План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Расширение и активизация словаря детей по теме «Посуда», посредством различных игр и упражнений, развитие связной речи детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»

(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravleva.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»

(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)»

на тему:

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Расширение и активизация словаря детей по теме «Посуда», посредством различных игр и упражнений, развитие связной речи детей»

по образовательной области «Речевое развитие»

                                                в старшей группе»

Выполнила:

Журавлева Вера Евгеньевна,

Воспитатель,

ГБОУ СОШ №1

«Образовательный центр»

с.п. д/с «Сказка»

с. Сергиевск

Самара, 2019г.

Тема «Расширение и активизация словаря детей по теме «Посуда», посредством различных игр и упражнений, развитие связной речи детей»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Задачи:

-обогащать словарь детей (кухонная, столовая, чайная и тд.), развивать связную,        грамматически правильную речь, формировать умение образовывать слова с помощью суффикса -ниц-, активизировать в речи  прилагательные;

-совершенствовать умение владеть речью, как средством общения  («Речевое развитие»);

 -развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать закреплять умение классифицировать  посуду («Познавательное развитие»);

 -развивать двигательную активность детей, мелкую моторику рук. («Физическое развитие»).

        

Методы и приемы

-практические: физкультурная минутка «Вот большой стеклянный чайник…», пальчиковая гимнастика «Поможем маме», д/игра «Четвёртый лишний», дидактическое упражнение «Расставь посуду по местам»;

-наглядныеигрушечная посуда,  иллюстрации с изображением разнообразной посуды, мультимедийное пособие «помести продукты в свою посуду», «зашумленная» картина;

-словесные: речевая игра «Какая посуда?», речевая игра «Цепочка слов».

Материалы и оборудование:

ноутбук и мультимедийное пособие «Помести  продукты в свою посуду»;

-«зашумленная» картина с изображением разной посуды;

-игрушки: посуда, плита, столик;

-посуда с продуктами (сахарница с сахаром и т.д);

-варианты карточек:  (сковорода, кастрюля, чайник, тарелка;  . чайник для  заварки, чайная пара, сахарница, половник; супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода) и т.п.;

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультурная минутка «Вот большой стеклянный чайник…»

Пальчиковая гимнастика «Поможем маме»

Игровая

  Д/и «Расставь посуду по местам», Д/и «Четвёртый лишний»

Коммуникативная

Речевая игра «Цепочка слов»;

Речевое упражнение «Назови посуду правильно»

 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

не формулируются задачи

Коллективная бесед «Посуда»

 не формулируются результаты

Педагог предлагает  детям посмотреть на «зашумлённую» картину и назвать предметы, которые они увидели.

Дети внимательно рассматривают, называют увиденные предметы посуды.

Деятельностный

Закрепить классификацию посуды: кухонная, столовая, чайная.

Игра «Расставь посуду по местам»

Классифицируют посуду: кухонная, столовая, чайная.

Педагог предлагает поиграть в игру «Расставь посуду по местам».

Дети распределяют посуду по назначению: кухонную ставят возле газовой плиты; столовую расставляют на столе; чайную расставляют вокруг самовара.

Научить образовывать существительные с помощью суффикса «ниц»

Словестное упражнение «образовать существительные с помощью суффикса «ниц».

Образовывают существительные с помощью суффикса «ниц».

Педагог предлагает рассмотреть посуду на столе  (сахарница, салатница, хлебница, супница, конфетница). Просит подумать: как называется посуда,  в которую кладут сахар? Уточняет, что, например, слово сахарница образовалось от слова сахар, к которому в конце добавили – ниц – (а). (Подобным образом разбираются остальные слова)

Дети образовывают названия посуды.

Отрабатывать действия в соответствии с текстом; развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика

Выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук.

«Поможем маме»

Мы посуду моем, моем,

Мы посуду трём, трём,

Мы посуду вытираем,

И на полочку кладём.

Дети повторяют слова и имитируют движения.

Отработать знания назначения посуды, правильно ее использовать и называть.

Дид. игра «Помести продукты  в свою посуду».

Знают назначение посуды, правильно её используют и называют.

Педагог включает мультимедийное пособие: «Помести продукты  в свою посуду». Предлагает детям правильно разложить продукты питания. (масло в масленку, сахар а сахарницу, варенье в розетку)

Дети выполняют задание. Объясняют свой выбор, называют продукт питания и соответствующую ему посуду.

Развивать логическое мышление, речь, внимание; сформировать внимательное отношение к совместной  со взрослым деятельности, умение обобщать. Закрепить названия посуды. Способствовать правильно строить предложение, находить лишний предмет, классифицировать.

Дид. игра «Четвёртый лишний».

Развито логическое мышление, речь, внимание; сформировано внимательное отношение к совместной  со взрослым деятельности, умение обобщать. Закреплены названия посуды. Дети  умеют правильно строить предложение, находить лишний предмет, классифицировать.

Педагог предлагает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово.

(кастрюля, сковорода, противень, шапка. в кастрюле варят, в сковороде жарят, на противне пекут)

Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний подбирают обобщающее слово.

Обогатить словарь детей прилагательными  по теме.

Речевая игра «Цепочка слов?»

Обогащен  словарь детей прилагательными  по теме.

Педагог предлагает  речевую игру с мячом «Цепочка слов?» Педагог начинает игру: говорит, например: фарфоровая и передаёт мяч ребёнку; ребёнок повторяет слово фарфоровая, добавляет своё прилагательное, например, хрупкая,  и передаёт мяч следующему.

Дети называют прилагательные, характеризующие и классифицирующие посуду.

Отработать с помощью жестов и мимики создавать выразительные образы.

Физкультминука

Дети умеют с помощью жестов и мимики создавать выразительные образы.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принёс.

Выполняют движения по тексту, произносимому педагогом.

Заключительный

Коллективная беседа «Оценка своей деяельности»

Педагог предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о посуде, что понравилось, о чём они хотели бы узнать в следующий раз.

Анализируют и оценивают свою работу.

Дети отвечают на вопросы педагога, рассуждают, фантазируют.

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

игровая ситуация «Звонок от Незнайки»

 

Воспитатель «разговаривает по телефону». Сообщает, что Незнайка приглашает на день рождения. Предлагает угадать, как называется магазин, в котором они будут выбирать подарок.

Слушают, принимают приглашение Незнайки. Рассматривают слайд.

Деятельностный

Упражнять в умении определять букву в слове и подбирать слова на эту букву по тематике «Игрушки»

Игра «Магазин игрушек»

определяют

последнюю букву в слове и называют слово на эту букву.

Приглашает в магазин «Игрушки», предлагает детям найти игрушки на полке.

Анализируют, определяют первую и последнюю букву в слове. Называют игрушки.

Обогащать  словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков)

Дидактическая  игра «Угадай-ка»

Предлагает разделиться на пары  и поиграть в игру "Угадай-ка" (описание игрушек детьми с помощью плана-схемы). Побуждает детей к активизации речевой деятельности.

Делятся на пары (один ребенок продавец, другой покупатель). Проговаривают скороговорку. Составляют рассказ об игрушке по схеме.

Угадывают игрушку по описанию.

используют в речи прилагательные, обозначающие признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков)

Физминутка  «Игрушки танцуют»

умеют согласовывать движения с музыкой

Предлагает детям    выполнить движения  под музыку. Включает музыкальное сопровождение

Дети выполняют под музыку движения, имитирующие танец игрушек

Заключительный

Игровая ситуация «Возвращение»

Предлагает возвратиться в детский сад, произнеся волшебные слова. Спрашивает, что нового узнали? Что понравилось?

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...

Активизация словаря детей 3-4 лет посредством речевых игр и упражнений

Активизация словаря детей 3-4 лет посредством речевых игр и упражнений...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения словаря»

Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с...