Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему " История основания Санкт-Петербурга".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дорофейчик Нина Вадимовна

В этой работе я рассказала и показала детям где и с чего началось строительство Санкт-Петербурга : Заячий остров, строительство Петропавловской крепости...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программное содержание : 1.Развитие познавательного интереса детей к истории родного города, расширить и уточнить знания детей об истории осно - вания Санкт – Петербурга. 2. Обогатить знания детей о первой постройке города и её стро - ительстве . 3. Развитие речи детей, обогащение новыми понятиями и слова- ми : болотистая местность, Петербург-Петроград-Ленинград, блокада, город-герой, «на берегу пустынных волн…», город за- ложен, «назло надменному соседу…», крепость, 27мая 1703год, два рукава, Большая и Малая Нева, святые, апостолы Павел и Пётр, неземные цари, рай, схема, бастионы, казематы, равели - ны – предмостовое укрепление, могутные стены-куртины, собор, шпиль, купол, венчает, ангел-флюгер, ангел – добрый хранитель, благословляет.., архитектор – Доменико Трезини … 4. Воспитание любви к родному городу, умения с гордостью нести звание – «петербуржец». Использование современных образовательных технологий : компьютер : слайды с видами Санкт-Петербурга, здоровьесберегающие , игровые, информационно- коммуникативные технологии.., подв . и гра «По боло - ту Пётр пошёл»… Материал : загадка, карты-схемы : историческая часть С-Пб., «С-Пб. На северо-западе России», отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», стихи , вопросы, ответы(детей), подвижная игра «по болоту Пётр пошёл».

Слайд 2

ХОД : Воспитатель : - ребята, отгадайте загадку : - На болоте родился, Три раза крестился, Врагу не сдался, Героем остался. ВОПРОС : - о чём эта загадка ? Ответы детей : - о нашем городе, о Санкт-Петербурге. ВОПРОС : - почему вы так решили, какую подсказку вы услышали в загадке; как вы догадались, что речь идёт о нашем городе ? Ответы детей : - … 1 слайд - С-ПБ. с еверо-запад России. ВЫВОД : - в загадке говорится о нашем городе – местность болотистая, за 310 лет город несколько раз менял своё имя: Санкт- Петербург-Петроград-Ленинград – Санкт-Петербург. В годы войны город выдержал 900 дней блокады, но врагу не сдался. Восп . : - сегодня мы с вами и познакомимся с историей основа- ния города. Мы отправимся в прошлое : в 18 век, в 1703 год, на 310 лет назад. Послушайте, как об этом писал в своей поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин : 2 слайд – Пётр 1 на берегу Невы. - На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн И в даль глядел… Пред ним широко река неслась… ВОПРОС : - о ком говорит поэт, о каком царе, на берегу какой ки стоял царь Пётр? Ответы детей : - …

Слайд 3

3 слайд – карта северо-запада С-ПБ. - Нева течёт от Ладожского озера и впадает в Финский залив, который является частью Балтийского моря. Издавна невские берега принадлежали русскому народу. Но в результате воин и передела земель они отошли к шведам, которые живут на Скандинавском полуострове, выходящем в Балтийское море. Именно поэтому в поэме А.С.Пушкина есть такие слова : 4 слайд – Пётр 1 у карты… - Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложён Назло надменному соседу… ВОПРОС : - как вы думаете, какое первое сооружение и для чего было построено на берегах Невы, ведь города тогда и вовсе не было ? Ответы детей : - … 5,6 слайды – Петропавловская крепость (2). - Дата начала строительства крепости и считается днём рожде – ния города. Заложили крепость 27 мая 1703 года – недалеко от того места , где Нева разделяется на 2 рукава : 7 слайд – карта города… - Большую и Малую Неву.., на небольшом острове – 8 слайд – «заячий остров..» - И назвали крепость – Петропавловской. ВОПРОС : - как называется остров, какие 2 имени вы слышите в наз - вании крепости – послушайте ещё раз – Петропавловс - кая крепость ? Ответы детей : -Заячий остров, имена – Пётр и Павел. - Подумайте, кому могли принадлежать эти имена, если ими на- звали первое и главное сооружение города? Ответы детей : - главные люди, цари, боги, святые…

Слайд 4

9 слайд – апостолы Пётр и Павел. - Вы совершенно правы : Пётр и Павел – апостолы. Так русский народ называл святых, царей неземных, главных, отвечающих за порядок в другом мире – раю. Такова была вера народа. Апостол Павел охранял врата рая, апостол Пётр владел клю - чами от него. ВОПРОС : - как вы думаете из апостолов Павел, а кто Пётр ? Ответы детей : - с ключами – Пётр, с мечём – Павел. - В честь апостола Петра назван и наш город. ВОПРОС : - в каком году основан Санкт-Петербург; где находится первая постройка, кто решил построить город, зачем была построена крепость, чьими именами назвали крепость ? Ответы детей : -… ВОПРОС : - как вы думаете , мог ли один человек построить кре – пость ? Ответы детей : - … 10 слайд – строительство крепости… - Правильно, долгие годы на территории крепости работали строители. «Всем миром», всем народом строили крепость на Неве. По указу Петра 1 сгоняли работных людей. Работа была тяжёлой : насыпали землю на низменный остров, таска- ли камни, вбивали сваи, укрепляли почву… А ещё голод и хо- лод , сырость, болезни…Много людей погибло во время стро - ительства крепости. Строили крепость быстро, ведь шла война и надо было за – крепиться у моря. Уже к апрелю 1704 года возвели земляные и деревянные стены. Но потом ещё долго крепость достраива - ли – «одевали камнем» и гранитными блоками. 11 слайд – старая и новая крепость. ПОДВИЖНАЯ ИГРА : « По болоту Пётр пошёл…»

Слайд 5

12 слайд - схема крепости ( черепаха). ВОПРОС : - какое животное напоминает вам эта схема ? Ответы детей : - черепаха, паук… - Смотрите, словно лапки выброшены укрепления – бастионы. ВОПРОС : - а как вы думаете – для чего нужны бастионы, почему они выступают вперёд ? Ответы детей : - для охраны подступов к крепости… - Трудно врагу подойти к могутным стенам – куртинам. Состоят они из двух стен – внешней и внутренней, а между ними казе - маты. Как же люди попадали в крепость, ведь она со всех сторон окружена водой ? Ответы детей : - по мосту… - Мосты – это уязвимое место, ведь по мосту враг мог попасть в крепость. Ворота защищали равелины – предмостовые ук - репления . 13 слайд – Иоановский мост. - Один из мостов – Иоановский , перекинут через Кронверк – ский пролив. В центральной части мост имеет деревянный ный настил; мощёная (каменная) его часть – это брусчатка, расположена между мостом и Иоановскими воротами Иоа - новского равелина. 14 слайд – заяц у Иоановского моста. - Около моста памятник зайцу на свае. Есть легенда : « Во вре - мя наводнения испуганный заяц прыгнул на сапог Петра 1 и так спасся.» Гости и жители города бросают ему монетки : считается счастливой приметой попасть монеткой на подно - жие памятника – задача трудная , но если попадёшь – исполнится желание. - Пройдя через Иоановские ворота мы окажемся на площади перед крепостной стеной и… 15 слайд – Петровские ворота. - и парадными Петровскими ворота. Они украшены барель -

Слайд 6

ефом « Низвержение Симона –волхва апостолом Петром» , а над аркой – герб России « Двуглавый орёл». 16 слайд – Кронверкский мост. - Кронверкский мост – ещё его называют Горбатым : середина высоко над водой – большой изгиб. Внешне мост напоминает старинные деревянные мосты С-Пб. 18 -19 веков. Перекинут мост через Кронверкский пролив, соединяет Заячий остров Алексеевского равелина с Кронверкской набережной. Длина моста – 58 метров, ширина – 9 метров. 17 слайд – Невская пристань. - Можно попасть в крепость и по воде – причалив к Невской пристани( Комендантская пристань), подняться по лестнице к Невским воротам. Они находятся между Государевым и Нарышкинским бастионами. - Как видите сама крепость очень строгая… ВОПРОС : -Что же делает крепость такой красивой и нарядной ? Ответы детей : Петропавловский собор. 18 слайд – Петропавловский собор. 19 слайд – собор, шпиль, колокольня… ВОПРОС : - чем завершается шпиль собора ? Ответы детей : - наверху ангел. 20 слайд – ангел Петропавловского собора. - На самом верху шпиля парит ангел – добрый вестник « Хра – нитель нашего города». Ангел не просто смотрит на Санкт – Петербург : он показывает направление ветра – это флюгер. Строили этот первый красивейший собор нашего города под руководством архитектора Доменико Трезини . В нашем горо - де он прожил 30 лет, планировал застройку молодого горо - да. Город хранит память о своём первом архитекторе , а вот люди не сохранили ни его портрета, ни его могилы. - Что же ещё интересного можно увидеть на территории Петропавловской крепости? Давайте узнаем !

Слайд 7

21 слайд – б отный домик. 22 слайд – монетный двор. 23 слайд – комендантский дом. 24 слайд – плац перед комендантским домом. 25 слайд – памятник Петру 1. 26 слайд - пушки петропавловской крепости : - старинные и современные. 27 слайд – полуденный выстрел. 28 слайд – салют над крепостью. 29 слайд – Адмиралтейство, Казанский собор, Михайловский замок , Петропавловская крепость. ВОПРОС : - какая из иллюстраций Петропавловская крепость ? Ответы детей : … - Стреляет в полдень пушка , Скрывается в дыму… Когда стреляет пушка , Не страшно никому ! Шумит волна речная У крепостной стены , А пушка ведь ручная – Она не для войны … - Молодцы ребята ! Теперь , гуляя по набережной Невы, вы сможете рассказать друзьям и близким о первой пост- ройке Санкт – Петербурга – Петропавловской крепости. А когда будете около неё – сфотографируйтесь все вместе и останется у вас память о путешествии по городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" История основания Санкт - Петербурга" Занятие с детьми подготовительной группы.

Познавательно -речевая реламентированная деятельность воспитателя с детьми  6-7 лет с использованием мнемотехники, электронных образоватедьных ресурсов, игровых обучающих ситуаций, моделирования....

Конспект НОД № 2. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Приневские земли". часть 1

Давайте расскажем детям о том, что же было раньше на месте нашего города....

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Путешествие по Санкт-Петербургу» (для детей старшего возраста 6 -7 лет)

Материал для ознакомление детей с родным городом. Посредством проведения игр, занимательных задач, изучения достопримечательночтей Санкт-Петербурга....

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Экскурсия по Санкт-Петербургу" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Интегративная деятельность  педагогов ДОУ  при формировании  и коррекции  социального и речевого развития ребенка.Цель: Становление гражданина России через осознание себя жителем в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему" Путешествие по Санкт-Петербургу"

Конспект на тему : "Путешествие по Санкт-Петербургу" для детей 6-7 лет подготовительной группы...