Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Поле чудес"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

В игре «Поле чудес»  присутствуют элементы поиска, неожиданности и занимательность. Ее особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми знаний и умений происходит непроизвольно, не вызывая напряженности и утомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста

«Поле чудес»

 Воспитатели: Харлашина В.Г.,                                    Шемелина Н.С.

Учитель-логопед: Христофорова М.С.

МБДОУ №324,  г.Красноярск

Игра является важным условием успешного воспитания и развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко и К.Д.Ушинский. Психолог Д.Б.Эльконин в одной из своих работ утверждает: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Работая с дошкольниками, занимаясь коррекцией и развитием их речи, логопед и педагог не может не воспользоваться множеством разнообразных игровых приемов.

На мысль оборудовать дидактическую игру «Поле чудес» нас натолкнули наблюдения над играми детей. Приобретя некоторые знания и умения на логопедических занятиях по обучению грамоте, дети объединялись в небольшие группы и пытались организовать игру, подобную известной телевизионной игре «Поле чудес». Однако игра быстро распадалась, затухала, так как не было соответствующего оборудования, отсутствовали правила игры и т.д.

Мы начали думать о том, нельзя ли сделать эту игру педагогически целесообразной, чтобы, развлекаясь, дети извлекали из нее максимум пользы.

В игре использовали принцип вращающегося круга и неподвижной стрелкой.

В «Поле чудес» серьезные задачи (учебные, познавательные) связаны с игровыми: здесь присутствуют элементы поиска, неожиданности и, что необходимо в каждой игре, занимательность. Ее особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми знаний и умений происходит непроизвольно, не вызывая напряженности и утомления.

Мелькание ярких, цветных предметов на вращающемся круге, ожидание того, на что покажет стрелка на этот раз, вызывают у детей радостное возбуждение. Сложные задачи игры дети решают с увлечением.

Разрабатывая содержание игры, мы внимательно изучили программы для детей с недостатками речи (ФФНР) и общеобразовательную, так как дети с недостатками речи изучают и ту и другую.

В игре учтены следующие разделы программы:

  1. Ознакомление детей с окружающим.
  2. Грамматический строй речи.
  3. Звуковая культура речи.
  4. Подготовка к обучению грамоте.
  5. Развитие элементарных математических представлений.
  6. Развитие психических процессов.
  7. Всестороннее воспитание личности ребенка.

Как в этой игре решается задача по ознакомлению с окружающим?

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификаций) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.

В «Поле чудес» созданы условия для целенаправленного зрительного обследования внешних признаков предметов: цвета, формы.

Игровое поле оформлено так, что в каждом секторе расположены красочные изображения группы предметов; 10 секторов – 10 обобщающих понятий: грибы, деревья, одежда, посуда, цветы, игрушки, транспорт, ягоды, овощи, фрукты. На начальных этапах развития связной речи важным моментом является обогащение словарного запаса детей и формирование у них углубленного понимания семантики слов и словосочетаний.

При описании предметов данного сектора и педагог, и логопед отрабатывает у ребенка умение строить ответы в точном соответствии с заданным вопросом, правильно согласовывая числительные и прилагательные с существительными различной родовой принадлежности, и решает важные задачи развития грамматического строя речи и чувства языка.

Кроме того, в этой игре ребенок обучается составлению предложение с однородными членами и союзами и: «На моем секторе две красные кружки в белый горошек и два зеленых ведра с красными цветочками».

«Поле чудес» помогает ребенку выработать умение отличать правильно оформленные высказывания от ошибочных (как в чужой, так и в собственной речи). И конечно, не упускается из виду одна из самых важных задач логопеда – автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Как решаются эти задачи в игре «Поле чудес»?

Лексический материал подобран так, что на игровом поле в названии всех предметов встречаются звуки р – л, р’ - л’. При назывании и описании изображенных предметов ребенок упражняется  правильном произношении трудных для него звуков.

Игра позволяет развивать аналитико-синтетическую деятельность.

Дети, отгадав загадку предложенную педагогом или логопедом в ходе занятия, проводят слоговый и звукобуквенный анализ слова-отгадки, выкладывая его из букв и прочитывая.

Внимание детей постоянно привлекается к артикуляции и звучанию звуков, к месту их расположения в слове, к слоговому составу слова, к ударным и безударным слогам. Работа с табло помогает ребенку овладевать звуковым анализом и синтезом, что является необходимым условием для усвоения письма и чтения.

В процессе обучения началом математики «Поле чудес» позволяет включать предметные действия, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений (пересчет предметов на игровом поле, подсчет очков, т.е. соответствующее количество фишек, полученных ребенком за правильный ответ). Эта игра помогает сформировать и упрочить представления о количестве и числовом ряде, закрепить соответствия числа и цифры (в каждом секторе количество предметов соответствует цифре-номеру сектора). Работа с числовым рядом позволяет вербализовать математические действия, что создает основу для развития связной речи.

От действия, реализуемого во внешнем плане (счет с опорой на наглядный материал), дети переходят к внутреннему, выполняемому в уме, действию (составление условия задачи одним ребенком и ее решение – подсчет фишек или геометрических фигур, спрятанных ребенком за экраном, другими детьми).

Игра способствует усвоению состава числа, т.е. преодолению доминирующего счета по одному, и раскрывает механизмы деления и умножения. В каждом секторе изображения предметов расположены так, что ребенок видит варианты состава чисел: 2 кружки + 2 ведра; 2 тюльпана + 3 других цветка; 5 картофелин + 4 других овоща  и т.д. если ребенку выпадает один из первых пяти секторов, он получает фишки двух цветов. Если это какой-либо из секторов от 6-го до 10-го, ему вручаются фишки четырех цветов. Это позволяет составлять из них разные комбинации. Педагог предлагает ребенку разложить фишки по цветам: 2 синие + 2 красные + 2 зеленые + 2 желтые, всего 8; 4 раза по 2 равно 8; расставить фишки на две равные кучки: 4 + 4 = 8 или на две кучки по цветам: 5 + 3 = 8.

Таким образом , деление всего счетного материала на равные части , на несколько частей способствует формированию понятий: целое – часть.

Знание состава числа облегчит ребенку в будущем решение не только «прямых», но и «косвенных» задач. (На дереве сидели птички. Прилетели еще 3. Стало 5. Сколько было птичек вначале?)

В этой игре ребенок усваивает порядковый счет, видит на игровом поле предыдущие и последующие числа.

Манипуляции с фишками при подсчете очков, составление из геометрических фигур различных изображений (домик, паровозик) способствуют развитию мелкой моторики руки.

Неотъемлемой частью игры являются загадки. Отгадывая их, ребенок выделяет и сравнивает значимые признаки предметов, т.е. совершает довольно сложные мыслительные операции.

Узнавание и воспроизведение – это процессы памяти. В «Поле чудес» ребенку приходится припоминать название предметов, их цветов, обобщающие слова, название геометрических фигур и т.д.

Таким образом, происходит формирование восприятия, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.

«Поле чудес» можно рассматривать как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правила игры регулируют поведение детей, возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, волевых качеств.

При возникновении затруднений педагог и логопед может выступить в качестве партнера по игре, незаметно для ребенка предлагая ему решение игровой задачи.

О предлагаемой игре можно сказать, что это средство развития мышления, подготовки к учебе, а также воспитание многих необходимых школьнику качеств.

Цель игры

Автоматизация и дифференциация звуков р – л, р’ - л’; закрепление обобщающих понятий; обогащение словарного запаса; освоение согласования числительных и прилагательных с существительными различной родовой принадлежности; закрепление знаний о цвете; обучение слоговому и звукобуквенному анализу слов; закрепление количественного и порядкового счета; обучение умению соотносить количество предметов с цифрой; усвоение состава числа; закрепление знаний об основных геометрических фигурах; развитие мелкой моторики руки; развитие психических процессов.

Оборудование

  1. Игровое поле – вращающийся круг с неподвижной стрелкой, разделенный на 11 секторов; 11-й сектор «Приз». На каждом из 10 секторов расположены группа предметов: грибы, одежда, деревья, посуда, цветы, игрушки, транспорт, ягоды, овощи, фрукты. Предметы расположены так, что ребенок видит варианты состава чисел от 2 до 10. Количество изображенных предметов соответствует номеру сектора 1-й сектор – один гриб; 2-й сектор – одна ель + один кленовый листочек; 3-й сектор – один красный свитер + два голубых предмета одежды; 4-й – две красные кружки + два зеленых ведра; 5-й сектор – два тюльпана + три других цветка; 6-й сектор – два флажка + два шарика + две другие игрушки; 7-й – четыре кораблика + три других вида транспорта; 8-й – четыре клубнички + четыре крыжовника; 9-й – пять картофелин + четыре других овоща; 10-й – восемь слив + два других фрукта.
  2. Разноцветные фишки или геометрические фигуры для подсчета очков. Фишки в двух коробочках: в коробке №1 – набор фишек двух цветов; в коробке №2 – четырех цветов. Геометрические фигуры в двух коробочках: в коробке № 1 – набор геометрических фигур двух наименований; в коробке №2 – четырех наименований.
  3. Экран
  4. Табло, на котором вместо букв алфавита – точки. Буквы алфавита. Тексты загадок. (см. приложение)
  5. Для определения очередности ходов подобраны считалки. (см. приложение)
  6. Призы (поделки, рисунки детей, книги, игрушки, конфеты и т.д.)

Ход игры

Ведущий педагог или логопед.

В игре участвуют от 3 до 7 детей.

1 часть игры

Устанавливается очередность ходов по считалочке. Дети, соблюдая очередность, вращают круг. Допустим, ребенку выпадает 4-й сектор.

Ведущий: Что на твоем секторе? Как назвать одним словом?

Ребенок: Посуда.

Ведущий: Сколько одинаковых предметов? Назови цвет, рисунок.

Ребенок: Две красные кружки в белый горошек и два зеленых ведра с красными цветочками.

Ведущий: Сколько всего предметов?

Ребенок: Четыре.

Ведущий: Какой твой сектор по счету?

Ребенок: Четвертый.

Ведущий: Назови соседние секторы.

Ребенок: Третий, пятый.

Играющий отсчитывает 4 фишки, разные по цвету, из коробочки №1 и берет их себе.

Таким же образом каждый из играющих вращает вокруг, отвечает на вопросы ведущего и отсчитывает количество фишек (геометрических фигур), соответствующее номеру сектора. Ведущий предлагает коробочку №1, ели детям выпадает сектор от 1-го до 5-го включительно, и коробочку №2, если стрелка показывает секторы от 6-го до 10-го.

Если выпадает сектор «Приз», ребенок получает приз и продолжает игру.

2 часть игры

Ведущий: Сколько точек на табло?

Ребенок: Пять

Ведущий (предлагает угадать). Пять букв в этом слове. Это фрукт.

Детям трудно вычленить из фруктов один, в названии, которого пять букв. Тогда ведущий загадывает загадку:

Сочная и сладкая,

На лампочку похожа.

Любят ее взрослые,

И дети любят тоже.

Ребенок: Груша.

(За отгаданную загадку ребенок получает фишку)

Ведущий: Разделим это слово на части – слоги.

Ребенок: Гру - ша

Ведущий: Сколько слогов в слове?

Ребенок: Два.

Далее следуют вопросы ведущего:

- Сколько звуков в первом слоге? Во втором? Какой первый звук слышится в этом слове?

Ребенок выходит и ставит первую букву слова на табло. И т.д. После того как все буквы выставлены, дети читают слово.

3 часть игры.

Дети расставляют свои фишки, группируя их по цвету, считая: «Две красные, одна зеленая – всего три фишки». И т.п.

Затем каждый ребенок составляет рассказ – задачку. Например: «У меня две синие и две зеленые фишки» (условие). Вопрос: «Сколько всего у меня фишек?» (фишки стоят за экраном, дети их не видят)

Дети решают задачку и дают ответ: «Четыре фишки» или «Четыре разные фишки».

Приложение

Считалки

  1. Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Шесть и два – получим восемь и тебя играть попросим. Пять, семь – соседи шести, теперь и ты выходи! Два плюс один – будет три, за кем играешь, посмотри. Три и два – получим пять и тебя возьмем играть. Первый, второй, первый, второй – будем мы играть с тобой.
  2. Гласные буквы дети читают сами (написаны на плакатах или доске):

и – ы, и – ы – первым точно ходишь ты;

а – я, а – я – вот и очередь твоя;

э – е, э – е – а теперь ходить тебе;

у – ю, у – ю – запомни очередь свою;

о – ё, о – ё – пришло время твоё.

Загадки (соответствуют темам игрового поля)

  1. В лесу живут крошки, только шапки да ножки. (Грибы)
  2. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит над горой. (Береза)
  3. Черная, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба)
  4. На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине. (Чайник)
  5. Бутон пахучий, а хвост колючий (Роза)
  6. Кинешь в речку – не тонет.

Бьешь об стенку – не стонет.

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать (мяч)

  1. За дымком, за свистком братья бегают гуськом (Поезд)
  2. Стоит в траве Аленка в красной рубашонке. Кто мимо идет – всяк поклонится (земляника)
  3. Летом – в огороде, свежий, зеленый, а зимой – в бочке, желтый, соленый (огурец)
  4.  На сучках висят шары – посинели от жары. (Сливы)

Необходимое оборудование легко сделать самим. Надо вырезать из картона три одинаковых картонных круга диаметром 440 мм. Затем берется пластиковая бутылка, разрезается поперек пополам. Используется только ее верхняя часть. До сужающейся части делается несколько вертикальных, снизу вверх, надрезов. Получившиеся «лепестки» надо отогнуть и поставить эту часть бутылки на картонный круг в центр.

Другой круг, проделав в нем отверстие, равное диаметру бутылки, надеть сверху и склеить оба круга. Основание готово.

В третьем круге надо сделать отверстие, равное диаметру горлышка бутылки, но меньше «воротничка». Надеть этот круг на горлышко так, чтобы он лег на «воротничок», и завернуть пробку, предварительно наклеив  на нее стрелку. Она остается неподвижной, вращается круг с изображениями ярких предметов.

Всё готово. Можно приступать к игре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

                          Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Музыкально-дидактических игры для детей старшего дошкольного возраста «Зимние чудеса» и «Шагает осень по дорожке».

Данные игры разработаны и применяются в работе с детьми в целях развития психической сферы (памяти, мышления, воображения, речи), умения воспроизводить ритм с помощью ритмослогов, детских музыкальных ...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...