Педагогическая копилка
методическая разработка по логопедии на тему

Иванова Наталья Владимировна

В копилке представлены материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы931.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Слезы Солнца»

по сказке Любовь Пановой

Этап: Автоматизация звука Р в слове с прямым и обратным слогом.

Цель: Закрепить правильное произношение звука –Р- в словах с прямым и обратным слогом; учить составлять слово из звуков;   выделять звук из слов. Развивать слуховое внимание и память. Воспитывать бережное отношение к животным и расширять кругозор.

Ход занятия.

Давно это было. Весной, когда все живое в тайге просыпается от зимней спячки: звонкие ручьи ломают лед на реке, птицы радостно щебечут в небе и первым просыпаются в дупле белки.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • «Улыбка» - левую руку согнуть: средний, безымянный и большой  пальцы  сложить (мордочка белочки), указательный и мизинец согнуть (ушки белочки).

                           Белочка проснулась,

                          От ветки к ветке

                          Прыг да скок,

                          Прыг да скок

                         Вытянула  шейку

                         Улыбнулась солнцу.

  • «Трубочка» - правую руку согнуть: средний, безымянный и большой  пальцы  сложить (мордочка белочки), указательный и мизинец вытянуть (ушки зайца).

                   Вслед за белками на опушку

                  Прискакали зайчики.

                 Озорные зайчики

                 Солнышку вытянули губки.

  • «Лопаточка – иголочка» -

                 А в берлоге под опушкой спал медведь, (широкий язык на нижней губе)

                От солнечного лучика

               Из берлоги выглянул

               Выгнул спинку. ( узкий язык) 

В эту раннюю весну в  маленьком родовом стойбище, где жили охотники, у родилась девочка. Девочку назвали – Сардааной. Прекрасным цветком – лилией – назвали дочку родители.

Летит время стерхом над полем, выросла Сардаана, стала красивой, доброй, работящей. О красоте Сардааны услышал Солнце и спустился к стойбищу в гости и говорит:

- Много я о вашей дочке слышал, ветер ее хвалил, река благодарила, тайга привечала, да сам не видел никогда. У меня дел много, вот и пришел сам взглянуть на вашу красавицу.

Заглянул Солнце в юрту, да так и застыл деревом, влюбился сразу, встал на колени замуж зовет. Вздохнула горестно Сардаана, страшно! Сам Солнце замуж зовет. Яркий, сильный, могучий, набралась смелости девушки, отвечает:

- Солнышко, не сердись, не могу я за тебя пойти. Не могу я на небе жить, по родной земле хочу ходить.

Нахмурился Солнце, потемнело вокруг, ветер налетел, облака пригнал:

- Если ты так любишь землю, придешь ко мне  просить меня, чтоб я землю согрел, тепла и света людям дал. Принесешь мне три чешуйки с кеты – рыбы, три волоса из серебреной гривы Белой кобылицы, и веточку рога Золотого оленя.

Сказал Солнце и исчез.

Оглянулась Сардаана, пусто в стойбище. Ушел Солнце, холодно стало.  Ветер дует, Зиму встречает.

  1. Воздушная струя.

«Снежинки» ( музыка ветра)

Давайте мы поможем Сардаане вернуть Солнце.

Подошла Сардаана к реке. Тонким ледком покрылась река. Взяла Сардаана нож, выдолбила лунку:

- Царь – рыба, приплыви ко мне, помоги мне, я твоих детей в реку отпускала, в светлые воды грязь – мусор не бросала. Помоги! Подари три чешуйки с твоего бока!

Покрутилась рыба – кета, говорит:

3. Звукопроизношение.

Повернулась боком рыба: - На, бери чешуйки.

Дальше идет девушка. Пришла в поле, видит, стоят табуном белые лошади. От ветра морды прячут, злятся на непогоду.

Подошла Сардаана к лошадям, просит:

-Госпожа кобылица, не гони меня, выслушай, дай мне три волоса из своей гривы. Я твоих детей никогда не обижала, вкусной свежей травой кормила, в реке купала, узду не одевала, плетью не била – помоги!

Бьет копытом кобылица, куснуть норовит:

- Ты, девушка, расчеши мою гриву, получишь волоски.

 4. Мелкая моторика

«Заплети косы»

-Спасибо, вам ребятки, получите три волоса с моей  серебряной гривы.

Идет, сквозь пургу пробивается, снегом – ветром умывается. Вот сопка , где Золотой Олень живет. Рога у него большие, золотые, издалека светятся.

Подошла к Оленю девушка, просит:

-Господин Олень, ты хозяин тайги, помоги мне, подари веточку с твоих рогов, очень нужно! Я иду  к  Солнцу просить его вернутся, землю согреть. Помоги!

Отвечает Олень:

-Разыщи всех зверей. Дам веточку с рога.

5. Развитие памяти, внимания.

«Найти зверей».

Дал Золотой Олень веточку от рога и Сардаана пошла дальше.

- Здравствуй, Солнце! Это я Сардаана, к тебе пришла! Все, что ты просил – принесла! Выйди из юрты -  заждались тебя люди, по земле хозяйкой Зима ходит, леденит, морозит, всему живому лишь холод дает. Иди, прогони Зиму, землю согрей, людям тепла дай!

-Ладно, - Солнце говорит, - только исполни мою последнюю просьбу. Я, Солнце, никогда не плачу, нет у меня слез, сделай так, чтобы я заплакал.

Сардаана, подумала, как сделать, чтобы Солнце заплакал? Что делать? Посидела и начала играть на хомусе.

Музыка звучала  о  прекрасной земле, о красавице зеленой тайге, о реках быстрых. Пел хомус о тоске по солнцу ясному, по лету красному, о зверюшках страдающих, от холода замерзающих.

Слушал Солнце, мрачнело его лицо, начал понимать, как был не прав. Вдруг на глазах его заискрились, засверкали разноцветные капельки, скатывались по щекам и падали на Землю. Плакал Солнце, сильно плакал. Стал и вышел из юрты. Засветил Солнце, засиял. Тепло и весело стало всем и людям, и зверям.

А глубоко в земле начали люди находить камушки – сверкающие, блестящие. Очень красивые, очень прочные. Алмазами стали звать те камушки, но все знали – это слезы Солнца. Желтые, зеленые, белые, черные – разные слезы были у Солнца, разного цвета и алмазы сейчас находят люди на земле Олонхо.

C:\Users\Наталья\Documents\Новая папка (2)\DSCF0575.JPG 

Конспект логопедического занятия

Этап: Автоматизация звука в словах с обратных слогом.

Тема : Звук Р слогах и словах с прямым и обратным слогом.

Цель:

  • Закрепить четкое произношение изолированного звука –Р-;
  • Закрепить правильное произношение звука –Р- в словах с прямым и обратным слогом;  
  • Учить определять место звука в слове и находить слово с заданным звуком; выделять звук из слов;  
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать внимание, умение выполнять задание.

Материал: предметные картинки; колокольчик ;  силуэты тигра и собаки;  модель фонаря и гармошки; музыка «Гармошка».

1.Четкое произношение изолированного звука –Р -. Настенное пособие «Разноцветные ленточки».

Игра «Догонялки» -  тигр и собачка играют в догонялки

Где находится язык, когда произносим звук Р? (Кончик языка находится за верхними зубами, у альвеол). Еще раз четко произнесем звук Р  (Р-Р-Р-).

        2. Игра «Добавь звук Р». – Я буду называть слова, а ты, Луиза, добавляй звук Р:

Ми…р . Какое слово получилась? (Мир). Дво…р. И сразу слово назови  (Двор)

забо… р       топо…р                 хо…р                      ша…р                       сы…р

хаа..р            тура..р                    олоро..р                  баа..р                        самова..р

         3. Игра « Чуор кулгаах». -  Я покажу картинку с зайчиком вы прыгаете на двух ногах, если  картинку с ладошкой – хлопаете в ладоши. Внимательно слушайте  звуки и слоги со звуком    –Р-

                                                 А    О  Н  Р    Р     У    И К Р   Ш    Р

                                                 РА    НО БА АР ШО РУ   МИ ОР   УР    БУ    РО

         4. Игра «Добавь слог» -  Добавляем слог – АР в слова. Скажи, какой слог добавляем в слова? ( АР)

Пов..ар      - Какое слово получилось? (Повар)           

самов..ар        ком..ар        ха..ар       ба..ар        

                                                -РА      

-Теперь  будет добавлять в слова слог –РА. Какой слог будешь добавлять? (-РА ). Ве..ра  - Какое слово получилась? (Вера).

Го…ра                  детво…ра             ды…ра      

-   Добавляй слог  -УОР-  в слова. Какой слог добавишь в слова? (-Уор)

Олб..уор              оһ..уор  

- Т еперь  добавляй слог  - РЫ. Скажи какой слог? (-Ры)

Ша….ры .  Какое слово получилось? (Шары). Да, шары – это хначит много шаров, а (показ картины с одним шаром) это какое слово? (Шар)  Это значит шар – один, а шары – много. Повтори. (Шар – один, шары – много).           ды..ры       го..ры          

5. «Цепочка слов». Посмотрите, у гнома гармошка.  Надо найти картинки с заданным звуком и определить  звук в конце слова. И тогда он заиграет на гармошке.

Что нарисовано у тебя на картинке? (мотор). Какой звук в конце слова мотор? (- Р)  Найти картинку со звуком –Р- в начале слова (робот). Какой звук в конце слова робот? (-Т). Найти картинку со звуком –Т- в начале слова (Топор. В конце слова звук –Р. Радуга - Арбуз- Забор- Радио).

Физминутка.  Подвижная игра «Кто первый» с колокольчиком.

6. «Четвертый лишний». А  этот гномик держит   на руке фонарь. Но почему – то он не горит. Давайте поможем ему зажечь фонарь.  Открой третье окошко в первом ряду. Назови картинку. (кумаар).  Четвертое окошко во втором ряду (кымырда5ас) итд.

Назовите все картинки в открытых окошках (кымырда5ас, кумаар, сахсыр5а, тураах, туруйа, бөрө). Вот какие вы молодцы, помогли гномику.   Кто лишний и почему? (принимаются все варианты ответов, если они обоснованы).

7. «Доскажи словечко». Надо закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию словом, определить наличие звука –Р- в слове.

Суолу бүрүйдэ маңан .. (хаар) . Хаар дьиэн тылга Р дор5оон ханан иһиллэр? ( Р дор5оон тыл кэннигэр иһиллэр).  

Кыһын тыа5а улуйар тор5он …(бөрө - Р дор5оон ортоку иһиллэр)

Сайын көтөр дыыгынас ..(кумаар- Р дор5оон кэнники иһиллэр)

«Саас кэллэ» дьиэн да5ынаата хара  …(тураах- Р дор5оон ортоку иһиллэр)

8. Многократное повторение слов, контролируя четкое произношение

звука –Р.

ардах, ар5аа, аргыс, эрдии, эркин, ардьаах, үрэх, үрдүк,

 ампаар, атыыр, олбуор, оһуор, угаар, аңыр, о5олор, кумаар,

о5урсу, араама, арыы, эриэхэ, үөрүү, ырыа, үрүйэ, орон, туруйа, турах.

9.  Итог 

C:\Users\Наталья\Pictures\Новая папка (4)\DSCN0792.JPG

Подгрупповое логопедическое занятие

«Герои Олонхо»

Этап: Автоматизация звука в простой фразе.

Тема: Звук Р в словах и простой фразе.

Цель: Закрепить правильное произношение звука –Р- в словах с прямым и обратным слогом;  учить составлять слово из звуков;   выделять звук из слов. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: предметные картинки; мячи – прыгуны; картины героев Олонхо: Эрчимэн Бэргэн, Үрүң Уолан, Туйаарыма Куо, Алгысчыт, богатырский конь.

- Сегодня мы с вами оправимся  по стране Олонхо.  Посмотрите, какой конь! Какой сильный и могучий конь!  Это конь богатыря Ньургуна Боотура. Он хочет, чтобы вы отгадали слова – наоборот.

  1. «Скажи наоборот». Закончить предложение подходящим по смыслу словом, противоположным по значению, словом – наоборот. Определить наличие звука в слове.
  • Поезд бытаан, онтон самолет …..(түргэн). Бу тылга Р ханнан турарый? (Түргэн дьиэн тылга, Р дор5оон ортоку турар)
  • Саша улахан, онтон Эрэл …(кыра)
  • Мин олоробун, онтон эн…(турабын)
  • Түүн хараңңа, онтон күнүс … (сырдык)
  • Саахар маңан,  буор ….(хара)
  • О5онньор кырдьа5ас, уол … (эдэр)

       - Молодцы! Давайте пойдем дальше. Кто это? Это Эрчимэн Бэргэн брат   Ньургуна Боотура. У него есть задание для вас.

  1. «Четвертый лишний». Повторить ряд слов в заданной последовательности определить, какое слово лишнее, объяснить почему.
  • Хара, саһар5ай,  розовай, бөрө. (Бөрө, кини кыыл)
  • Улар, тураах, туруйа, кырса (Кырса, кини кыыл уоннаа5ылар көтөрдөр)
  • Харыйа, ромашка, роза, астра  (Харыйа – мас)
  • Муора, өрүс, үрүйэ, арыы (Арыы – сир)
  • Ардах, хаар, тобурах, улар (Улар – көтөр)  
  • Бэрэскии, күөрчэр, бэрээнньик, чороон ( Чороон – иһит)

Физминутка. Под музыку «Ат» дети играют «Кто быстрей», на мячах – прыгунах. 

 - А это Үрүң Уолан - друг  Ньургуна Боотура.  Он приготовил для вас задание.

  1. Повторение словосочетаний.  Четкое произношение слов, контролируя правильное произношение звука –Р-
  • Ыраас ардах;  э5эрдэ концерт; дириң  ар5ах;  хара буруо;
  • Ыраас өрүс;  атыыр ат;  о5уруот олордуу; көмүс  ытар5а;
  • Түргэн ырыа;  буор  орох;  күөх о5урсуу; уһун кирилиэс.

       - Это красавица Туйарыма Куо – сестра Үрүң Уолан, невеста Ньургуна Боотура. Она знает много  разных чистоговорок и любит их проговаривать вместе с детьми. И вы повторяйте со мной чистоговорки.

        5.  Повторение чистоговорок с четким проговариванием звука –Р-.

  • Аар – аар – аар-  көттө  кумаар
  • Оор – оор – оор-  оту охсоор
  • Уор – уор – уор – үчүгэй оһуор
  • Ыыр – ыыр – ыыр – былыт баттыыр
  • Үүр – үүр – үүр – көмүс күлүмүрдүүр
  • Иир –иир – иир – дьылы билгэлиир.

- С большими чороономи на руках стоят Алгысчыт. Люди которые  славят храбрость, благословляют на подвиг богатырей, просят  силы у небесных божеств. Для того чтобы, говорит алгыс  как они, надо научится, быстро и медленно говорит. Давайте, прочитаем  стихотворение о птичке.

         6. Повторение скороговорки, постепенно убыстряя темп (скороговорка описательного характера)

Кып – кыра чычып – чаап,

Хап – хара харахтаах.

Кып – кыра чычып – чаап

Чап – чараас кынаттаах.

Кып – кыра чычып – чаап

Сып – сытыы тумустаах.

   -  Алгысчыт дарит – чаппарах. Кому мы отдадим этот чаппарах? Да, коню Ньургун Боотура. Посмотрите, каким стал наш конь! Украшен - чаппарахом, уздой, стременем.

        7.  Развитие мелкой моторики. Раскрашивание героев Олонхо.  

        8.  Итог 

Конспект открытого логопедического занятия

Игровой сюжет якутская сказка «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»

Тема: Дифференциация звука «Л - ЛЬ».

Цель: Закрепление навыка определять места звука в слове; умения осуществлять анализ и синтез слов; формировать навыки различия звуков Л-ЛЬ в связной речи; продолжить знакомить с понятием «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук».

Задачи:

  • Продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звуковому анализу, составлению предложений по схемам;
  • Образовывать множественное число существительных;
  • Развивать фонематическое восприятие, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • Развивать мимическую мускулатуру;
  • Закрепить умение работать в парах.

Ход:

1. Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята.

 - Вы любите сказку?

 - Давайте вспомним сказку о старухе Бэйбэрэкээн?

- Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

 - Кто главные герои этой сказки? (ответы детей).

 Психогимнастика.

 - Поставьте зеркала и изобразите на своих лицах добрую старушку Бэйбэрэкээн, злую Восьминогую Абасыы, грустную Сардану, удивлённое лицо Хаардьыт Бэргэн

 2. Сообщение темы.

 -Вместе с «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»,  мы повторим правильное произношение звуков л – ль.

3. Характеристика звука.

 -Набрали в животик воздух и произнесли звук л. Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий). Звук ль мягкий.

4. Произношение звуков л – ль в слогах, словах.

 - Какой была девушка Сардана? (Ласковой, милой, доброй).

 - Какую работу она выполняла? Подскажите нужные слова. Сардана полы … (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь … (топила), обед … (варила, готовила), бельё … (стирала, полоскала, гладила), грядки … (копала, полола), посуду … (мыла, чистила).

 - Чем похожи эти слова? На какой слог они заканчиваются? (Слог  - ла).

 - На ысыахе  не только танцуют оьуокай но, и поют.

Игра «Дирижёр». Мальчики произносят слог ЛА, а девочки слог ЛЯ я буду руководить нашим хором. ( На мотив песни «Сарсырда сарар5а»)

 - А откуда появилась девушка Сардана в сказке? (биэс салалаах бэрдтигэс от)

- Салаа диэн тугуй?

- О чём она мечтала?

 - Чем мы можем ей помочь?

 - Выполнить за неё работу и осуществить её мечты.

5. Развитие мелкой моторики руки.

 - Работаем в парах: девочки собирают фасоль, мальчики – лук.

 - В слове «фасоль» какой последний звук? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов?

 - В слове где находится звук Л? (Начале, середине, конце).Сколько слогов?

 - Какое слово из данных слов длиннее?

 Образование прилагательных.

 - В чём Сардана поедет на ысыах?

 - Из чего можно сшить платье? (Образцы тканей)

6. Развитие языкового анализа и синтеза.

 - Хардьыт Бэргэн подарил Сардане бусы, но их разорвала  Восьминогая Абасыы и они рассыпались. Помогите собрать. Какой первый звук в слове сал? Каким цветом обозначаем? Правильно синим. Второй звук в этом слове? Каким цветом? Правильно, гласный – красным цветом. Последний звук – согласный, синим цветом.

7. Произношение звука в предложениях.

 - Кого первым встретил Хардьыт Бэргэн? (Хардьыт Бэргэн встретил белку)

 - Посмотрите на экран и назовите, что изображено одним словом. (Дикие животные )

Образование множественного числа существительных. «Один - много»

 - Посмотрите на экран и скажите какие предметы нужны  Сардане, чтобы попасть на ысыах (лошадь – лошади, платье – платья, туфель – туфли, платок – платки).

8. Анализ словесного состава предложения.

 - Сардана отправилась на ысыах. Выложите из слов-полосок схему этого предложения.

 - Каким словом можно заменить слово отправилась? (Уехала, умчалась, добралась)

 - По какой дороге ехала Сардана?(Прямая, извилистая, волнообразная)

 - Нарисуйте двумя руками извилистую дорожку на песке.

9. Физминутка.

 - Сардана оказалась на ысыахе. Что она там делала?

 (Познакомилась, танцевала, вселилась, смеялась, плясала)

 - Сейчас мы вместе с Сарданой будем танцевать оьуокай.

10. Развитие связной речи.

 - Расскажите, что случилось дальше.

 - Как нашел Хардьыт Бэргэн Сардану?

 - Чем закончилась сказка?

11. Итог занятия.

 - Чем мы помогли Сардане?

 - Что было вам интересно, какие трудности вы испытали.

- Спасибо за работу!

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20150522_102831.jpg

«Путешествие в Волшебную страну»

по сказке Александра  Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Цели:

Образовательные: Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

  • Закрепление навыка детей в анализе и синтезе слов;
  • Закрепить употребление в речи антонимов;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие речевой коммуникации, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  • Развитие умения выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;
  • Формирование таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Методы и приемы:  

  • Наглядный  (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);  
  • Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Ход праздника

Дети входят под музыку, садятся на стулья

Мама и дочкой Элли сидят во дворе.

Элли. Мама, есть ли на свете волшебники?

Мама. А зачем тебе волшебники?

Элли. Если бы были волшебники были бы чудеса.

Звучит  музыка ветра

Мама. Сильный ветер начинается, скорей домой заходи.

Мама выходит.

Звучит музыка сильного ветра

Элли прижимает к себе собачку

Элли. Не бойся, Тотошка, это только ветер!

Становится темно. Зажигаются цветные огоньки.

Включается свет.

Стоят жители Волшебной страны. Танец.

Элли. Ой, куда я попала?

Страшила. Тебя ураган перенес в Страну Оз. Это жители волшебной страны.

Элли. Я хочу домой? (плачет).

Страшила. Как тебе вернутся домой, надо спросить у Волшебника Гудвина.

Элли. А где он Волшебник Гудвин?

Страшила. Он живет в Изумрудном городе. Я Страшила, стою в огороде. Помоги мне Элли с жителями Волшебной страны, разложить овощи по корзинкам. Только не перепутайте, надо разложить так чтоб в корзинке с одним кубиком лежали овощи, в названии которых один слог, с двумя кубиками – овощи в названии два слога, с тремя – овощи, в названии которых три слога.

  1. Игровое задание «Разложи овощи по корзинкам»

Оборудование: 3 корзинки, овощи (муляжи)

Звучит музыка, дети выполняют задание.

Страшила. Вот я освободился от огорода, теперь я могу тебе, Элли, помочь дойти  в Изумрудный город. Посмотри, Элли, буквы рассыпались. Наверно буквы  надо разложить по дорожкам. Давай, попросим жителей волшебной страны. Скажите, ребята,  гласные буквы на какую дорожку  надо разложить? (на красную дорожку), согласные буквы? (на зеленую дорожку). 

  1. Игровое задание «Буквы рассыпались».

Оборудование: буквы – гласные и согласные, дорожки – красная (кирпичики),  зеленая (трава)

Звучит музыка, дети выполняют задание.

Страшила. Молодцы, как быстро вы справились с этим заданием. Вот я бы не справился сам, потому что у меня в голове одни опилки. Посмотрите, две дорожки открылись. По какой дороге нам идти -  по зеленой или красной? (Красная – она длинная). 

Страшила.  Красная дорожка ведет в изумрудный город.

Звучит песня «Песенка Элли»  Страшила и Элли идут по дорожке.

Встречают Дровосека.

Дровосек. Здравствуйте! Куда вы направляетесь?

Страшила. Мы идем в Изумрудный город к волшебнику Гудвину. Я у Гудвина попрошу ум вместо опилок, а Элли вернется домой.

Дровосек. Я бы тоже попросил у Гудвина сердце.

Страшила. Так пошли с нами!

Дровосек. Я очень рад пойди с вами! Вот только помогите мне найти буквы в словах. Прочитайте и напишите буквы, которые не потерялись.

  1. Игра «Буква потерялась»

Слова: тиМир, гайКа, шуРуп, оСкуома, өтүйЭ, чЫскы

Звучит музыка, дети выполняют задание.

Дровосек .  Прочитайте, какие слова у вас получились.

Дети по очереди читают слова.

Дровосек.  Посмотрите, какое красивое маковое поле! Я не хочу затоптать маки. Давайте, соберем маки вдоль дороги, но надо собрать так чтоб получились слова: с левой стороны дороги слово – сибэккии (цветы), а справой стороны – сэбирдэх (листья).  

  1. Игровое задание «Зашифруй слово»

Оборудование. В цветах- маках  буквы, по первым звукам дети раскладывают слова.

Дровосек.  Ура! Я иду с вами в Изумрудный город.

Звучит песенка Элли, все шагают по дорожке.

Слышен рев льва.

Страшила и Дровосек пугаются.

Дровосек. Кто – то рычит в лесу. Может, не пойдем, может,  обойдем лес?

Страшила. Нет, мы не должны сворачивать с пути.

Лев. (испуганно) Кто вы?

Страшила. Я, Страшила, Дровосек и Элли.

Лев. Куда вы идете?

Страшила. В Изумрудный город, к волшебнику Гудвину.

Лев. Можно и мне с вами идти?

Страшила. Можно, давай выходи из леса!

Лев. Я боясь, лес меня не отпускает. Помогите мне!

Страшила. Поможем, дети, льву?

Дети. Да!

Лев. Спасибо! Я буду называть фразы, а вы добавлять в конце слово противоположное по значению

5. Игра «Наоборот»

          Задание. В конце каждой фразы добавить слово, противоположное по  

          значению.

Мин  эйиэхэ ыраах дьиибин, эн  миэхэ……………(чугас)

Мин эйиэхэ үрдүк дьиибин, эн миэхэ………. (намыьых)

Мин эйиэхэ түһэрдэ, эн миэхэ….. (көтөхтө)

Мин эйиэхэ сүтэрдэ диибин, эн миэхэ… (булла)

Мин эйиэхэ сымыйа диибин, эн миэхэ …..(кырдьык)

Мин эйиэхэ хорсун  диибин, эн миэхэ …. (куттас)

Мин эйиэхэ саҕаланна диибин, эн миэхэ  (бүттэ)

Лев. Молодцы, ребята! Посмотрите, у меня есть куб с картинками. Все встаем в круг, по очереди бросаем куб и придумываем слова на первый звук выпавшей картинки. Например, выпала картинка «солнышко» придумываем слова на звук «С».

6. Игровое задание «Бросайка»

 Оборудование.   Куб  с картинками ( жук, солнце, ракета, луна, зонтик, шарик) и придумывают слова на первый звук выпавшей картинки.

Лев. Я тоже пойду к волшебнику Гудвину и попрошу храбрость.

Звучит песенка Элли, все шагают по дорожке.

Впереди виден Изумрудный город.

Страшила. Смотрите, вот Изумрудный город. 

Звучит волшебная музыка.

Выходит Гудвин.

Гудвин. Добрый день! Скажите, дети, кто помог вам пройди по дорожке?

Дети. Страшила.

Гудвин. Вот тебе Страшила – ум. Кто сберег маки, не дал затоптать маковое поле?

Дети. Дровосек.

Гудвин. Дровосек, я даю тебе любящее сердце. А кто не побоялся и вышел из темного леса?

Дети. Лев.

Гудвин. Вот тебе Лев – храбрость. Элли волшебные туфельки, стукнешь три раза, и ты очутишься дома.  А всем вам жители Волшебной страны  даю шоколадки.  

 Страшила. Спасибо вам, дети! Мы прощаемся с вами. До свидания!

Дети. До свидания!

Дети исполняют песню «Песенка друзей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Полет на лайнере»

Тема: Автоматизация  звука Р и Л в словах,  простой фразе.

Образовательные области: социализация, коммуникация, познание.

Цели:

  1. Воспитание навыка четкого произношения звука «Р» и «Л» в слогах,  словах, фразах.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Воспитание навыка составления предложения по опорным картинкам.
  4. Воспитание навыка образования относительных прилагательных.

Материал:

  • предметные картинки: волк, лиса,  сова, дерево, куст.
  • демонстрационные карточки: сюжетные картинки – «Полет»
  • дидактическая игра «Чего не хватает»
  • использование картин на компьютере.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Знакомство с темой занятия.
Отгадывание загадки: «Летит по небу птица, а внутри народ сидит» (самолёт)
Определение первого звука – «Л».

Логопед. «Л» дор5оон бу тылга ханнан турарый? Инники, ортоку, кэнники?

III. «Путешествие»
Сегодня мы отправимся в путешествие. Мы отправимся в полет на авиалайнере.

1. Уточнение слова – лайнер.

Логопед . Лайнер – из английского слова «линия», имеется в виду «самолет летит так ровно, словно чертит на небе линию». Авиалайнер – воздушный скоростной многоместный самолет.

Логопед. Лайнер диэн тылы хатылаатыбын. Бу тылга ханнык дор5ооннор иьиллэлэрий?  Л - ханын иьиллэрий? Р ханан иьиллэрий?


2.
Составление предложений с опорой на вопрос и картинку.
- Посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? 

О5олор: Мин өрүһү көрөбүн. Мин үрэҕи  көрөбүн. Мин куораты көрөбүн. Мин халланы көрөбүн.
Логопед убирает картинку и спрашивает: Биһиги ханан көттүбүт?
О5олор: Биһиги куорат, үрэх, өрүс үрдүнэн көттүбүт.

3.Игра «Будь внимательным» - звуко-слоговой анализ слова.

Логопед: Биһиги тыабытыгар ханнык кыыллар баалларый?

О5олор:  Биһиги тыабытыгар  бөрө, саһыл, саарба, тайах  баар.

Логопед: Ханнык  тылларга «Р» дор5оон иһиллэрий?

О5олор: Бөрө, саарба.

Логопед. Боро диэн тылы сутуоххэ араарын эрэ. Хас суьуохтээ5ий? Ким тахсан дуоска5а суруйар?

Работа ребенка на доске.

Логопед. «Р»  дор5оон ханнык суьуоххэ иьиллэрий?

Логопед: Ханнык тылларга «Л» дор5оон иһиллэрий?

О5олор: Саһыл

Логопед. Саьыл  диэн тылы сутуоххэ араарын эрэ. Хас суьуохтээ5ий? Ким тахсан дуоска5а суруйар?

Работа ребенка на доске.

Логопед. «Л»  дор5оон ханнык суьуоххэ иьиллэрий?

4. Игра «Радисты» - выделение слов со звуком «Р» и «Л» буквами.
Логопед: Авиалайнерга радист баар. Кини рацийаннан халлаан хайдах туруктааҕын билэр уонна сөмөлүөт ханна олордоллорун биллэрэр. Эһиги радистар буолуӊ, эһиэхэ сигнал көрдөрөр бэлиэлэр бааллар. «Р» дорҕоонноох тыллары иһиттэҕитинэ «р» букубаны көрдөрүӊ, «Л» дорҕоонноох тыллары иһиттэҕитинэ «л» букубаны көрдөрүӊ.

Рак, лавка, лампа, мас, рама, врач, луук, урдэл, ордук, уорэх, улаат, ардах, илим, кулук, олордуу, атыыр, олбуор, бугул, ырыа, улар.

5. Игра с мячом «Дружные слова»  – проговаривание слов парами.

Логопед: Мин кэннибиттэн үтүктэн хатылаан иһиӊ:

Рад – лад

Краса – глаза

Рак – лак

Игра – игла

Рама – лама

Рамка – лавка

Грач – плач

Урэх – улэх

Орох – олох

Уор – уол

Орон – олом

Укээр - уктэл

Чуораан – чуулан

Маар - дал

  1. Игра «Один - много» – образование множественного числа
    Логопед: Биири элбэх гына уларытыӊ:

О5олор биир тылга тураллар, элбэх тылга олороллор.

 Ыллаа- ыллыыллар

Утуй – утуйаллар

Тур – турдулар

Туннук – туннуктэр

Сулус – сулустар

7. Игра «Угадай, где это есть?» – составление предложений по сюжетным картинкам.
Логопед: Авиалайнерга стюардесса үлэлиир. Кини пассажирдарга көмөлөһөр. Көрүӊ стюардесса конверт булбут.  

Дети  составляют  предложения по предметным картинкам.

Лиис

Патрон  

Кран

Сиэл

Тэтэрээт лииһэ

Саа патрона

Самовар крана

Хахай  сиэлэ

8. Игра «Тугу гынар?» - составление предложений с опорой на картинку, добавив слово-действие.

Поставьте схему предложений  в нужном порядке. Слово - действие подчеркните.

9. Ну а теперь нам пора возвращаться.

Логопед. Все задания вы выполнили. Мне понравилось, как вы выполняли задания, следили за своей речью, отвечали полными предложениями.

Мнемокартинки к стихотворению

Летчиктар эьиэхэ билиэт биэрэллэр. Ити хоьоон. Ону нойосуус уорэтэ5ит.

Самолет построим сами.

Понесемся над лесами
Понесемся над лесами

И потом вернемся к маме!

V. Итог.

Многофункциональная дидактическая игра «Чудо веревочки»

C:\Users\Наталья\Pictures\Мои фото из телефона\20150208_181923.jpg

C:\Users\Наталья\Pictures\Мои фото из телефона\20150208_084821.jpg

Дидактические игры «Чудо веревочки» направленные на развитие фонематического восприятия и четкого произношения звука в слогах, словах,  способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта родного  языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков якутского  языка. Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В работе с дидактическим материалом  можно выделить следующие этапы:

     I этап - узнавание неречевых звуков;

    II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

    III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

    IV этап - дифференциация слогов;

    V этап - дифференциация фонем;

    VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Цели и задачи:

Познавательное  развитие: общении со взрослым ребенок учится анализировать слова, из звуков конструировать (составлять) слова; учится  к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в речевой  деятельности.
Речевое развитие: у ребенка складываются предпосылки грамотности:

  • умение четко произносить изолированный звук;
  •  умение детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком;
  • дифференциацию звуков;
  • умение определять первый и последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук;
  • умение делить слова на слоги;
  • умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Игры способствуют пополнению и активизации словаря.
Социально-коммуникативное развитие: в  игре происходит познание взаимоотношений между детьми  и  взрослыми.

Игры содержат красочные картинки, веревочки с разными предметами или нарисованными картинками.  В играх используется, самоконтроль и самооценка выполненных заданий.

Предлагаемые мною игры необходимы при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Для владения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе слова и умел анализировать звуковой состав слова. Игры можно использовать с детьми как индивидуально, так и подгруппой.

  1. Игра «Пчелки»

Цель: Учить правильно и четко произносить  заданный звук, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

  1. Игра «Телефон»

Цель: Развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание; четко повторить слоги, слова с заданным звуком.

Ход игры:  Логопед произносит звук, слог, слова тихим – громким , низким – высоким голосом, ребенок  повторяет.

F:\Фото логопед\DSCF0590.JPG

  1. Игра «Сардана и птицы»

Цель: Развивать фонематический слух, учить различать силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.

Ход игры: Логопед  слово (звук, звукосочетание) с той силой голоса, которая соответствует  понятиям  «далеко» или «близко». Ребенок   четко повторяя звуки, слоги, слова вытягивать птичек  и к Сардане «близко» или «далеко».

  1. Игра «Лошадка»

Цель: Развивать фонематический слух, учить различать звук в словах , находить место звука в слове, воспитывать слуховое внимание.

Ход игры: Логопед называет слово с заданным звуком, ребенок на слух определяет местонахождение звука в слове и ставит лошадку на ту сэргэ где звучит звук.

  1. Игра «Собери ягодки»

Цель: Развивать фонематический слух, учить делить  слова на слоги .

  1. Игра «Чуоранчык»

Цель: Развивать фонематический слух, закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки.

Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению якутского и русского языка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...