Работа по формированию речевого дыхания
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чекина Оксана Евгеньевна

Рекомендации, игры и упражнения, направленные на развитие у ребенка речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постановка речевого дыхания у детей с ОНР

Выполнила учитель-логопед МБДОУ детский сад № 223

Чекина О. Е.

Казань 2015

«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание – 
основа здоровья и долголетия».
К.С. Станиславский

Актуальность.

Речь выполняет основную функцию – коммуникативную, благодаря которой речь является средством общения. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Каждый год, по ряду причин  детей с речевыми нарушениями становится всё больше.

Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.

Врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать. Вернее, они не умеют дышать правильно:

-Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.

-Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

-Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем в магазин).

-Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.

-Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

-Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма и самое главное для формирования правильной и красивой  речи.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
        Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся лишь немногие, и многие об этом жалеют, когда "садится" голос, "пересыхает" во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу. Чтобы научиться правильно дышать, проследим процесс дыхания в организме.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу они опираются на диафрагму.

Диафрагма - мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается - происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха, выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая функция, поэтому оно называется фонационным (phone - "звук" греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки, и образуется звук.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу диафрагмы и развить бесшумный короткий вдох для длительного голосоведения на выдохе.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе «увеличивается» живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема воздуха, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы скоро обретете и новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дают ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный рефлекс правильного дыхания и голосоведения.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный.

Что бы определить правильно ли дышит ваш ребёнок можно провести диагностику дыхания: 

Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультфильма или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

 Ребёнок от 4 до 6 лет выполняет 25-30 вдохов –  это неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину.

 Если больше 30 вдохов в минуту. Такое дыхание считается поверхностным и частым.

Поэтому у таких детей  необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать грудно-брюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания  проводится в следующей последовательности:

-Развитие грудно-брюшного типа дыхания.

-Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

-Обучение  длительному или многократному  произнесению на одном выдохе:

-одного звука

- 3—4 слога;

- фразу из 2—3 слов;

- фразу из 4 слов;

 - 1—2 стихотворные фразы;

- стихотворных текстов.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Не переутомить ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

2. Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом;

3. Чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз;

4. Все дыхательные упражнения должны проводится до еды в хорошо проветренном помещении.

 С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.

Правила проведения работы по формированию речевого дыхания.

1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6.  Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
9. Переход от данного этапа работы к другому  осуществляется в том случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.
10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;

- заниматься до еды;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таких игровых упражнений.

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),  «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), «Свечка» (задувание свечи), «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек), «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика»), «Цветочек»  дети делают вдох и задерживают дыхание, нюхают  цветочек, вдохнув аромат), «Покатай карандаш» (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш), «Загони машину в гараж» (через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гараж), Упражнение «Факир» (дуем на полоску бумаги, заставляя ее делать волнообразные движения), упражнение «Фокусник»  (Сдуваем ваточку с кончика носа, язычок лопаточкой ) и т.д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров:

- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.

- Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;

- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер»;

- Проговаривание скороговорок и чистоговорок;

- Выразительное чтение стихотворений.

При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.   Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей. А главное – всё это доставляет детям огромное удовольствие.

Приложение

Упражнения  и игры для развития правильного речевого дыхания. 

УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнение 1.

Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.

Взрослый укладывает ребенка на ковер на спину и предлагает ему

 положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.  Взрослый. Сейчас по моей команде ты сделаешь глубокий вдох

носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся.

 А потом выдохни воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей.

Упражнение 2.

Диафрагмальное дыхание стоя. Воспитание диафрагмального дыхания.

Взрослый ставит ребенка к стене так, чтобы ребенок касался ее затылком спиной и пятками.

              Взрослый. Сейчас по моей команде ты сделаешь глубокий вдох

носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А по-

том выдохнешь воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение 3.

Развитие речевого дыхания.

Взрослый приглашает ребенка выйти на ковер.

Взрослый. Ложись на ковер на спину, левую руку положи

на живот, а правую руку — на грудь. По моей команде ты будешь

делать вдох и посылать воздух в животик, чтобы он надулся. По

команде вместе со мной ты будешь выдыхать воздух и считать до

пяти, чтобы животик втянулся.

Упражнение выполняется 3—4 раза.

Упражнение 4.

Развитие речевого дыхания.

Взрослый предлагает ребенку встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

      Упражнение проводится 2—Зраза.

Упражнение 5.

1)Произведите короткий, спокойный вдох через нос, выдох через нос. 2)Произведите короткий, спокойный вдох через нос, выдох через рот. 3)Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Упражнение 6.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

Упражнение 7.

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
 

Упражнение 8.

Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

 Упражнение 9.

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Капля и камень долбит. 
Правой рукой строят – левой ломают. 
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. 
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. 
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.  
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 

ИГРЫ:

«ЧЕЙ ОДУВАНЧИК ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ ?»

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.

«ВАРЕЖКА»

Цель: развитие длительного сильного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные снежинки на ленточках, прикрепленные к варежкам.

Ход игры: Педагог напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. Наденем варежки. Давайте сдуем с варежек снежинки.  «Я на варежку подую. Все снежинки с неё сдую».

«ЛЕТИ, БАБОЧКА»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха;

           активизация губных мышц.

Оборудование: бабочки на ленточках, привязанные к обручу;    бабочки на ленточках, прикрепленные к цветкам.

Ход игры: Педагог показывает детям бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Посмотрите, какие красивые бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

«С цветка на цветок,

Я порхаю весь денёк».

Дети дуют на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая  щёки.  Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«ОБЛАКА»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные облака на ниточках.

Ход игры: Педагог: - Представьте, что подул сильный ветер и облака поплыли по небу. А теперь вы подуйте на облака.

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Подуем на живот,

Как трубочка, наш рот.

Ну а теперь – на облака,

И отдохнем пока»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Во втором случае дети дуют на облака одновременно.

                                             

«ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: чашки из цветного картона, сверху наклеены узкие полоски тонкой цветной бумаги.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

                       Сегодня гости вы мои

                        Горячим чаем всех я угощаю.

                       А чтобы не обжечься вам –

                       Дуть я предлагаю! (Дети дуют на чай, чтобы остудить)

                                               

«ВЕТЕРОК»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики.

Ход игры: Педагог предлагает поиграть с султанчиками.

- Представьте, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Дети одновременно дуют на свои султанчики.

                                       

«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО»

Цель: обучение плавному свободному выдоху;  активизация губных мышц.

Оборудование: дерево, сделанное из картона с привязанными листьями на подставке.

Ход игры: Педагог читает стихотворение:

«Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер быстро затихает,

Дворник листья подметает».

(Дети дуют на листья, обращая внимание на шуршание листьев).

  «БУМАЖНЫЕ ФЛАЖКИ»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги.

Ход игры: Ребята, нужно сделать так, чтобы поднялся сильный ветер. Детям предлагается подуть на флажки. Флажки полощутся на ветру! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

                                     

«КАТИСЬ, КАРАНДАШ»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Дети сидят за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребёнка лежит карандаш. Педагог предлагает с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Второй участник игры ловит карандаш.

Можно устроить соревнование. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатится дальше.

                                           

«ВЕРТУШКИ»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушки – вертушки.

Ход игры: На улице показать детям, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем в группе предложить подуть на вертушку. Вот как завертелась! Подуйте ещё сильнее – вертушка вертится ещё быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«ФУТБОЛ»

Цель: развитие длительного сильного выдоха, ориентировки в пространстве, умения работать в парах.

Оборудование: игровое поле, коктейльные трубочки, горох, шарики из ваты или фольги.

Ход игры:

1 вариант. Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить горошины на поле соперника и забить гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше голов.

2 вариант. Дети забивают мячи из ваты или фольги в футбольные ворота.

«ПРОКАТИ МЯЧ ЧЕРЕЗ ВОРОТА»

Цель: развитие сильного, плавного, направленного выдоха, ориентировки в    пространстве; активизация губных мышц.

Оборудование: ворота, сделанные из картона, теннисный или ватный шарик.

Ход игры: Дети сидят за столом. Ворота стоят на расстоянии 20 – 30 см. от ребёнка. Педагог предлагает подуть на «мяч», чтобы он покатился через ворота на противоположный конец стола. Второй участник ловит «мяч».

                                           

«ПОКОРМИ ДРАКОШУ»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик, игрушка дракона.

Ход игры:  Педагог:- Сегодня ты будешь футболистом и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать Дракона, тем самым создавая трудность в забивании гола. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки.

«СВЕЧА»

Цель: развитие слабого и сильного направленного выдоха.

Оборудование: свеча.

Ход игры: Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом.

Свеча ставится на расстоянии около 30 см от ребёнка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40 – 50 см.

                                        «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха;

            активизация губных мышц.

Оборудование: торт из пенопласта, свечи для торта, игрушка – Мишка.

Ход игры: Педагог: - Сегодня у Мишки день рождения. Ему исполнилось шесть лет. Давайте его поздравим! Вот праздничный торт. Помогите Мишке задуть свечи. Каждый ребенок индивидуально задувает свечу. Следить, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем ещё.

«ПЛЫВИ, КОРАБЛИК»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха;

 активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики, таз с водой.

Ход игры: На невысоком столе стоит таз с водой. Педагог: – Представьте, что это море. Давайте пустим в плавание кораблик. Поднялся сильный ветер. Каждый ребенок дует на кораблик. Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно организовать соревнование: «чей кораблик быстрее приплывет».

                                             

«УТОЧКИ»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха;

            активизация губных мышц.

Оборудование: резиновые уточки, плавающие в воде.

Ход игры: На невысоком столе стоит таз с водой. Педагог: – Представьте, что это озеро. Уточки пришли поплавать. Поможем им далеко уплыть. Для этого подуем сильно на уточку. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Игру можно проводить и индивидуально и в группе детей.

                                    «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: флаконы с мыльным раствором.

Ход игры: Педагог предлагает детям выдувать мыльные пузыри. Если у ребенка не получается, надо постараться помочь подобрать разные рамки и трубочки для выдувания, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата.

«БУРЯ В СТАКАНЕ»

Цель: развитие сильного ротового выдоха, обучение умению дуть через трубочку, активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного размера.

Ход игры: - Давайте устроим бурю! Возьмите трубочку и подуйте в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!

По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через нос.

                                        «НАДУЕМ ШАРЫ»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: воздушные шары.

Ход игры: Педагог показывает детям, как надо надуть шар. Набирать воздух через нос и медленно выдыхать его через рот в отверстие шара.

Педагог: -  Давайте надуем шары. Тот, кто правильно выполнил задание, может поиграть шаром. Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить детей правильно держать шары, чтобы из них не выходил воздух. Эту игру предлагать только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

«ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ?»

Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к детям, а затем предлагает погудеть всем вместе.

                                              «СВИСТУЛЬКИ»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские деревянные и пластмассовые свистульки в виде птиц и животных.

Ход игры: Педагог:  - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки – свистульки! Давайте устроим лесной концерт. Каждая из птиц поет свою песенку!  Игру можно повторять несколько раз. Следить, чтобы дети дули, не напрягаясь. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

                                          «ПОДУЙ В ДУДОЧКУ»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: дудочки, губные гармошки, различные  духовые музыкальные инструменты.

Ход игры: Педагог раздаёт детям дудочки и предлагает поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.                                                              

– Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки – начинаем играть! Если у кого не получается извлечь из дудочки звук, нужно проследить, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

                                              «УЗНАЙ ОВОЩ»

Цель: развитие плавного длительного вдоха.

Материал: лук, чеснок, огурец, нож, тарелки.

Ход игры: Дети рассматривают овощи (лук, чеснок, огурец), называют их. Затем на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Далее всем по очереди взрослый завязывает глаза. Дети должны по запаху узнать предложенный овощ.

«УЗНАЙ ФРУКТ»

Цель: развитие плавного длительного вдоха.

Материал: апельсин, лимон, яблоко, нож, тарелки.

Ход игры: Дети рассматривают фрукты (апельсин, лимон, яблоко), называют их. Затем на фруктах делаются надрезы. Дети нюхают фрукты, запоминают ароматы. Дети с завязанными глазами узнают фрукт по запаху.

Обучение  длительному или многократному  произнесению на одном выдохе одного звука:

      Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков:

Вьюга.

Вьюга начинается;1.- вдох; 2 -на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» —Вьюга разыгралась; 1. - вдох носом; 2.-на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»;

Вьюга заканчивается; 1.-вдох носом; 2.-на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» —. Повторить 2 раза.

Аналогично этому упражнению, с обыгрыванием названия упражнения проводим игры:

Пароход гудит:- на выдохе произносить "Ы-ы-ы ";

Лошадка:- на выдохе произносить " И-и-и ";

Зуб болит: - на выдохе произносить" О-о-о";

Девочка плачет: – на выдохе произносить "А-а-а-а-а".

      Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков:

Пурга.

Пурга начинается; 1.-вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга заканчивается. Повторить 2 раза.

Сдуй шарик.

 Стоя.1-расставьте руки широко в стороны (вдох носом)- получился шар, 2.- сводя руки перед собой – шарик сдувается, произносите длительно звук Ф. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

Снег идет.

Стоя руки подняты вверх. 1- плавно опускать руки (вдох носом); 2 - на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Гусь.

Стоя. 1.-руки поднять вверх(вдох носом); 2-на выдохе наклониться вперёд, руки назад, произносим: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Пчела

 Стоя.1.-вдох производится медленно, через нос.2.- на выдохе дети продолжительно произносят звук «ж – ж – ж» и легко взмахивают пальцами.

Насос.

 Стоя.1.-согнуть руки в локтях(вдох носом) -держим насос; 2.-на выдохе наклоняемся вперёд, руки опускаем, произносим звук "С-с-с"

Комарик

 Стоя, тело расслаблено, глаза закрыты, ладонь одной руки на шее спереди.1.- делается вдох носом. 2.-на выдохе произносится звук «з-з-з» предельно долго, негромко. Повторить 3 – 4 раза.

Каша кипит

  Стоя, 1.-кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох.2.-  выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «П-п-п». Повторяют 3-4 раза.

Греем ручки

 Стоя, 1-потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 - на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза.

         Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов:

Погреемся

Стоя,1.-  руки в стороны, вдох; 2 - быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3—4 раза.

Снежки

Стоя, 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2- бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза.

Аромат кухни

 Стоя,1.- медленный вдох через нос. 2.- медленный выдох через рот со словами «а – а – ах». Повторить 3—4 раза.

Часики

Стоя.1.- руки вперёд, вдох; 2.- руки  назад, произносить на выдохе

«тик – так». Повторить 3—4 раза.

       Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале фразы из слов:

1.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова по слогам: ма-ма, Ми-ла, мы-ла, но-ты, ко-ни, де-ти, ды-ня, му-ха, ва-та, но-ги, ду-хи, лу-на.

2.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев по слогам трёхсложного слова: ма-ли-на, ка-ли-на, ма-ши-на, ку-би-ки, за-пе-ли, мо-не-та, па-на-ма, у-тя-та, ко-тя-та, ка-би-на, га-зе-та, ми-мо-за.

3.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов: «мама мыла», «Мила шила», «дети запели».

4.Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 3 слов: «Мама мыла Милу», «Мила шила домой», «Дети запели песню», «МИЛА ЕЛА КАШУ».

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале  1—2 стихотворные фразы;

Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.

Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

Пословицы:

-Береги нос в большой мороз.

-Делу время, а потехе час.

-Любишь кататься – люби и саночки возить.

Чистоговорки:

Мы ж-ж-жуки, мы ж-ж-жуки, мы ж-ж-живем у реки,

Мы летаем и жуж-ж-жжим, соблюдаем свой реж-ж-жим.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале  произнесения  текста.

Яблоко

Цель: развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста, состоящего из двух, трех, четырех фраз.

Оборудование: схемы слов - «вагончики»

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Инструкция - 1: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обрати внимание на схему и послушай меня».

Педагог показывает схему или зарисовывает ее на доске (место каждого слова в схеме указывается): Педагог выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.)

«Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 секунды)

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем все вместе по моему знаку.

 После того как ребенок вместе с педагогом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному произнесению текста по сигналу педагога.

Инструкция - 2: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке. Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое».

Педагог показывает схему или зарисовывает ее на доске (место каждого слова в схеме указывается).

Соотнося каждое слово со схемой, педагог произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.

«Теперь произнесем все вместе».

Литература и интернет ресурсы:

  1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
  3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
  4. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет»;
  5. Дуплинская А. «О речевом дыхании детей с дизартрией». Журнал «Дошкольное воспитание»;
  6. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
  7. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.
  8. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.
  9. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
  10. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.
  11. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.
  12. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.
  13. .http://ped-kopilka.ru/blogs/ivleva-irina/igrovoi-kompleks-dyhatelnoi-  gimnastiki.html
  14. http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/igry-na-razvitie-rechevogo-dyhanija-v-srednei-starshei-grupe.html
  15.  http://www.bibliofond.ru/
  16.  http://ped-kopilka.ru/
  17.  http://logopatiki.ru/
  18.  http://www.twirpx.com/
  19.  http://www.maam.ru/
  20.  http:// nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания

Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания...

Методическая разработка «Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок ...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....