Словарь по лексическим темам
материал по логопедии на тему

Богомолова Ольга Николаевна

 Наглядная информация для родителей. Подборка существительных, прилагательных, глаголов для наработки словаря по лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Словарь по лексическим темам240.5 КБ

Предварительный просмотр:

    СЛОВАРЬ:

  • тарелка, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, блюдо, кастрюля, сковорода, чайник, шумовка, дуршлаг, половник, ваза, конфетница, сахарница, хлебница, молочник, стакан, толкушка, сито, детали посуды: донышко, стенка, ручка, крышка;

  • чайная, столовая, кухонная, глиняная, стеклянная, фарфоровая, деревянная, металлическая, чистая, грязная, большая, маленькая, мелкая, глубокая;

  • варят, жарят, готовят, моют, чистят, вытирают, сушат, берегут, наливать,  выливать, насыпать, ставить, нарезают.

   ЗНАТЬ:

  • название предметов посуды;
  • их назначение;
  • из чего сделаны;
  • для чего нужны.

  УМЕТЬ:

  • рассказать какая посуда есть дома;
  • рассказать, как пользоваться посудой.

СЛОВАРЬ:

  • стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, табурет, полка, тумбочка, скамейка, кухня, спальня, столовая, детали мебели: ножка, спинка, сиденье, подлокотник, ящик, дверца, ручка, столешница, фабрика, мебельный магазин;

  • деревянная, железная, пластмассовая, квадратный, круглый, удобный, мягкий, высокий, низкий, красивый, гладкий, письменный, журнальный, кухонный, детский;

  • делать, продавать, покупать, ставить, расставлять, передвигать, сидеть, спать, лежать, вытирать, ухаживать, переставлять, отдыхать, заправлять, изготавливать, открывать.

ЗНАТЬ:

  • названия мебели;
  • назначение мебели;
  • из чего сделана мебель;
  • для чего нужна мебель.

УМЕТЬ:

  • рассказать о предмете мебели;
  • рассказать, для чего нужна мебель;
  • составить описательный рассказ о предмете мебели.

СЛОВАРЬ:

  • корова, кошка, собака, лошадь, свинья, коза, овца, баран, бык, конь, кот, козел, детеныши: теленок, щенок, жеребенок, поросенок, котенок, козленок, ягненок, шерсть, рога, копыта, хвост, грива, вымя, туловище, стадо, табун, отара;

  • пятнистая, полосатая, пушистая, рогатая, домашняя, ласковая, бородатый, бодливый, травоядные, копытные, быстрая, полезные.

  • заботиться, ухаживать, доить, ходит, бегает, мычит, ржет, мяукает, лает, царапается, кусается, охраняет, бодается, грызет, щиплет, блеет, стригут, пасут.

ЗНАТЬ:

  • домашних животных и их детенышей;
  • какую пользу приносят;
  • где живут.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о любом домашнем животном;
  • сравнивать домашних животных между собой: чем похожи, чем отличаются;
  • придумывать загадки про домашних животных.

СЛОВАРЬ:

  • белка, ёж, заяц, медведь, лиса, волк, лось, рысь, детеныши: бельчонок, ежонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, лисенок, лосенок, шерсть, клыки, хвост, пасть, когти, лапы, рога, нора, берлога, логово, дупло, спячка;

  • рыжий, серый, белый, бурый, колючий, неуклюжий, хитрая, злой, пушистый, косолапый, зубастый, мягкие, жесткая, сохатый, опасная, прыгучая, ловкая, хищная, осторожный, пугливый, быстрый;

  • рычит, воет, прыгает, бегает, затаился, нападает, охотится, запасает, готовится к зиме, роет, спит.

ЗНАТЬ:

  • диких животных и их детенышей;
  • где живут;
  • как животные готовятся к зиме.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о любом диком животном;
  • сравнивать диких животных между собой и с домашними животными;
  • придумывать загадки про диких животных.

СЛОВАРЬ:

  • пальто, платье, костюм, брюки, кофта, куртка, рубашка, фартук, сарафан, носки, шарф, варежки, перчатки, футболка, шорты, юбка, шуба, части одежды: воротник, карман, пояс, рукав, манжет,  капюшон, молния, замок, петли, пуговицы, ткань, ателье, швея, продавец.

  • меховая, кожаная, ситцевая, мужская, женская, детская, кукольная, спортивная, легкая, красивая, зимняя, летняя, демисезонная, вязаная, чистая, грязная, новая, старая.

  • одевать, надевать, снимать, стирать, застегивать, расстегивать, сушить, гладить, шить, вязать, зашивать, примерять, раскраивать, вешать, складывать.

  • нарядно, тепло, красиво, аккуратно, бережно, удобно.

ЗНАТЬ:

  • название и назначение основных видов одежды;
  • название основных частей одежды;
  • из чего шьют, вяжут одежду.

УМЕТЬ:

  • рассказать о предмете одежды;
  • рассказать, как ухаживают за одеждой;
  • рассказать, как изготавливают одежду.

СЛОВАРЬ:

  • сапоги, туфли, сандалии, валенки, кроссовки, ботинки, тапки, чешки, детали обуви: подошва, каблук, шнурки, замок, чистка, просушка, ремонт, сапожник.

  • резиновые, кожаные, удобная, высокий, нарядная, мягкие, новые, старые, чистые, грязные, женские, мужские, детские.

  • обувать, снимать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, сушить, чистить, примерять, шить.

ЗНАТЬ:

  • основные виды обуви;
  • из чего сделана обувь;
  • как ухаживать за обувью.

УМЕТЬ:

  • рассказать об обуви.

ФРАЗА:

  • В магазине продают детскую обувь.
  • Мне купили кожаные ботинки.
  • Зимой я надеваю  валенки.
  • На праздник мама надела нарядные туфли.
  • У меня мягкие теплые тапки…

СЛОВАРЬ:

  • шапка, шляпа, панама, бейсбола, косынка, кепка, платок, козырек;

  • широкополая, вельветовая, трикотажная, драповая, вязаная, кожаная, меховая, шелковый, ситцевая, женская, мужская, детская, новая, старая, зимние, летние;

  • мереть, носить, надевать, шить, вязать.

ЗНАТЬ:

  • основные виды головных уборов;
  • из какого материала изготовляются.

УМЕТЬ:

  • рассказать о головном уборе.

ФРАЗА:

  • У папы кожаная кепка.
  • Мама купила меховую шапку.
  • Бабушка связала тёплую шапку.
  • Летом нужно носить панаму.

СЛОВАРЬ:

  • зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, снегопад, мороз, метель, поземка, пурга, узор, снежинка, снеговик, лед, зимушка, сугроб, каток, иней, уборка снега;

  • снежный, зимний, морозное, ледяная, белая, белоснежная, холодный, искристый, трескучий, суровая, студеная, красивая, рыхлый, мягкий, блестящий, узорная, резная, хрустящий, порывистый, пронизывающий, пушистый;

  • сковывать, лететь, виться, кружиться, заметать, леденеть, запорошила, закружила, мерзнуть, падает, сыплет, завывает, воет, дует, блестит, сверкает, тает;

  • морозно, белоснежно, холодно, бело.

ЗНАТЬ:

  • название зимних месяцев;
  • признаки зимы.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о зиме.
  • подбирать родственные слова:

 зима – зимний, зимушка, зимовье….

 снег – снеговик, снегурочка, снежный, снежок…

СЛОВАРЬ:

  • елка, Дед Мороз, Снегурочка, игрушки, подарки, маски, костюмы, маскарад, хоровод, хлопушки, серпантин, поздравление, конфеты, гости, улыбка, смех, веселье, радость, праздник, песни;

  • новогодний, праздничный, нарядный, радостный, елочные, веселый;

  • поздравлять, веселиться, дарить, танцевать, водить хоровод, кружиться, наряжать, приглашать, улыбаться, радоваться;

  • весело, красиво, нарядно.

ЗНАТЬ:

  • название праздника и его особенности.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о новогоднем празднике.

ФРАЗА:

  • Я с мамой и папой наряжал елку.
  • На новогоднем утреннике было очень весело.
  • Дед Мороз принес много подарков.
  • У нас дома высокая елка.
  • Я бабушку поздравил с Новым годом.
  • К нам в гости пришел Дед Мороз и Снегурочка.
  • Новый год бывает только зимой.
  • Я на новогоднем празднике была снежинкой.
  • Я на новогоднем празднике был волком.

СЛОВАРЬ:

  • снежки, каток, горка, снеговик, санки, лыжи, хоккей, клюшка, шайба, коньки;

  • зимний, снежная, ледяной, скользкий, деревянные, веселый, здоровый, сильный, быстрые;

  • кататься, съезжать, разгоняться, бросать, лепить, играть, веселиться;

  • морозно, скользко, быстро, далеко, ловко, опасно.

ЗНАТЬ:

  • название основных видов зимних забав;
  • правила игр.

УМЕТЬ:

  • составлять рассказ о зимней забаве;
  • занимать себя на зимней прогулке.

ФРАЗА:

  • Я катался на лыжах.
  • На прогулке мы катаемся с горки.
  • В выходные мы всей семьей ходили на каток.
  • Мы с папой ходили на хоккей.
  • На прогулке мы слепили большого снеговика.
  • Папа катал меня на санках.

СЛОВАРЬ:

  • снегирь, голубь, воробей, ворона, синица, сорока, свиристель, дятел, части тера: клюв, крылья, оперение, туловище, лапы, пиршество, защитник, хохолок, свист, стук, кормушка, корм, забота;

  • зимующие, голодные, красногрудый, пестрый, трудолюбивый, нахохлившийся, нарядная, задорные, длиннохвостая, юркие, хлопотливые;

  • долбит, голодают, нахохлился, распушился, клюёт, воркует, каркает, чирикает, трещит, тинькает, прыгает, перелетает, машет, насытились, накормить, насыпать.

ЗНАТЬ:

  • название зимующих птиц;
  • повадки птиц.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о зимующей птице;
  • составить загадку о птице.

ФРАЗА:

  • Мы увидели красногрудых снегирей.
  • Мы с папой сделали кормушку для птиц.
  • На заборе звонко трещит сорока.
  • На березу прилетел пестрый дятел.
  • Я кормил голубей крошками хлеба.

СЛОВАРЬ:

  • дерево, стекло, пластмасса, резина, ткань, бумага, металл, кожа;

  • мягкий, твердый, плавучий, прозрачный, гладкий, шероховатый, хрупкое, стеклянный, деревянный, резиновый, пластмассовый, кожаный, бумажный, металлический;

  • разбивается, рвется, плавает, впитывает, изготовлять;

  • тяжело, легко, прозрачно, мокро.

ЗНАТЬ:

  • основные материалы для изготовления предметов.

УМЕТЬ:

  • определять, из какого материала изготовлен предмет.

ФРАЗА:

  • Мебель делают из дерева.
  • Стакан и графин стеклянные.
  • В дождливую погоду я надеваю резиновые сапоги.
  • Одежду шьют из ткани.
  • Посуда из стекла прозрачная.
  • В кафе пластмассовые столы и стулья.
  • Ложка и вилка изготовлены из металла.
  •  У нас дома кожаный диван.

 

СЛОВАРЬ:

  • холодильник, утюг, телевизор, пылесос, компьютер, стиральная машина, кухонный комбайн, помощники, мясорубка, кофемолка, розетка, ток, шнур, вилка, электричество;

  • электрический, удобный, опасный, пожарная, газовая, скорая, домашние;

  • включать, чистить, перегореть, испортиться, взбивать, молоть, замораживать, освещать, пылесосить, облегчает, хранить;

  • опасно, быстро, чисто, удобно.

ЗНАТЬ:

  • основные электроприборы;
  • назначение электроприборов,
  • как правильно пользоваться электроприборами.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ об электроприборе;
  • уметь сравнивать электроприборы между собой.

ФРАЗА:

  • Я чищу ковер пылесосом.
  • Сырыми руками нельзя вставлять вилку в розетку.
  • По телевизору я смотрю мультфильмы.
  • В холодильнике хранятся молочные и мясные продукты.
  • У мамы на кухне есть домашние помощники.

СЛОВАРЬ:

  • белый медведь, северный олень, тюлень, морж, песец, полярный волк, полярная сова, Север, полюс, слой жира, сияние, тундра, чум, яранга, упряжка, лишайник, унты, оленевод, клыки, шерсть, море, лед, мороз, холод;

  • светлая, густая, теплая (шерсть), толстый слой жира, северное, оленья, блестящая, быстроногий, ветвистые (рога), медвежья, песцовый;

  • перевозить, плавать, охотиться, лоснится, пасутся, разбивают, накапливать, ловить.

ЗНАТЬ:

  • обитателей Севера,
  • особенности климата Севера.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о животном Севера;
  • сравнить обитателей Севера между собой.

ФРАЗА:

  • У белого медведя сильные лапы.
  • У моржа и тюленя под кожей толстый слой жира.
  • У песца теплый, красивый мех.
  • Белый медведь ловит рыбу.
  • Местные жители ездят на оленьих упряжках.
  • У оленя ветвистые рога.
  • У полярной совы белое оперение.

СЛОВАРЬ:

  • Африка, Австралия, Индия, жираф, носорог, бегемот, слон, кенгуру, обезьяна, зебра, части тела, царь зверей – лев, тигр, хобот, сумка, грива, детёныши, хищник;

  • полосатый, пятнистый, сумчатый, выносливый, опасный, ловкий, проворный, коварный, огромный, длинношеее животное;

  • скрываться, рычать, лазать, охотиться, защищается, нападает, заботятся, крадется, притаился, срывает, догоняет, убегает;

  • жарко.

ЗНАТЬ:

  • основных животных жарких стран, их особенности.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о животном;
  • сравнить обитателей жарких стран между собой.

ФРАЗА:

  • Слон хоботом захватывает пищу.
  • У жирафа очень длинная шея.
  • У кенгуру в сумке живет детеныш.
  • Льва называют царем зверей.
  • Тигр хищник, он очень опасен.
  • Бегемот скрывается от жары в воде.
  • В Африке очень жарко.
  • Лев охотится на зебру.

СЛОВАРЬ:

  • Родина, Отечество, Россия, армия, солдат, защитник, моряк, летчик, танкист, пограничник, пехотинец, тельняшка, бескозырка, шинель, пилотка, отвага, герой, враг;

  • храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, военный, доблестный, сильный, выносливый;

  • защищать, любить, воевать, победить, сражаться, охранять, летать, плавать, служить, гордиться, уважать, помнить;

  • храбро, смело, высоко, глубоко, зорко, отважно, далеко, быстро, умело.

ЗНАТЬ:

  • название страны, в которой живем;
  • название основных войск.

УМЕТЬ:

  • рассказать о своей стране;
  • рассказать о войсках, которые охраняют нашу Родину.

ФРАЗА:

  • Я живу в России.
  • Нашу Родину на границе охраняют пограничники.
  • Солдат должен быть смелым, сильным и выносливым.
  • Я люблю свою страну.
  • Если на нас нападут враги, мы будем защищать свою страну.

СЛОВАРЬ:

  • врач, повар, учитель, продавец, строитель, профессии родителей, орудия труда, спец. одежда, швея, воспитатель, шофер, водитель,  пожарный, милиционер, парикмахер;

  • умелый, внимательный, старательный, исполнительный, трудолюбивый, смелый;

  • лечить, варить, готовить, учить, продавать, строить, шить, воспитывать, играть, водить, ремонтировать, тушить, следить за порядком, подстригать;

  • аккуратно, красиво, ровно, точно, ловко, профессионально.

ЗНАТЬ:

  • название основных профессий;
  • название профессий своих родителей.

УМЕТЬ:

  • рассказать о профессии.

ФРАЗА:

  • Моя мама работает продавцом.
  • Мой папа водитель автобуса.
  • Парикмахер подстригает волосы.
  • Учитель в школе учит детей.
  • Смелый пожарный потушил пожар.
  • Милиционер задержал преступника.
  • Когда я вырасту буду врачом.

СЛОВАРЬ:

  • мамочка, помощник, помощница, поздравление, подарки, угощение, помощь, женский день, 8 Марта;

  • теплый, женский, близкий, дорогая, любимая, заботливая, ласковая, внимательная, нежная, милая, самая красивая;

  • помогать, поздравлять, дарить, заботиться, обнимать, целовать.

ЗНАТЬ:

  • название праздника, кого поздравляют;

УМЕТЬ:

  • составить рассказ о своей маме, бабушке.

ФРАЗА:

  • Я люблю свою мамочку.
  • Моя мама самая красивая, добрая и заботливая.
  • Я помогаю маме мыть посуду.
  • 8 Марта мы с папой поздравляем маму и бабушек.
  • Я для мамы приготовил подарок.
  • Мы с папой для мамы купили цветы и торт.
  • Моя бабушка добрая и заботливая.
  • В детском саду мальчики приготовили подарки для девочек.
  • 8 Марта мамин праздник.

СЛОВАРЬ:

  • семья, мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, имя, фамилия, дом, квартира, адрес, забота, обязанности, тетя, дядя, племянник, племянница, взрослые, дети, родители, работа;

  • дружные, веселые, молодой, старый, взрослый, пожилой, детский, трудолюбивый, крепкая, счастливая, заботливые, любимые, старшие, младшие, маленькие, внимательные;

  • живут, заботятся, ухаживают, готовят, празднуют, уважают, помогают, любить, дружить, отдыхать, стирать, убирать, завтракать, обедать, ужинать, мастерить, шить, вязать, читать, гулять.

ЗНАТЬ:

  • сколько человек в семье;
  • полное имя папы, мамы, свое;
  • домашний адрес;
  • кто кому кем приходится;
  • что делают дома мама, папа, бабушка, дедушка;
  • как надо им помогать.

УМЕТЬ:

  • составить рассказ о своей семье;
  • составить рассказ о том, как помогаю дома.

ФРАЗА:

  • Я живу с папой и мамой.
  • Мы всей семьей  в воскресенье ходим  гулять в парк.
  • Я для бабушки и дедушки внук (внучка).

СЛОВАРЬ:

  • сосульки, проталины, капель, таяние, оживление, март, апрель, май, ручьи, половодье, ледоход, подснежник;

  • кучевые, бурное, погожий, проворные, певчие, яркое, голубое, теплое, первая, ранняя, серый, рыхлый, грязный, солнечный, звонкая;

  • греет, тает, светит, капают, свисают, поют, щебечут, набухают, проклюнулся, возвращаются, пробивается, зеленеет, расцветают;

  • потеплело.

ЗНАТЬ:

  • название весенних месяцев;
  • признаки весны.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о весне;
  • подбирать родственные слова:

весна – весенний, веснушки, вёснушка, веснянка (песня о весне);

солнце – солнечный, солнышко.

ФРАЗА:

  • На улице слышна звонкая капель.
  • Снег стал рыхлый и грязный.
  • С юга возвращаются певчие птицы.
  • На голубом небе светит яркое солнце.

СЛОВАРЬ:

  • грач, скворец, ласточка, журавль, кукушка, трясогузка, части тела: крыло, лапы, хвост, перо, клюв; гнездо, скворечник, гнездование, яйца, птенцы, корм;

  • перелетные, сытые, черные, блестящие, величина, цвет оперения, проворные, певчие, голосистые, крикливые, заботливые;

  • улетают, перелетают, возвращаются, строят, вьют, поют, выводят, клюют, защищают, щебечут, курлычет, кукует, свистит;

  • звонко, громко, весело, высоко, быстро, задорно, ловко.

ЗНАТЬ:

  • название птиц;
  • части тела, чем покрыто тело птицы;
  • где живут.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о птице;
  • подбирать родственные слова:

птица – птичий, птенцы, птахи.

ФРАЗА:

  • С юга возвращаются перелетные птицы.
  • Заботливые скворцы кормят птенцов.
  • Черные грачи ловко строят гнезда на деревьях.
  • Громко щебечут в небе ласточки.
  • Весной птицы выводят птенцов.

СЛОВАРЬ:

  • петух, курица, цыпленок, части тела, яйцо, скорлупа, курятник, птичница, наседка, квочка, пеструшка, корм, зерно, селезень, утка, утята, гусь, гусыня, семейство индюков;

  • гордый, задиристый, драчливый, пестрая, пушистый, заботливая, беспокойная, утиный, гусиный, индюшиная, водоплавующий, длинношеий;

  • выводить, разгребать, высиживать, нахохлиться, кукарекает, квохчет, щиплют, ныряют, плавают, пищат, шипят, гогочут, балбочат.

ЗНАТЬ:

  • название домашних птиц;
  • части тела, чем покрыто тело птицы;
  • как появляются цыплята;
  • где живут;
  • какую пользу приносят домашние птицы.

УМЕТЬ:

  • составить описательный рассказ о птице;
  • рассказать как появляется цыпленок;
  • сравнивать между собой курицу и утку, петуха и курицу, гуся и селезня;
  • сравнивать домашнее животное и домашнюю птицу.

ФРАЗА:

  • Петух, курица и цыплята живут в курятнике.
  • Утки и гуси водоплавающие птицы.
  • Курица, утка и гусыня высиживают цыплят.
  • Цыпленок вылупляется из яйца.

СЛОВАРЬ:

  • школьные принадлежности, класс, коридор, учительская, библиотека, урок, перемена, домашнее задание, звонок, учитель, оценки, учебники, книги, ранец;

  • аккуратный, старательный, прилежный, усидчивый, большая, светлая, школьный, внимательный;

  • учиться, учить, отвечать, писать, звенит, выполнять, готовить уроки, читать.

ЗНАТЬ:

  • школьные принадлежности, их назначение;
  • что делают на уроке и перемене;
  • зачем нужно идти в школу.

УМЕТЬ:

  • сравнивать школу и детский сад;
  • правильно пользоваться школьными принадлежностями.

ФРАЗА:

  • Я хочу пойти в школу, чтобы много знать.
  • На уроке нужно быть очень внимательным.
  • В тетради надо писать аккуратно.
  • На перемене можно поиграть с друзьями.
  • На уроке, чтобы ответить, нужно поднять руку.

       

СЛОВАРЬ:

  • название и назначение основных помещений детского сада (групповая комната, кабинет логопеда, спальня, раздевалка, ванная комната, музыкальный зал, кабинет заведующей, кухня, медицинский кабинет, прачечная, коридор), название профессий работников детского сада ( логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, помощник воспитателя, повар, медсестра);

  • заботливые, добрые, чистые, большие, маленькие, вкусный;

  • приходить, уходить, приводят, забирают, играть, умываться, спать, готовить, мыть, стирать, раздеваться, одеваться, дружить, заботиться, учить, помогать.

ЗНАТЬ:

  • правила поведения в детском саду, в группе;
  • название помещений детского сада, их назначение;

УМЕТЬ:

  • рассказать о детском саде;
  • сравнивать помещения детского сада между собой.

ФРАЗА:

  • В детском саду я со всеми здороваюсь.
  • В спальной комнате мы отдыхаем в тихий час.
  • В групповой комнате мы играем и рисуем.
  • Во время занятий нужно быть внимательным.
  • Я люблю ходить в детский сад.

 

     СЛОВАРЬ:

  • игрушка,  машинка, кукла, мячик, пирамидка, матрешка, кабина, колесо, коляска, кубики, конструктор, солдатик, самолетик;

  • меховая, деревянная, пластмассовая, резиновая, металлическая, пушистый, мягкий, гладкий, любимая, красная, круглый;

  • играет, катает, бросает, качает, бережет, строит, покупает;

ЗНАТЬ:

  • название распространенных игрушек, особенности внешнего вида (форма, цвет, части);
  • материал, из которого изготовлена игрушка (мех, резина, пластмасса, дерево);
  • игровые действия с игрушкой;
  • правила обращения с игрушками.

УМЕТЬ:

  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму (мячик);
  • сравнивать игрушки между собой;
  • рассказать об игрушке.

ФРАЗА:

  • Моя любимая игрушка красный пластмассовый самолетик.
  • Я катаю куклу Машу в коляске.
  •  Я построил из конструктора гараж для своей машинки.
  • У меня есть пушистый котенок.
  • Я люблю играть кубиками.
  • Мама мне купила большую красивую куклу.

СЛОВАРЬ:

  • части тела: голова, шея, руки, ноги, спина, живот; уши, волосы, затылок, палец, ноготь, локоть, плечо, колено, стопа, пятка; части лица: лоб, щеки, нос, глаза, брови, ресницы, рот, подбородок; мальчик, девочка, ребенок, полотенце, мыло, шампунь, мочалка, расческа, носовой платок;

  • цвет глаз (голубые, зеленые, серые, карие), волосы (светлые – темные, длинные – короткие, прямые – кудрявые), чистые, аккуратные, румяные;

  • поднимать, опускать, слышать, видеть, говорить, дышать, нюхать, мыть, умываться, расчесываться, намыливать, поворачивать, сгибать, разгибать, топать, хлопать, подстригать, стричь, моргать.

ЗНАТЬ:

  • название частей тела и их назначение;
  • части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, длина волос);
  • свой возраст и пол;
  • предметы гигиены.

УМЕТЬ:

  • согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, мое, мои;
  • пользоваться предметами гигиены;
  • рассказать о своем теле.

ФРАЗА:

  • У меня одна голова.
  • У меня короткие кудрявые волосы.

СЛОВАРЬ:

  • огород, грядка, урожай, картофель, капуста, морковь, свекла, чеснок, редис, репа, редька, огурец, помидор, перец, баклажан, лук, кабачок, тыква, кожура, семена, ботва, борщ, щи, салат, винегрет;

  • внешний вид: форма, цвет, величина, твердость – мягкость, сладкий, горький, соленый, сочный, спелый, зрелый, капустный, морковный, огуречный, свекольный, томатный, картофельный, чесночный, луковый;

  • копают, срывают, собирают, заготавливают, удобряют, выдергивают, заготавливают, варят, жарят, солят, запасают, готовят.

ЗНАТЬ:

  • название овощей;
  • название блюд из овощей.

УМЕТЬ:

  • рассказать об овоще;
  • сравнить овощи между собой;
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму (лучок, огурчик);
  • определять овощ по описанию.

ФРАЗА:

  • Лук растет на грядке в огороде.
  • Морковь вкусная сочная.
  • Из капусты, свеклы, моркови, картофеля и лука готовят борщ.

СЛОВАРЬ:

  • дерево, сад, урожай, яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан, ананас, абрикос, персик, дыня, варенье, компот, повидло, джем, сок, кисель, семечки, косточка, плод;

  • внешний вид: форма, цвет, величина, твердость – мягкость, сладкий, сочный, сухой, ароматный, спелый, зрелый, яблочный, апельсиновый, лимонный, грушевый, сливовый, ананасовый, арбузный, абрикосовый, персиковый,

  • срывают, собирают, заготавливают, ухаживают, варят, наливаться, созревать.

ЗНАТЬ:

  • название фруктов ;
  • название блюд из фруктов.

УМЕТЬ:

  • рассказать о фрукте;
  • сравнить фрукты между собой;
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму (яблочко)
  • определять фрукт по описанию.

ФРАЗА:

  • Яблоки и груши растут на деревьях.
  • Я люблю апельсиновый сок.
  • Мама из слив сварила вкусное варенье.

СЛОВАРЬ:

  • сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, листопад, лужи, похолодание, заморозки, утепление, дождь, сырость, погода, отлет;

  • ранняя, золотая, поздняя, хмурая, пасмурная, моросящий, слабый, холодный, сухой, серый, засохший, мокрый, порывистый, унылый, проливной, голые, замершие, длинные, тоскливая, грустные, печальные, перелетные;

  • падают, летят, желтеют, вянут, сохнут, капает, собирать, идет, льет, моросит, дует, срывает, прячется, улетают, замерзли, хмурится, кружатся, плывут, уменьшается, увеличивается (день, ночь), готовятся, обледенели;

  • мокро, хмуро, сыро, пасмурно, прохладно, грязно, ненастно, уныло, ветряно, морозно, часто.

ЗНАТЬ:

  • приметы осени;
  • название осенних месяцев.

УМЕТЬ:

  • составлять описательный рассказ об осени;
  • согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе ( осенняя погода, осенние дни).

ФРАЗА:

  • Наступила золотая осень.
  • Осенью часто моросит дождь.
  • С деревьев опадают листья.
  • Люди надевают осеннюю одежду.

СЛОВАРЬ:

  • продукты, еда, пища, напиток, завтрак, обед, ужин, крупа, название основных продуктов;

  • вкусный, полезный, жирный, сочный, молочный, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, кондитерские, твердый; сырое, варёное;

  • готовить, покупать, накрывать, жарить, варить, тушить, подогревать, вскипятить, пробовать, нарезать;

  • вкусно, горячо, сытно, сладко, полезно.

ЗНАТЬ:

  • название основных продуктов питания;
  • временное обозначение пищи: завтрак, обед, полдник, ужин.

УМЕТЬ:

  • рассказать о продукте;
  • рассказать из чего приготовлено блюдо;
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму продукта;
  • уметь образовывать прилагательные от существительных (мясо – мясное, рыба – рыбное, молоко – молочное).

ФРАЗА:

  • Молочная каша очень вкусное и полезное блюдо.
  • Винегрет готовят из овощей.
  • Хлеб нарезают ножом.
  • Мама сварила вкусный борщ.
  • Бабушка испекла вкусные пирожки с повидлом.

СЛОВАРЬ:

  • грибы, части гриба: ножка, шляпка, грибница, подосиновик, подберезовик, белый гриб, боровик, лисичка, сыроежка, масленок, мухомор, поганка;

  • белый, рыжий, маленький, съедобный, несъедобный,  червивый, солёный, варёный, сушёный, грибной;

  • собирать, искать, срезать, чистить, солить, сушить, варить, жарить;

  • рядом, далеко, близко, внизу.

ЗНАТЬ:

  • части гриба,
  • название основных грибов;
  • съедобные несъедобные грибы;
  • способы употребления грибов;
  • правила сбора грибов.

УМЕТЬ:

  • рассказать о грибе;
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму;
  • уметь образовывать прилагательное от существительного (гриб – грибной);
  • согласовывать существительное с числительным в единственном и множественном числе (три мухомора, пять лисичек).

ФРАЗА:

  • В выходные мы насобирали целую корзину лисичек.

 СЛОВАРЬ:

  • плавники, чешуя, жабры, хвост, уха, водоём, аквариум, удочка, сети, рыбалка, рыболов, улов, икра (икринки), мальки, щука, карась, сом, акула;

  • обтекаемое, чешуйчатое, речная, хищная, аквариумная;

  • ловить, рыбачить, удить, клюёт, чистить, жарить, сушить, вялить, плавать, нырять, молчать, метать.

ЗНАТЬ:

СЛОВАРЬ:

  • дом, квартира, крыша, стена, фундамент, пол, потолок, подъезд, лестница, площадка, лифт, дверь, окно, подоконник, комната, прихожая, детская, спальня, гостиная, кухня, ванная комната, туалет, балкон, лоджия;

  • высокий, низкий, двухэтажный, пятиэтажный, девятиэтажный, кирпичный, панельный, деревянный, уютная, большая, маленькая, моя, мой;

  • живу, поднимаюсь, смотрю, открываю;

  • высоко, низко, далеко, близко, рядом.

ЗНАТЬ:

  • домашний адрес;
  • сколько этажей в твоем доме;
  • сколько комнат в твоей квартире;
  • части дома: фундамент, стена, крыша;
  • сколько дверей в твоей квартире;
  • сколько окон в твоей квартире.

УМЕТЬ:

  • рассказать о доме, в котором живёшь;
  • рассказать о своей квартире.

ФРАЗА:

  • Я живу в девятиэтажном кирпичном доме на пятом этаже.
  • В моей квартире две комнаты и кухня.

СЛОВАРЬ:

  • город Киров, река Вятка, улица, проспект, мост, площадь, театр, цирк, памятник, парк, кинотеатр,  детский сад, школа,  университет, больница, завод, комбинат, магазин,  торговый центр, парикмахерская, почта, аптека, вокзал, стадион, церковь,  село,  деревня;

  • многоэтажные, каменные, высотные, большой,  длинные, широкие, чистые, красивые, городской, театральная, развлекательные, новые;

  • жить, работать, ездить, строить, благоустраивать, растет, хорошеет, заселяют, отдыхать, развлекаться,  не ломать, не мусорить, не портить.

ЗНАТЬ:

  • название города, реки,  основных улиц;
  • достопримечательности города;
  • правила поведения в городе.

УМЕТЬ:

  • рассказать в каком городе живёшь, на какой улице;
  • рассказать из своего опыта «Где мы были…»

ФРАЗА:

  • Я живу в городе Кирове на улице Добролюбова.
  • Каждые выходные мы ходим к цирку кормить уток.
  • В нашем городе стоится много новых высотных домов.
  • Я с мамой и папой люблю гулять в Александровском саду.

СЛОВАРЬ:

  •  ягода, сад, лес, название ягод, варенье, компот, джем, сок, кисель, семечки, куст, кисть, гроздь;

  • садовые, лесные, сладкая, сочная,  ароматная, спелая, красная, белая, черная; смородиновое, малиновое, брусничное, клубничное, ежевичное, клюквенное, рябиновое, черничное;

  • собирают, заготавливают, ухаживают, варят, созревают.

ЗНАТЬ:

  • название ягод;
  • название блюд из ягод.

УМЕТЬ:

  • рассказать о ягоде;
  • сравнивать ягоды между собой;
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму (малинка)
  • определять ягоду по описанию.

ФРАЗА:

  • Смородина растёт на кусте.
  • Я люблю малиновое варенье.
  • Мама из смородины сварила вкусный  компот.
  • Клюква растет в лесу на болоте.
  • Бабушка испекла вкусный пирог с черникой.

СЛОВАРЬ:

  •  семья, мама, папа, дочь, сын, родственники, забота, обязанности, дети, помощник, мастерица;

  • лучшая, веселая, ласковая, заботливая, любимая, счастливая, умная, внимательная, справедливая, трудолюбивая, дружная, крепкая, старшие, младшие, маленькие, внимательные;

  • заботиться, ухаживать, готовить, уважать, помогать, любить, дружить, отдыхать, стирать, убирать, мастерить, шить, вязать, читать, гулять.

ЗНАТЬ:

  • полное имя  мамы;
  • кем приходишься маме;
  • что делает дома мама;
  • как надо ей помогать;
  • где и кем мама работает.

УМЕТЬ:

  • составить рассказ о своей маме;
  • составить рассказ о том, как помогаю дома.

ФРАЗА:

  • Моя мамочка самая лучшая на свете.
  • Вечером мы с мамой любим читать интересные сказки.
  • В выходные я с мамой и папой ходил в театр.
  • Я люблю помогать маме мыть посуду.

СЛОВАРЬ:

  • А.Л. Барто, К. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков,

Е.И. Чарушин, М.М. Пришвин, Н.Н. Носов, А.С. Пушкин,

Л.Н. Толстой.

  • автор, писатель, поэт, сказка, рассказ, стихотворение, книга, герой, иллюстрация;

  • интересный, веселый, грустный, длинный, короткий, положительный, отрицательный;

  • слушать, читать, рассказывать, рассматривать, запоминать.

ЗНАТЬ:

  • фамилии нескольких детских писателей;
  •  несколько сказок, рассказов, стихов;
  • отличие сказки от рассказа;
  • правила обращения с книгой;
  • правила при прослушивании произведения.

УМЕТЬ:

  • выделять положительного и отрицательного героя в произведении;
  • давать характеристику герою произведения;
  • пересказывать   сказку, рассказ;
  • выразительно читать стихотворение.

  • ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ НА ТЕМЫ:

  1. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА;

  1. 9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

  • ПОСЕТИТЬ МЕМОРИАЛ ВЕЧНОГО ОГНЯ.

  • ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ.

ЛОГИКА

1. Что не бывает? (отрицание какого-либо свойства: какой овощ не бывает красным)

2.Кого (чего) здесь быть не может?

3.Чего больше? (Грибов или подберезовиков? Птиц или крыльев?)

4. Что лучше? (поганка или лисичка?)

5.Найди ошибку. ( Когда идет дождь, на улице сухо. На клене желтеют  березовые листья.)

6. Что раньше? (Чашку разбили вместе с тарелкой – что разбили раньше?)

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь по лексическим темам для старшей подготовительной группы.

Данное пособие поможет логопедам и воспитателям в актуализации знаний детей по всем лексическим темам....

Словарь по лексическим темам

Словарь по лексическим темам позволяет родителям закрепить отработанный словарный материал с детьми на занятиях...

"Активизация словаря по лексическим темам для родительского уголка"

Данный материал может быть использован в качестве рекомендаций для родителей....

Развитие словаря по лексическим темам.

Материал предназначен для  групповых информационных центров родителей, он поможет родителям увидеть в каких направлениях нужно работать в формировании словаря ребёнка....

Расширение словаря по лексическим темам с помощью пальчиковых игр

Для повышения речевой активности ребенка в обогащении словаря по лексическим темам являются пальчиковые игры.Пальчиковые игры – стихи, которые ребёнок рассказывает руками.В стихотворных текстах ...

Обогащение словаря по лексической теме

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях ...