" История основания Санкт - Петербурга" Занятие с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Генералова Ирина Александровна
Познавательно -речевая реламентированная деятельность воспитателя с детьми  6-7 лет с использованием мнемотехники, электронных образоватедьных ресурсов, игровых обучающих ситуаций, моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istiya_osnovaniya_sankt_-peterburga..doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение №85.Фрунзенский район,   

Санкт – Петербург


Воспитатель высшей квалификационной категории

 Генералова Ирина Александровна.


Регламентированная  деятельность воспитателя по истории Санкт-Петербурга в подготовительной группе, с использованием метода мнемотехники.

«Истрия основания   Санкт – Петербурга»

Цель:

  1.  Воспитание  любви к родному городу.  Формирование  интереса и желания узнавать новые  сведения об  истории Санкт – Петербурга. Познакомить детей с историей  основания  нашего города, с его основателем Петром I,  совершенствование умения на основании полученной информации составлять  рассказ «О рождении Санкт-Петербурга»,
  2. Развитие   зрительной, слуховой памяти, совершенствование приемов  запоминания информации, используя метод ассоциации, тестирование на объём внимания (игрушки на столе),
  3.  Развитие логического  мышления,составление логических цепочек и лабиринта на чистом листе бумаги - умение ориентироваться на плоскости,
  4. Развитие комбинаторных способностей,узнавание и называние получившихся букв.
  5.  Развитие умения запоминать  стихотворные тексты, используя, сюжетный метод запоминания мнемотаблицы.

Содержание:

Игровая обучающая ситуация  (ИОС).   Дети сидят молча. Воспитатель показывает картинку зимнего леса и предлагает всем представить, что оказалось в этом лесу. Кругом стоят высокие, толстые ели. Много веков они растут в этом лесу. Их могучие ветви прижаты тесно друг к другу. Только что закончился снегопад, и ели под тяжестью снега пригнулись к земле. Всё вокруг запорошило. Но если внимательно приглядеться, то под пеньком можно заметить и зайчика. Наверно, он прячется от лисы или волка. А вот вдали появился на фоне неба дымок. Где-то, значит, есть домик. Да и замерзать мы уже начали. Ещё чуть-чуть пройдём за полянку и увидим домик. Никого кругом не видно. Давайте зайдём в дом, отогреемся. Заходим, видим печь топиться. Прислонимся спинками к печке, дотронемся ручками до неё. Чувствуем, как тепло идет по нашим ручкам, ножкам, дошло до щёчек. Вот и согрелись, можно и кругом осмотреться.

Дети встают и подходят к фланелеграфу, на котором прикреплён коллаж «История основания Санкт-Петербурга». В основе его дата основания города 1703 год. Связки проводятся по ассоциациям (берется один из вариантов ассоциативного тренинга: «на что похожа цифра?» и составляется образная картинка).

1 - ёлка, дерево, лесистая местность

7 - напоминает образ Петра I с подзорной трубой

0 - озеро, болотистая местность

3 - образ работника, закладывающего камень в основание будущей столицы.

В верхнем левом углу коллажа: устье Невы, Петропавловская крепость,

 первый петровский флот, «Окно в Европу!,

 книга - символ знания, тачка(символизирует работу).

 Использование электронного образовательного ресурса. Просмотр с  детьми  отрывка презентации  Прогулка по Санкт-петербургу.

http://viki.rdf.ru/item/2487/download/

 Воспитатель даёт информацию о личности Петра .

После разбора коллажа, даётся, составляется рассказ «О рождении Санкт-Петербурга». Затем идет отработка приёмов запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течение 15-30 секунд. Коллаж убирается, либо переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все картинки на коллаже с обозначением их месторасположения. Если дети затрудняются - помочь им наводящими вопросами.

 Игровой тренинг. Упражнение «Открытки».

Далее воспитатель обращает внимание детей на столик, на котором лежат открытки с видами Санкт-Петербурга. Даётся пояснение, что наш город это музей под открытым небом.Воспитатель показывает открытки, называя памятники и ассоциации, которые возникают, глядя на них.

Открытка

  1. Петропавловская крепость
  2. Эрмитаж  и Александрийский столп
  3. Медный        всадник
  4. Ростральная        колонна
  5. Адмиралтейство
  6. Иссакиевский        собор
  7. Летний        сад
  8. Памятник        Крылову
  9. Казанский        собор.
  10. Решетка Летнего сада
  11. Русский музей
  12. Нарвские ворота.
  13. Памятник        Суворову

высокая свеча

шахматная доска

       сани

парус

корабль

цветок (купол переверн.)

музей

зоопарк

дремучий лес

паутина

улей пчелиный

победа

щит и меч 

При воспроизведении педагог называет слово, а дети вспоминают изображение открытки. Затем считаю количество открыток.

Воспитатель поясняет, что Санкт-Петербург  строился на болоте. А кто живет на болоте? Лягушки.

Физкультминутка (дети имитируют движения под стихи):

На болоте две лягушки,

Две весёлые подружки

Утром просыпались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

И на место возвращались.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Вдруг, воспитатель, поднимает с пола мешочек и обращает внимание детей на находку. Педагог предлагает детям посмотреть, что в нём лежит и выставляет на стол из мешочка предметы, называет их и называет их по ассоциациям.

Прямоугольная призма - Эрмитаж

Конус -             Петропавловская крепость

Колокол-          Иссакиевский собор

Куб -                 Русский музей

Треугольная призма -   Адмиралтейство

Обезьянка -    Памятник Крылову

Ёлка -              Казанский собор

Свеча -            Александрийский столп

Лошадка -       Медный всадник        

Ручка -            Ростральная колонна

Дети запоминают в течение 10-15 секунд порядок расположения фигур. По команде воспитателя дети закрывают глаза, в это время убирается один предмет, меняются местами, становится другое их месторасположение (позади, впереди и т.д.) Дети должны четко определить и сказать «Что изменилось на столе?».

Игровое упражнение «Логическая цепочка».

Далее обнаруживается логическая цепочка. Задача воспитателя - помочь разобрать символы:

П 1

С-П

170__

 3

 П I- Петр1,

 С-П - Санкт -Петербург,

170-дата основания нашего города.

В пустой клетке д.б. цифра 3.

Заучивание стихотворения  А.С.Пушкина с использованием  мнемотаблицы.

 А кто основал Санкт-Петербург?

Воспитатель читает стихотворение, обращает внимание на то, как поэт увидел образ Петра.

Самодержавною рукой он смело сеял просвещение,

 Не призирал страны родной, он знал её предназначенье.

То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник.

Детям предлагается выучить стихотворение, используя мнемическую картинку. (Представлен уменьшенный вариант)

Табличка предварительно разбираться, оговаривается каждый символ. У детей не возникают трудности, при заучивании, т.к. они опираются на картинку.

Проблемная ситуация «Прохождение лабиринта и разгадывание символа».

Воспитатель предлагает детям сесть за парты и выполнить следующее: лабиринт на чистом листе. У каждого ребенка есть лист, где обозначена одна точка. Воспитатель уточняет направления (показ сопровождается движением руки): вправо, влево, вверх, вниз. За  тем начинает диктовать куда пойдет карандаш маленькими шажочками, (каждый шаг произносится один раз).

1.  Шаг влево

2.  шаг вниз

3.  2 шага вправо

На что похоже получившаяся картинка, фигура? Ответы детей: буква С, буква П - заглавные буквы в названии нашего города.

Далее воспитатель обращает внимание детей на значки, символы, нарисованные на листе бумаги. Предлагает всем вместе подумать, что они обозначают. Разбор мнемотаблицы, установление логических связей.

С-П –Санкт-Петербург -Мосты через Неву -Петр1

-дата основания города

-окно в Европу(похоже на окно в трюме корабля)

-Петропавловская крепость - первое крупное строение в основании города -флот России, чье рождение связано с Петром I

Таблица после разбора, убирается, дети по памяти её вспоминают. Воспитатель помогает наводящими вопросами, если те затрудняются. Затем таблица вновь предстает перед глазами детей. Они проверяют правильность заполнения своей таблицы.

Теперь воспитатель предлагает детям опять оказаться в детском саду. Считают : раз, два,три.

Занятие можно закончить вручением символического ключа от нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей Санкт-Петербурга"

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе  по теме «По оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен….» поможет вос...

"Путешествие по Санкт-Петербургу" к совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по истории города

В данной презентации рассказывается об основных достопримечательностях Санкт-Петербурга....

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему " История основания Санкт-Петербурга".

В этой работе я рассказала и показала детям где и с чего началось строительство Санкт-Петербурга : Заячий остров, строительство Петропавловской крепости......

Викторина по истории Санкт-Петербурга для детей подготовительной группы детского сада.

В данном материале в игровой, занимательной форме уточняются и обобщаются знания днтей о таких достопримечательностях Санкт-Петербурга, как Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Летний сад, Зимний...

Долгосрочный проект "Наш город-Санкт-Петербург" с детьми подготовительной группы

Воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об обр...