История основания города Аши
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.
2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Активизация словаря: Ашинцы, Урал, век, землянки, Сим, экспедиция, крепость, церковь, Родина, Аша.
3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_osnovaniya_goroda_ashi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 г. Аши
Ашинского района Челябинской области
Конспект НОД
В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»
Блог- «История в названиях»
Тема: «История основания города Аши»
Возрастная группа: подготовительная
Март, занятие №2
Составила:
Воспитатель: Новокшанова Н.В.
МКДОУ № 6 г. Аши
Педагогический стаж – 17 лет
Квалификационная категория- 1
2015
Конспект комплексного занятия
в подготовительной к школе группе
«История основания города Аши»
Цель: сформировать представление детей об истории возникновения города Аши.
Задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.
2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Активизация словаря: Ашинцы, Урал, век, землянки, Сим, экспедиция, крепость, церковь, Родина, Аша.
3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины.
^ Вид занятия: интегрированное (познавательное и математическое развитие).
Форма занятия: путешествие в прошлое.
Предварительная работа: чтение произведений русских писателей и поэтов о Родине, народе, крае, городе; разучивание стихов о родном городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, карт, открыток, флагов, гербов страны и города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; организация фотовыставки; экскурсии по городу; посещение городских музеев с родителями.
Оборудование: записка, цифры, маркер, указка, магниты, фрагменты карты Челябинская области, кроссворд на мольберте, сувениры детям, ваза, осенние веточки, магнитофон, диски с записями музыкальных произведений, выставка книг, фотографий об Аше, семейных фотографий на фоне Аши достопримечательностей, фотография нашего детского садика, развивающие игры «Сложи узор» , мячик, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание на записку на дверях: «Кто карту соберет, тот клад найдет. Найди цифру 1».
- Ребята, кому эта записка предназначена? Может быть, нам? Хотите найти клад? Тогда ищите цифру 1 (на мольберте под цифрой расположен кроссворд). Задание - разгадать кроссворд:
1. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то – главный знак.
У России он – особый,
Ты назвать его попробуй! (герб)
2. Есть одна страна на свете,
По размеру – больше всех!
Для нас самая милая.
Называется …(Россия)
3. Зимой спит Иртыш,
А летом шумит (река)
4. Столица нашей страны (Москва)
5. В нашем городе живут
Взрослые и …(дети)
- Посмотрите, ребята, по диагонали выделенным получилось слово. Давайте прочитаем хором (город).
- Скажите, как называется город, в котором мы живем? (^ Аша)
- А вы кто? (Ашинцы)
- А где он, наш город, находится? (На Урале, в России)
- Молодцы, дети, вы заслужили первый фрагмент карты. Давайте закрепим его на доске. Ой, смотрите, я вижу цифру 2 (на столике стоит ваза, рядом лежат осенние веточки). Подойдите к столику и возьмите по одной веточке.
- А какой он, наш город Аша? Это мы узнаем с помощью игры «Букет красивых слов». У вас в руках по одной веточке, каждый должен назвать слово-определение о нашем городе и поставить веточку в вазу. ( Дети называют: современный, город-сад, большой, красивый, зеленый, любимый, солнечный, праздничный, исторический, величавый, нарядный, веселый, разнообразный, просторный, деревянный, кирпичный, многоэтажный). Какой красивый букет слов об Аше мы собрали!
- А чем же он красив? Чем он вам нравится? Какие достопримечательности вы знаете? (называют достопримечательности). Молодцы, ребята, вспомнили много достопримечательностей в родном городе. Аше много лет, почти 1 века. А век – это сколько? Правильно, сто лет. Значит, Аше почти 116 лет, но он до сих пор растет, строится и с каждым годом становиться краше.
Ребенок читает стихотворение:
Любимая Аша
Шар земной – как небо синий,
Ленты рек, просторов ширь
Есть на глобусе Россия,
А в России есть Урал.
А в Урале – славный город,
Аша мы его зовем.
Больше всех он сердцу дорог –
Я живу, родился в нем!
Шелестят листвой березки,
Плещет в Симе вода…
Я горжусь любимою Ашой
Я хочу здесь жить всегда!
Вот и второй заслуженный фрагмент карты.
- А с чего начинался наш город, кто его строил, почему именно на этом месте? Вы это знаете? Я приглашаю вас в путешествие в историю возникновения нашей Аши. Нам необходимо отправиться в то время, когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей). А давайте используем машину времени?
(имитируется машина времени: дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, звучит космическая музыка).
Воспитатель говорит слова:
Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим,
Откроем глазки, поглядим!
- Ребята, садитесь на стульчики и слушайте внимательно.
Аша, город областного значения, административный центр Ашинского района. Самый западный город Челябинской области, расположен у границы с Республикой Башкортостан, на реке Сим, к востоку от места впадения в неё реки Аша. Население города 32 313 человек Национальный состав: русские (78,1 %), татары (9,2 %), башкиры (6,2 %), украинцы, белорусы, чуваши, мордва (6,5 %).
Город основан в 1898 году при Аша-Балашовском (чугуноплавильном) заводе; 27 августа 1928 г. получил статус поселка городского типа, 20 июня 1933 г. - города районного подчинения, 1 февраля 1963 года - города областного подчинения (с 2005 года - Ашинское городское поселение).
С севера и востока город окружают горы, на юге простирается полуравнина, с запада примыкает Уфимское плато. Горы в окрестностях Аши невысоки. Ближайшие вершины имеют отметки 168, 349,427 и 467 метров над уровнем моря. В 5 км к северу находится хребет Воробьиные горы, к востоку тянутся хребты Аджигардак и Казарменный гребень (памятник природы). Горы сложены в основном известняками, склоны покрыты хвойными и широколиственными лесами. В южной части города находится гора Липовая — ботанический памятник природы; от ее подножия начинается городской парк-остров, омываемый с трёх сторон рекой Сим. Основу парка составляет лес, в котором растут многолетние вязы, липы, дубы.
Градообразующее предприятие - ОАО «Ашинский металлургический завод» (бывший чугуноплавильный). Самое крупное промышленное предприятие района. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 4 марта 1981 года завод награжден орденом Октябрьской Революции.
Другие промышленные предприятия города: ОАО «Ашинский химический завод» (работает с 1932 г.), ОАО «Ашасвет», ОАО «Ашинский леспромхоз», ЗАО «Ашаавтотранс». МУП «Ашинское коммунальное хозяйство» создано при слиянии городского управления водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» и городского треста жилищного хозяйства.
В конце 19 века в Аше была построена деревянная Петропавловская церковь с двумя колокольнями-звонницами, в июне 1901 года освящена. В 1930 году церковь разрушена; для богослужений был приспособлен молельный дом. В 1988 году она возрождена в новом здании. В 2005 году в городе по инициативе и силами ОАО «Ашинский металлургический завод» построен храм «Во имя иконы Казанской Божией Матери». С 1991 года в городе действует мечеть.
Образование.
В Аше действует 9 школ, ПТУ, индустриальный вечерний техникум, филиалы вузов городов Челябинска и Уфы.
Старейшие школы города - № 1 и 3: им более 70 лет; школы № 8 и 9 имеют статус федеральных экспериментальных площадок Министерства образования РФ. Школа № 9 открылась в 1991 году как реальная на базе учебно-производственного комбината и неполной СШ № 6В городе действуют 4 библиотеки, ДК, музей природы, музейно-выставочный центр.
Первый музей в городе был создан участником революции и Гражданской войны П. Н. Гусенковым в 1957 году; для пополнения экспозиции много сделал учитель географии, краевед Л. Н. Семенов. В 1992 учреждение перепрофилировано в музей природы. В нем хранится более 5 тыс. экспонатов, архив, справочные пособия, определители по биологииВ городе имеются ДС(дворец спорта), стадион, спортивный комплекс, 8 спортивных залов, 10 спортивных сооружений, спортивно-туристический горнолыжный комплекс «Аджигардак».
С 1924 года развивается футбол. Первые команды, организованы тренером С. И. Буряшкиным, участвовали в первенствах города, в конце 1920-х годов ашинская сборная футбольная команда «Металлург» стала выступать в первенствах Челябинской области в 3-й группе. В 1990 году создан футбольный клуб. В том же году команда «Металлург» вошла во 2-ю группу, с 1992 года она играет в областных чемпионатах среди команд 1-й группы.
Воспитатель предлагает сделать физкультурную паузу:
Встаньте прямо, не сгибаясь,
Как растет камыш.
И представьте, что вокруг нас
Солнце, речка, тишь…
Но подул вдруг ветерок,
В небе облака, руки вправо,
Руки влево, шелестит листва.
Руки в стороны, как крылья,
Широко раскинем,
Прямо голову держите
Вы под небом синим.
- За помощь строителям вам полагается третий фрагмент карты.
- Дети, выходите в круг. У каждого из нас есть день рождения. И у Аши есть особый день в году, который отмечается в июле третье воскресенье и называется День города. Скажите, в городе 1 дом? (в городе много домов). В городе 1 аптека? (в городе много аптек). В городе 1 магазин? и т.д. (дидактическое упражнение «Ответь на вопрос» с мячом). Во время игры у меня возник вопрос «Город – это хорошо или плохо?» (ответы детей с аргументацией своих суждений, игра на нахождение противоречий). Еще один фрагмент карты вам удалось получить.
- Ребята, посмотрите, нам удалось собрать всю карту! Это карта нашей страны России. А вот и наша Ашинская область. Каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (ответы детей). Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Здесь дано для нас какое-то указание: «Фото садика возьми, и клад сразу отыщи» (дети находят среди других фотографий фотографию детского сада, за которой шкатулочка с сюрпризом – магнитики с видом Аши). Ну что же, ребята, пора возвращаться в наше время (машина времени).
- О нашем городе дети выучили стихотворение, давайте послушаем.
Наш родной, любимый город
На слиянии двух рек.
Расположен на Урале
И живет не первый век.
Город наш, как сад зеленый,
В нем театры и мосты,
Парки, фабрики, заводы,
А живут в нем ашинцы.
Всю историю Урала
В Аше бережно хранят.
Памятники и музеи -
Для таких, как мы, ребят.
Создан добрыми руками,
С неба солнцем освещен,
Золотыми куполами
Весь наш город окружен.
Все мы любим этот город,
Им гордимся, им живем.
Всех вас в гости приглашаем
В наш большой зеленый дом.
- А сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм о нашем родном городе (просмотр видеофильма на ноутбуке).