы вернуться к нему через некоторое время. Большое количество труднопроизносимых слов — сигнал для обращения за советом к специалисту, так как может быть показателем общего недоразвития речи или нарушения движений языка.

   Хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы, которые интересуют родителей:

Что делать, если взрослые затрудняются оценить речь ребёнка или у них у самих есть нарушения речи? 

     Можно попросить побеседовать с ребёнком другого члена семьи, педагогов группы или записаться на консультацию к логопеду. Это просто. В поликлинике есть запись на приём или работают  логопункты при детских садах.

Можно ли оставить без внимания нарушения речи в дошкольном периоде с надеждой, что в будущем всё само исправиться?

     Во-первых, опыт показывает, что чаще всего только усилий самого ребёнка недостаточно, и он приходит в школу с теми же речевыми проблемами и ещё прибавляются другие трудности, так как в начальной школе активно развивается уже письменная речь. Важно запомнить, что исправление речи происходит легче и быстрее в дошкольном возрасте.

     Во-вторых, при написании диктанта или сочинения ребёнок будет писать слова так, как произносит, возможно, заменяя или упуская звуки и даже целые слоги. Значит, не исправляя речь,  мы сознательно будем подталкивать к ошибкам и низкой успеваемости по русскому языку, а этого можно избежать, вовремя обратившись за помощью к учителю-логопеду.

     В-третьих, детям и в школе, и в дальнейшей взрослой жизни придётся публично выступать. Речь правильно говорящего человека легче воспринимается слушателями, и поэтому в дошкольном возрасте мы уже работаем на будущее ребёнка.

       В-четвёртых, многие профессии требуют от специалиста грамотного пользования речью.  Например, учитель, менеджер, комментатор, секретарь, логопед и другие специальности. В будущем ваш ребёнок не будет ограничен в выборе достойной его профессии.

      Поэтому, в  дошкольном возрасте оцените речь своего ребёнка, прислушайтесь в случае необходимости к советам специалистов и в будущем ваши сын или дочь будут Вам благодарны за своевременную помощь!