История основания города Аши
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.

2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. 

Активизация словаря: Ашинцы, Урал,   век,   землянки,  Сим,   экспедиция, крепость,  церковь,  Родина, Аша.

3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_osnovaniya_goroda_ashi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6  г. Аши

Ашинского района Челябинской области

Конспект НОД

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блог- «История в названиях»

Тема: «История основания города Аши»

Возрастная группа: подготовительная

Март, занятие №2

Составила:

Воспитатель:  Новокшанова Н.В.

                                                                         МКДОУ № 6      г. Аши

Педагогический стаж – 17 лет

Квалификационная категория- 1

2015

Конспект комплексного занятия 

в  подготовительной к школе группе 

«История основания города Аши»


Цель: сформировать представление детей об истории возникновения города Аши.

Задачи: 

1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.

2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. 

Активизация словаря: Ашинцы, Урал,   век,   землянки,  Сим,   экспедиция, крепость,  церковь,  Родина, Аша.

3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины. 

^ Вид занятия: интегрированное (познавательное и математическое развитие).

Форма занятия: путешествие в прошлое.


Предварительная работа: чтение произведений русских писателей и поэтов о Родине, народе, крае, городе; разучивание стихов о родном городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, карт, открыток, флагов, гербов страны и города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; организация фотовыставки; экскурсии по городу; посещение городских музеев с родителями.
Оборудование: записка, цифры, маркер, указка, магниты, фрагменты карты Челябинская области, кроссворд на мольберте, сувениры детям, ваза, осенние веточки, магнитофон, диски с записями музыкальных произведений, выставка книг, фотографий об Аше, семейных фотографий на фоне Аши достопримечательностей, фотография нашего детского садика, развивающие игры «Сложи узор» , мячик, ноутбук. 


 Ход занятия:


Воспитатель обращает внимание на записку на дверях: «Кто карту соберет, тот клад найдет. Найди цифру 1».

- Ребята, кому эта записка предназначена? Может быть, нам? Хотите найти клад? Тогда ищите цифру 1 (на мольберте под цифрой расположен кроссворд). Задание - разгадать кроссворд:

1. Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то – главный знак.

У России он – особый,

Ты назвать его попробуй! (герб)

2. Есть одна страна на свете,

По размеру – больше всех!

Для нас самая милая.

Называется …(Россия)

3. Зимой спит Иртыш,

А летом шумит (река)

4. Столица нашей страны (Москва)

5. В нашем городе живут

Взрослые и …(дети)

- Посмотрите, ребята, по диагонали выделенным получилось слово. Давайте прочитаем хором (город).

- Скажите, как называется город, в котором мы живем? (^ Аша)

- А вы  кто? (Ашинцы)

- А где он, наш город, находится? (На Урале, в России)

- Молодцы, дети, вы заслужили первый фрагмент карты. Давайте закрепим его на доске. Ой, смотрите, я вижу цифру 2 (на столике стоит ваза, рядом лежат осенние веточки). Подойдите к столику и возьмите по одной веточке.

- А какой он, наш город Аша? Это мы узнаем с помощью игры «Букет красивых слов». У вас в руках по одной веточке, каждый должен назвать слово-определение о нашем городе и поставить веточку в вазу. ( Дети называют: современный,  город-сад,  большой, красивый,  зеленый,  любимый, солнечный,  праздничный,  исторический,  величавый,  нарядный,  веселый, разнообразный,  просторный,  деревянный,  кирпичный,  многоэтажный). Какой красивый букет слов об Аше мы собрали!

- А чем же он красив? Чем он вам нравится? Какие достопримечательности вы знаете? (называют достопримечательности). Молодцы, ребята, вспомнили много достопримечательностей в родном городе. Аше много лет, почти 1 века. А век – это сколько? Правильно, сто лет. Значит, Аше почти 116 лет, но он до сих пор растет, строится и с каждым годом становиться краше.

Ребенок читает стихотворение:

Любимая Аша

Шар земной – как небо синий, 

Ленты рек, просторов ширь

Есть на глобусе Россия, 

А в России есть Урал.

А в Урале – славный город, 

Аша мы его зовем.

Больше всех он сердцу дорог – 

Я живу, родился в нем!

Шелестят листвой березки, 

Плещет в Симе вода…

Я горжусь любимою Ашой 

Я хочу здесь жить всегда!

 Вот и второй заслуженный фрагмент карты.

- А с чего начинался наш город, кто его строил, почему именно на этом месте? Вы это знаете? Я приглашаю вас в путешествие в историю возникновения нашей Аши. Нам необходимо отправиться в то время, когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей). А давайте используем машину времени?
(имитируется машина времени: дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, звучит космическая музыка).


Воспитатель говорит слова:
Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим, 
Откроем глазки, поглядим!


- Ребята, садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

Аша, город областного значения, административный центр Ашинского района. Самый западный город Челябинской области, расположен у границы с Республикой Башкортостан, на реке Сим, к востоку от места впадения в неё реки Аша. Население города 32 313 человек Национальный состав: русские (78,1 %), татары (9,2 %), башкиры (6,2 %), украинцы, белорусы, чуваши, мордва (6,5 %).

Город основан в 1898 году при Аша-Балашовском (чугуноплавильном) заводе; 27 августа 1928 г. получил статус поселка городского типа, 20 июня 1933 г. - города районного подчинения, 1 февраля 1963 года - города областного подчинения (с 2005 года - Ашинское городское поселение).

С севера и востока город окружают горы, на юге простирается полуравнина, с запада примыкает Уфимское плато. Горы в окрестностях Аши невысоки. Ближайшие вершины имеют отметки 168, 349,427 и 467 метров над уровнем моря. В 5 км к северу находится хребет Воробьиные горы, к востоку тянутся хребты Аджигардак и Казарменный гребень (памятник природы). Горы сложены в основном известняками, склоны покрыты хвойными и широколиственными лесами. В южной части города находится гора Липовая — ботанический памятник природы; от ее подножия начинается городской парк-остров, омываемый с трёх сторон рекой Сим. Основу парка составляет лес, в котором растут многолетние вязы, липы, дубы.

Градообразующее предприятие - ОАО «Ашинский металлургический завод» (бывший чугуноплавильный). Самое крупное промышленное предприятие района. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 4 марта 1981 года завод награжден орденом Октябрьской Революции.

Другие промышленные предприятия города: ОАО «Ашинский химический завод» (работает с 1932 г.), ОАО «Ашасвет», ОАО «Ашинский леспромхоз», ЗАО «Ашаавтотранс». МУП «Ашинское коммунальное хозяйство» создано при слиянии городского управления водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» и городского треста жилищного хозяйства.

В конце 19 века в Аше была построена деревянная Петропавловская церковь с двумя колокольнями-звонницами, в июне 1901 года освящена. В 1930 году церковь разрушена; для богослужений был приспособлен молельный дом. В 1988 году она возрождена в новом здании. В 2005 году в городе по инициативе и силами ОАО «Ашинский металлургический завод» построен храм «Во имя иконы Казанской Божией Матери». С 1991 года в городе действует мечеть.

Образование.

В Аше действует 9 школ, ПТУ, индустриальный вечерний техникум, филиалы вузов городов Челябинска и Уфы.

Старейшие школы города - № 1 и 3: им более 70 лет; школы № 8 и 9 имеют статус федеральных экспериментальных площадок Министерства образования РФ. Школа № 9 открылась в 1991 году как реальная на базе учебно-производственного комбината и неполной СШ № 6В городе действуют 4 библиотеки, ДК, музей природы, музейно-выставочный центр.

Первый музей в городе был создан участником революции и Гражданской войны П. Н. Гусенковым в 1957 году; для пополнения экспозиции много сделал учитель географии, краевед Л. Н. Семенов. В 1992 учреждение перепрофилировано в музей природы. В нем хранится более 5 тыс. экспонатов, архив, справочные пособия, определители по биологииВ городе имеются ДС(дворец спорта), стадион, спортивный комплекс, 8 спортивных залов, 10 спортивных сооружений, спортивно-туристический горнолыжный комплекс «Аджигардак».

С 1924 года развивается футбол. Первые команды, организованы тренером С. И. Буряшкиным, участвовали в первенствах города, в конце 1920-х годов ашинская сборная футбольная команда «Металлург» стала выступать в первенствах Челябинской области в 3-й группе. В 1990 году создан футбольный клуб. В том же году команда «Металлург» вошла во 2-ю группу, с 1992 года она играет в областных чемпионатах среди команд 1-й группы.

Воспитатель предлагает сделать физкультурную паузу:

Встаньте прямо, не сгибаясь,

Как растет камыш.

И представьте, что вокруг нас

Солнце, речка, тишь…

Но подул вдруг ветерок,

В небе облака, руки вправо,

Руки влево, шелестит листва.

Руки в стороны, как крылья,

Широко раскинем, 

Прямо голову держите

Вы под небом синим.



- За помощь строителям вам полагается третий фрагмент карты.

- Дети, выходите в круг. У каждого из нас есть день рождения. И у Аши есть особый день в году, который отмечается в июле третье воскресенье и называется День города. Скажите, в городе 1 дом? (в городе много домов). В городе 1 аптека? (в городе много аптек). В городе 1 магазин? и т.д. (дидактическое упражнение «Ответь на вопрос» с мячом). Во время игры у меня возник вопрос «Город – это хорошо или плохо?» (ответы детей с аргументацией своих суждений, игра на нахождение противоречий). Еще один фрагмент карты вам удалось получить.

- Ребята, посмотрите, нам удалось собрать всю карту! Это карта нашей страны России. А вот и наша Ашинская  область. Каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (ответы детей). Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Здесь дано для нас какое-то указание: «Фото садика возьми, и клад сразу отыщи» (дети находят среди других фотографий фотографию детского сада, за которой шкатулочка с сюрпризом – магнитики с видом Аши). Ну что же, ребята, пора возвращаться в наше время (машина времени). 

- О нашем городе дети выучили стихотворение, давайте послушаем.

Наш родной, любимый город

На слиянии двух рек.

Расположен на Урале

И живет не первый век.

Город наш, как сад зеленый,

В нем театры и мосты,

Парки, фабрики, заводы,

А живут в нем ашинцы.


Всю историю Урала

В Аше бережно хранят.

Памятники и музеи - 

Для таких, как мы, ребят.


Создан добрыми руками,

С неба солнцем освещен,

Золотыми куполами

Весь наш город окружен.


Все мы любим этот город,

Им гордимся, им живем.

Всех вас в гости приглашаем

В наш большой зеленый дом.


- А сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм о нашем родном городе (просмотр видеофильма на ноутбуке).