"Активизация словаря по лексическим темам для родительского уголка"
методическая разработка на тему

Габдушева Елена Николаевна

Данный материал может быть использован в качестве рекомендаций для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Активизация словаря по лексическим темам для родительского уголка»

подготовила

учитель - логопед

Габдушева Елена Николаевна

Тема: «Овощи и фрукты»

Родителям рекомендуется:

  • Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»;
  •  Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и овощи, обратить внимание на характерные их признаки : цвет, форму, вкус, размер;
  • Рассказать где и как растут фрукты ( в саду, на деревьях) , овощи ( в огороде, на грядке);
  • Рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов (варенье, сок, начинку для пирогов, джем, компот), из овощей ( салат, суп, щи, сок);
  • Совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей, фруктов;
  • Обратить внимание на то, что нужно делать с фруктами и овощами, прежде чем их использовать? (мыть)

Тема:  «Одежда»

Родителям рекомендуется:

  • Закрепить обобщающие понятие «одежда»;
  •  Рассмотреть с ребенком одежду, обратить внимание на то, как одеты люди осенью, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года;
  • Учить классифицировать одежду по следующим признакам: детская, взрослая (мужская, женская); сезонная (зимняя, летняя, осенняя, весенняя);
  • Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава и т.д.)

Тема:  «Обувь»

Родителям рекомендуется:

  • Закрепить обобщающие понятие «обувь»;
  •  Рассмотреть с ребенком обувь, обратить внимание на то, как обуты люди осенью, почему человек меняет обувь в зависимости от времени года;
  • Определить материал из которого сделана обувь (кожаные, резиновые, меховые), спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, а летом – сандалии?»;
  • Учить классифицировать обувь по следующим признакам: детская, взрослая (мужская, женская); сезонная (зимняя, летняя, осенняя, весенняя);
  • Внимательно рассмотреть обувь и назвать ее детали (подошва, каблук, шнурки, пятка, носок, замок, застежка и т.д.)

Тема:  «Зима»

Родителям рекомендуется:

  • Побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года;
  • Перечислить последовательно все времена года;
  • Перечислить как можно больше признаков зимы: что происходит с деревьями зимой, обратить внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее, какие выпадают осадки; как звери в лесу переносят холод, как ведут себя птицы зимой;
  • Перечислить зимние развлечения.
  • Отгадать загадки

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Что вниз головой растет? (Сосулька)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

      Тема:   «День армии».

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии;
  • познакомить ребенка с военными профессиями, с некоторыми видами военной техникой, а также с военной формой;
  • повторяем стих вместе с движениями:

- На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу.

Три, четыре – тверже шаг.

Тема:  «Семья»

Родителям рекомендуется:

  • Побеседовать с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: с кем ты живёшь? Сколько человек в твоей семье? Назвать всех членов семьи. Кто самый младший? Кто самый старший?
  • Назвать имена, отчества взрослых членов семьи, где и кем работают.
  • Знать домашний адрес.
  • Поиграть в дидактические игры «Подбери признаки»

Мама (какая?)- добрая, весёлая, ласковая, заботливая, трудолюбивая, вежливая, любимая, родная и т.д.

Папа (какой?)- …

  • Игра «Кем приходятся?»

Мальчик для папы и мамы, кто? (сын)

Девочка для папы и мамы, кто? (дочь)

( брат, сестра, внук, внучка, бабушка, дедушка)

Тема: «Ранняя весна»

Родителям рекомендуется:

  • Побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года;
  • Перечислить последовательно все времена года;
  • Перечислить последовательно весенние месяца;
  • Понаблюдать вместе с ребенком за весенними изменениями в природе;
  • Назвать  как можно больше признаков весны: солнце светит ярче, на улице стало теплее, дни стали длиннее, а ночи короче, тает снег и образуются проталины, звенит капель, бегут и журчат ручьи, на деревьях набухают почки, птицы прилетают из теплых краёв, люди надевают куртки и резиновые сапоги;

Тема: «Перелетные птицы»

Родителям рекомендуется:

  • Закрепить обобщающее понятие «перелетные птицы»;
  • Почему они так называются?
  • Показать ребенку на картинках наиболее часто встречающихся перелетных птиц: грача, аиста, кукушку, ласточку, соловья, лебедя, скворца. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, из каких частей состоит их тело, объяснить, что эти птицы улетают на зиму, а возвращаются весной;
  • Рассказать, где они живут и чем питаются;
  • Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
  • Повторить названия зимующих птиц;
  • Поиграть в игру «Назови лишнюю птицу».

Тема: «Животные жарких стран и севера»

Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку картинки с изображениями животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, тюленя, пингвина;

животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога, обезьяны;

  • рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
  • спросить у ребенка, какие животные живут там, где холодно (на Севере), чем они питаются? Какие животные живут там, где жарко (в Африке), чем питаются?
  • Игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнаёт и называет). Затем меняемся ролями.

Тема: «Профессии.  Инструменты»

Родителям рекомендуется:

  • Побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
  •  спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
  • рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;
  • Отгадать и выучить загадки по выбору.

Я землю копала-ничуть не устала.

А кто мною копал, тот и устал.     (Лопата)

Листья падают в саду, я их быстренько смету.(грабли)

Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)

Папе гвоздь забить помог деревянный … (молоток)

Тема: «8 Марта. Женские профессии»

Родителям рекомендуется:

  •                 Побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить что это за праздник, кого поздравляют в этот день;
  •                 Научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;
  •               Побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера);
  •              Прочитать и обсудить стихотворение С.Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия женских профессий).
  •            Подобрать родственные слова: мама-мамочка, мамуля, матушка;  сестра-сестренка, сестричка.
  •           Игра «Подбери признак»:

мама (какая?)- добрая, ласковая, заботливая, милая, красивая, умная, любимая и т.д.

  •      Повторить фразу: «Волосы подстригают в парикмахерской» (формирование слоговой структуры слов)
  •        Выучить стихотворение по выбору.

Список использованной литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

2. Гомзяк О.С.  Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе.-М.: Издательство ГНОМ, 2011.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь по лексическим темам для старшей подготовительной группы.

Данное пособие поможет логопедам и воспитателям в актуализации знаний детей по всем лексическим темам....

Словарь по лексическим темам

Словарь по лексическим темам позволяет родителям закрепить отработанный словарный материал с детьми на занятиях...

Словарь по лексическим темам

Наглядная информация для родителей. Подборка существительных, прилагательных, глаголов для наработки словаря по лексической теме....

Картотека методических рекомендаций по лексическим темам для родительского уголка

Данный материал предназначен для родителей, которые при желании могут закреплять дома с детьми знания, полученные на занятиях с логопедом в детском саду. Материал расчитан на работу с детьми старшего ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Расширение и активизация словаря детей по теме «Посуда», посредством различных игр и упражнений, развитие связной речи детей

Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»(в соответствии с требованиями Федерального государственно...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ-РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «МОЙ ДОМ»

РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «МОЙ ДОМ»...