История основания города Кропоткин. Символика родного города.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

ПАЛАПИНА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».Расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря по теме (герб, флаг, Кропоткин, кропоткинцы, железнодорожная станция, хутор, хата, саман).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_osnovaniya_goroda_kropotkina._simvolika_goroda.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « История основания города Кропоткин. Символика родного города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». 

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

 - сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города);

- познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением;

-расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря по теме (герб, флаг, Кропоткин, кропоткинцы, железнодорожная станция, хутор, хата, саман).

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать умения рассказывать о истории своего города;

- развитие зрительного восприятия и внимания,  мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитание любви к родному городу;

- воспитание чувства гордости за свой город, интерес к его истории.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация с изображением символики города Кропоткин, физическая карта Краснодарского края.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Упражнение. «Плечо друга» .

Дети стоят на ковре. Каждый ребёнок кладёт руку на плечо своему товарищу и говорит слова – определения какой он друг: добрый, справедливый, умный, красивый, нежный, ласковый, преданный, чуткий, правдивый, мудрый, неглупый, честный, сердечный, внимательный, заботливый, отзывчивый, участливый.

Дети садятся на стульчики.

Логопед:  Ребята, какие замечательные дети у нас в группе. Наша группа – это большая семья. Город, в котором мы живём – это тоже большая и дружная семья. Мы с вами начинаем очень интересные и познавательные занятия, которые будут вас знакомить с нашим родным городом.

- Как называется город, в котором мы живем? /Кропоткин/ слайд№1

- Как называют людей – жителей нашего города? /Кропоткинцы/. Логопед: - Вы слышите? Что это за звук? (аудиозапись «шум реки»)

-Кто знает как называется наша река? /Кубань/ слайд №2

-Скажите, что делает река? (слова-глаголы)

-Кто слово говорит,  получает камушек от реки.

 Массаж рук «Река» Поиграйте с камушками, покатайте их в ладошках. Какие они на ощупь? (гладкие, шероховатые и т.д.)

-Вернем камушки реке и начнём наше путешествие по городу. На сегодняшнем занятии мы узнаем, почему наш город называется Кропоткин, когда и как он возник; узнаем, что такое герб и флаг города и познакомимся с символами нашего города Кропоткин. Слайд №3

- Итак, вы готовы начать наше путешествие?

II. Основная часть.

Слайд № 4    История основания города Кропоткина вплотную связана с деятельностью Александра Васильевича Суворова на Кубани. Бюст великого русского полководца  расположен на  аллее славы в городском парке.

Слайд № 5    Именно по его указанию, на берегу реки, установили первый сторожевой казачий пост  для охраны переправы через реку Кубань, изначально укреплённый небольшим редутом. Для защиты от набегов и вторжений со стороны горцев и турок на Правобережную Кубань.

Слайд № 6-9   Заселение прилегающей территории (нынешний город  Кропоткин) активно происходило  с момента, когда был устроен Романовский пост. Ребята, вы ещё не знаете, что Кропоткин не всегда был таким большим городом. Раньше это был хуторок из нескольких домиков. Улицы не были такими нарядными и цветущими, ни асфальтовых дорог, ни тротуаров не было. Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.

Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.  

Крыли хату соломой или камышом. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

    Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

Слайд № 10    В 1874 году было закончено строительство станции Кавказкой. Вступила в строй строящаяся железная дорога. Через станцию проходила лишь одна железнодорожная ветка и соединяла центр города с городом Армавиром.  Новой страницей в истории хутора Романовского стало отправление с благоустроенной железнодорожной станции первого поезда, - 18 июня 1874 года. Эту дату считали датой образования хутора Романовского.

         4 февраля 1921 года Романовский хутор переименовали в город Кропоткин. Краснодарский край пополнился еще одним городом получившим свое имя в честь знаменитого на то время ученого, географа и геолога  П. А. Кропоткина.

  1. Практическая работа.

 Логопед:  А сейчас я познакомлю вас с картой нашего края.

-Что такое карта? И зачем она нужна?

 Правильно, карта – это нарисованное на бумаге месторасположение чего-либо. В нашем случае это карта, на которой мы увидим, где расположен наш город, какие города располагаются рядом с ним. Хорошо, ребята, теперь вы смело можете отправляться в самостоятельное путешествие, ведь с картой вы точно не потеряетесь.

  1. Пальчиковая гимнастика  «Мой город».

Люблю по городу гулять,                       (дети «шагают» пальчиками   

Люблю смотреть,                                      обеих рук по столу)

Люблю  считать.                                       (на каждое название достопри-       Вокзал Кавказкий – это раз,                     примечательности загибать

Фонтан красивый есть унас.                    по одному пальчику)

Парк  Культуры – это два,

Аллея славы всем видна.

Школа спорта – это три,

Музей, здесь рядом посмотри.

А четыре – фильмы новые

В кинотеатре «Мире».

Пять – иду по городу  гулять.

Шесть – есть бассейн и стадион,

Людям нашим  нужен он.

Семь - Дворец Культуры,

И на доске почётные фигуры.

Восемь – мой любимый детский сад,

Всех ребят он видеть рад.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять –  на Кубань  схожу,

С моста на речку  погляжу.

Шум Кубани я ловлю,

Очень город я люблю!

  1. Знакомство с флагом и гербом Кропоткина.

 Логопед:  -Но сегодня я хочу вам еще рассказать, что у каждого города  есть свой герб и флаг. Что это такое?

Герб – это отличительный знак, эмблема города. Гербы создавались по особым правилам, на них в виде различных предметов и деталей можно было рассказать все о городе. Давайте рассмотрим герб нашего города.

Слайд № 15   Не так давно, 30 июня 2005 года, был утвержден м герб города Кропоткин. В его основе история происхождения нашего города. На пурпурной эмблеме изображены казацкие золотые сложенные накрест копья с кистями и дозорная вышка. Цвет символизирует славу, достоинство и благородство. Он также некогда применялся в форме донских казаков, которые были первыми жителями и защитниками здешних мест. Между золотыми копьями выделены две зеленые полосы, также скрещенные между собой. Они символизируют пересечение дорог, так  как город Кропоткин , является крупным транспортным узлом, где пересекается множество железнодорожных линий и автомагистралей.  

Слайд № 16   Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Он обычно крепится на деревянный шест. На основе герба разработали флаг, который утвердили 24 ноября 2005 года. Знамя пурпурного цвета с косым зелёным крестом снизу, увенчанным четырьмя золотыми копьями с кистями, и дозорной вышкой того же цвета вверху.

  1.             Итог занятия.

Логопед: Ребята, а теперь подумайте, что бы вы хотели рассказать о своём городе людям, которые ничего о нём не знают. Видно, ребята, что вы многое знаете о своём родном городе и любите его. Возможно кто-то из вас, когда подрастёт, будет не только рассказывать о нём, но сочинять стихи и песни. Вот послушайте, с какой любовью говорит о своём родном городе  поэтэсса О. Березовская в стихотворении «Кропоткин мой»:

Мне дороги твои просторы, Кубань, родимая моя…

Твои поля, сады, дороги и быстрая Кубань-река.

Мне дорог город мой Кропоткин, где я живу, тружусь.

Кропоткин мой! В садах кудрявых ты хорошеешь с каждым днём.

И песня летит о милом городе моём со станцией Кавказской.

И если может быть, придётся мне быть иль жить в другом краю, про тот, с которым сердце бьётся, друзьям я добрым расскажу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет) по теме: «Символика родного города»

Цель: закрепление знаний детей о родном городе в процессе овладения нетрадиционными техниками художественно-творческой деятельности.Образовательные задачи:закреплять знания детей о достопримечат...

История основания города Аши

1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. Ак...

История возникновения города Смоленска. Символика города.

Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....

Мой город Кропоткин (экскурсия по городу)

Пусть мне твердят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота, А я люблю свои Места родные, милые места. М. Пляцковский. ...