Главные вкладки

    Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Янкова Людмила Валентиновна

    Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развития воображения, творчетва и интеллекта дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл peterburgskie_lvy_konspekt.docx77.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках  проекта:  «Мой  город Санкт-Петербург» с детьми  подготовительной  к  школе  группы ГБДОУ №57.

                                       ПЕТЕРБУРГСКИЕ

    ЛЬВЫ.

                                                                                              Составитель: воспитатель  I  

                                                                                       квалификационной категории      

                                                                                      Янкова Людмила Валентиновна

                                                                                      Образовательные  области:  

                                                                                     «Коммуникация», «Познание» (ФЭМП)

                                                     

                                                     Санкт-Петербург.  2013.

    Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках  проекта:  «Мой  город Санкт-Петербург» с детьми  подготовительной  к  школе  группы ГБДОУ №57.

    ПЕТЕРБУРГСКИЕ    ЛЬВЫ.

    Составитель: воспитатель  I квалификационной категории      

    Янкова Людмила Валентиновна.

    Образовательные  области:  «Коммуникация», «Познание» (ФЭМП)

    Санкт-Петербург.  2013.

    Цель игры-путешествия:

    Расширять представления детей о родном городе, через знакомство с

    достопримечательностями  Санкт - Петербурга.

    Задачи:

    1. вызвать у детей интерес к нашему городу, который  является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;
    2. вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;
    3. прививать желание изменить город к лучшему;
    4. познакомить детей с основными площадями города, историей их создания;
    5. учить узнавать объекты, высказывать свое впечатление;
    6. формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;
    7. развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.

    Технологии, используемые в данной игре:

    1. игровые технологии;
    2. здоровьесберегающие технологии;
    3. личностно-ориентированные технологии;
    4. технологии проектирования;
    5. технологии проблемного обучения;
    6. технологии развивающего обучения;
    7. технология мнемотехники.

    Используемый материал:

    1. видеоролик с видами города;
    2. аудиозапись львиного рыка;
    3. пазлы  с изображением львов;
    4. слайды с изображением скульптур львов;
    5. алгоритмы последовательности рассказывания по темам «Описание животного»

    Оборудование:

    1. ноутбук
    2. экран
    3. мультипроектор.

    Сценарий игры.

    Воспитатель:

    Друзья, сегодня мы с вами продолжим знакомство с архитектурой нашего города. Только сегодня во время путешествия  мы с вами создадим музей, которого еще нет в Петербурге. Да, да, прямо здесь и прямо сейчас. Давайте для начала вспомним, что такое музей.

    (Высказывание детей)

    А как называются те предметы, которые собраны в музее? Правильно, экспонаты. Я подготовила несколько экспонатов для нашего нового музея, но вот беда – пока несла, они рассыпались. Да, да, не удивляйтесь и не расстраивайтесь. Вы мне сейчас поможете их «собрать».

    Проводится игра «Собери пазлы». Дети делятся на четыре группы, каждой из которой предлагается собрать на скорость из пазлов картинку.

    Воспитатель:

    Что же у вас, ребята, получилось? Как вы думаете, что за музей я вам предлагаю создать?

    (Высказывание детей)

    А это возможно, создать музей львов?

    (Высказывание детей)

    Почему нельзя?

    (Высказывание детей)

    Где обитают львы?

    (Высказывание детей)

    А можно ли встретить львов в нашем городе?

    (Высказывание детей)

    Оказывается, кроме зоопарка львов можно встретить во многих местах нашего города. Интересно? Тогда, располагаемся в нашем воздушном шаре и летим на поиски петербургских львов.

    Дети рассаживаются полукругом у экрана .Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков (слайд №5)

    Воспитатель:

    Пока наш шар поднимается, я расскажу вам, откуда в наших северных краях появились эти южные животные. Когда Петр I основывал Петербург, он видел его как могущественную столицу России, похожую на империю Древнего Рима. (слайд № 6) Как известно,  в римских городах, парках, возле римских дворцов устанавливали скульптуры львов. Почему? Давайте вспомним качества льва-животного. Какой он, лев?

    (Высказывание детей)

    Совершенно верно. Лев – это сильное, отважное, гордое и свободолюбивое животное.

    В римской мифологии лев к тому же является символом любви. Поэтому в Петербурге, как и в Римской империи, этот величественный царь зверей присутствовал в петровские времена на многих площадях и улицах.(слайд № 7)  Но и сегодня едва заметные и огромные, металлические и каменные львы охраняют парки, мосты, фасады домов, подъезды зданий, скверы, набережные Санкт-Петербурга.

    Мы пролетаем над Елагиным островом. Вспомните, почему он так называется? Правильно, остров получил название по имени его владельца – князя Елагина. И в центре острова стоит великолепный Елагин дворец. (слайд №8) Посмотрите на его парадный вход. Что вы видите? (слайд №9) Совершенно верно, у парадной лестницы стоят два льва. Кто хочет описать этих львов словами?

    Описательный рассказ ребенка о скульптуре с помощью мнемотаблицы.

    Воспитатель:

    Ребята, львы на Елагином острове были первыми чугунными сторожевыми львами, поселившимися в Санкт-Петербурге. Полетим дальше?

    Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков, здание Адмиралтейства.(слайд№10)

    Воспитатель:

    Вы узнаете это здание? Верно, это Адмиралтейство. Осторожно, мы приземляемся. Смотрите, к парадному входу ведет широкая пологая лестница. По сторонам лестницы на прямоугольных гранитных постаментах возвышаются большие мраморные львы.(слайд №11) Грозные звери стоят, повернув друг к другу тяжелые головы в крупных завитках густой гривы; широкая грудь, стройное мускулистое туловище, могучие лапы воссоздают образ сильного хищника. У мраморных львов настороженная поза: один опирается передней лапой на шар, у другого шар выскользнул, и лев мягким кошачьим движением лапы, будто играя, хочет подкатить его на прежнее место. Лев, опирающийся лапой на круглый неустойчивый предмет, вынужден все время бодрствовать; стоит ослабить внимание — и шар выскользнет. Поэтому сама поза зверей, лапа которых покоится на шаре, также подчеркивает, что это львы сторожевые. Статуи львов исполнил скульптор Трискорни в Карраре в 1810 году.

    Давайте немного разомнемся и поиграем.

    Игра «Найди свою половинку». Дети образуют круг, перед каждым из них воспитатель кладет часть открытки с изображением льва, привернутую вниз.  Под веселую музыку участники движутся по кругу. Как только музыка стихнет, каждый ребенок должен взять половинку изображения и найти к ней пару у другого ребенка. Игра повторяется.

    Воспитатель:

    Друзья, нам пора двигаться дальше. Занимайте свои места.

    Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков и фото львов у дачи Безбородко. (слайд№12)

    Воспитатель:

    Ребята, смотрите, да здесь не один лев! Очень давно в этом месте была расположена усадьба, принадлежавшая Г.А.Кушелеву-Безбородко. Главный дом, сохранившийся до наших дней, был перестроен в 1783–84 гг. по проекту Д. Кваренги. Палисадник, лежащий перед построенным в духе московской усадьбы домом, отделен от набережной оградой, представляющей собой скульптуры двадцати девяти одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные цепи. Каждый лев сидит на пьедестале квадратного сечения, а под ними расположен во всю длину общий фундамент из пудожского камня. Посмотрите внимательно на эти скульптуры и попробуйте их описать.

    Описательный рассказ ребенка о скульптуре с помощью мнемотаблицы.

    Воспитатель:

    А сейчас мы с вами полетим к необычному мосту нашего города. Он называется Львиный мостик. Как вы думаете, почему?

    (Высказывание детей)

    Давайте посмотрим на этот мост, и вы сами поймете, кто из вас прав, а кто ошибался. (слайд № 13). Из трех мостов, перекинутых через Екатерининский канал Львиный мостик единственный, который сохранился без изменений. Он был открыт 1 июля 1826 года. В начале 19 века, когда основной материал инженеров — чугун, прочный, но плохо выдерживающий растяжение, — сменило железо, хорошо «работающее» и на сжатие и на растяжение, сразу нескольким инженерам в Старом и Новом свете пришла мысль подвешивать пролеты мостов на железных цепях. Их перебрасывали через высокие опоры и закрепляли в береговых устоях. Так что трехметровые львы здесь не просто так сидят, а удерживают 27-метровый пролет и нас с вами на мосту. Мощные мускулистые фигуры львов скрывают сложные металлические конструкции. Все три уцелевших пешеходных моста были сконструированы Георгом Третером. А львы, как и грифоны на Банковском мосту, отлиты по модели скульптора Петра Соколова.

    Ребята, львов в нашем городе, как вы поняли, очень много, и они все довольно разные. Посмотрите, это Львы у дома Лаваля на Английской набережной (слайд № 14). Декоративные статуи львов своеобразны. Их голову, шею и часть спины, как у древнеегипетских сфинксов, покрывает платок, ровную, гладкую поверхность которого оживляют симметрично расположенные борозды. Вырубать из твердого ломкого камня львов с гривами со множеством мелких завитков сложно. К тому же некоторая обобщенность формы придает статуям монументальность небольшие по размерам, они выглядят внушительно. А эти львы, притаились в тихом дворике неподалеку от особняка Кшесинской. Дворик маленький и тихий, и даже те, кто всю жизнь прожил на Петроградской, обычно не знают об этой паре статуй.

    А вот эти львы совсем необычные. (слайд № 15). Кто знает, как называются такие мифические существа с туловищем льва и крыльями? Врно, это грифоны. И украшают они Банковский мост. Банковский мост — это один из уютнейших пешеходных мостиков в Петербурге, его оформлением  в 19 веке занимался знаменитый скульптор П. П. Соколов. Между прочим, грифоны поселились здесь не случайно, именно напротив одного из крупнейших банков города. Дело в том, что, согласно древнегреческим мифам, эти существа являлись хранителями золота. Сейчас грифоны  немного "переквалифицировались" и царят на мосту как хранители знаний — в здании бывшего Ассигнационного банка теперь расположена Санкт-Петербургская государственная академия экономики и финансов.

    Мы с вами не посмотрели и половины львов, которые есть в нашем городе. Зато у вас с родителями есть возможность узнать о тех львах, о которых я здесь не говорила. И сейчас я вам предлагаю выучить стихотворение о львах, живущих в Петербурге. А поможет нам это сделать мнемотаблица. Я сейчас прочитаю вам стихотворение Валентины Левиной, а вы внимательно смотрите на таблицу и попробуйте как можно больше строк запомнить.

    Вы видали,как красивы

    Наши бронзовые львы?

    Им причесывают гривы

    Гребни белые Невы.

    Львов порой Нева купает,

    Окунает с головой –

    В наводненье так бывает

    С разозленною Невой.

    А сейчас она спокойна.

    Чайки невские парят.

    За собой оставив волны,

    Лишь буксиры прогудят.  (Скаченков)

    Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

    Литература:

    1. Алифанова Г.С.   Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2005 г.

    1. Бабаева Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду, Дошкольная педагогика, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
    2. Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 109: научный журнал. СПб., 2009 (июль). С. 78
    3. Борчанинова К.В., Солнцева О.В. Маленькие граждане о своем городе. /Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб. СОЮЗ, 2007. С. 345-363 (0,9 п.л./0,4 п.л.).
    4. Никифорова Л., И. Юный краевед// Дошкольное воспитание.- 2010.-№3
    5. Куревина О.А.. Селезнева Г.Е Путешествие в прекрасное.
    6. Погодина В.Л.Твой Петербург» курс краеведения для начальной школы СПб.,  Акцидент., 1997.
    7. Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
    8. Серова З.А. Знаешь ли ты СПб? (методическое пособие), МиМ, СПб, 1998. 

    Интернетресурсы:

    http://www.etovidel.net

    http://www.peterburg.biz

    http://www.peterburg.ru

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

    Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

    Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Из сказки в Санкт-Петербург" (прощание с детским садом)

    Кто-то украл дипломы ребят! Давайте обратимся к сказке за помощью. Много стран придётся объездить, всяких героев повстречать, чтобы добраться до красивейшего города....Для сочинения сценария частично ...

    Площади нашего города

     Материал по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста...

    Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

     Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

    Памятные места в Санкт-Петербурге, связанные с великим русским поэтом - А.С. Пушкиным

    Расширение представлений детей о памятных местах в Санкт-Петербурге, связанных с великим русским поэтом - А.С. Пушкиным.Развитие познавательных способностей детей, любознательности и памяти....

    Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием проектной технологии. Тема: "Наш Невский район - зелёная жемчужина Санкт - Петербурга."

    ull;Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект может быть реализован в рамках совме...