Главные вкладки

    Стихи с логопедическими упражнениями.
    учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему

    Литинская Татьяна Юрьевна



    Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело

    Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, балуемся – изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе.

    Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.

    Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.

     Как часы, заладим в такт:
    - Тик-так! Тик-так!
    Разговариваем так:
    - Тик-так! Тик-так!
    Мы не просто так болтаем,
    А секундочки считаем,
    Отставать нельзя никак:
    - Тик-так! Тик-так!

    Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе. 

     Если губки я кусаю,
    Значит, я переживаю.
    Если губки я чешу,
    Значит, сладкого прошу.

    Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу. 

     Открываем сумочку -
    В сумке видим трубочку.

    Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок". 

     Рыбка рыбке говорила:
    - Я сегодня борщ сварила
    Из ракушек и из ила,
    Очень-очень вкусно было!

    Рыбка рыбке отвечала:
    - Ты, кума, не то сказала:
    Это был не борщ, а щи -
    Для борща траву ищи!

    Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга. 

     Упражнения: 
    1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
    2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
    3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону; 
    4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.

    Налью в чашечку котенку /упражнение 1

    Молочко, молочко.

    Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2

    Молочко язычком.

    Служит ложечкой котенку /упражнение 1

    Язычок, язычок.

    И дрожит хвостик тонкий,

    И вздыхает бочок.

    А когда закончит ужин

    Наш усатый чудак,

    Зная, что быть чистым нужно,

    Умывается так:

    Он оближет свои губки, /упражнение 3

    А потом – еще раз,

    Чисто вымоет шубку /упражнение4

    Язычком, а подчас

    Лапой мордочку моет –

    Как мочалкой скоблит.

    “Мурр!” – мне скажет с любовью:

    “Все, спасибо: я сыт! ”

     Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

    Наливаю медвежонку

    В эту чашечку — сгущенку,

    В эту чашечку — варенье,

    В эту — положу печенье,

    В эту — пирожок с капустой,

    В эту — морс брусничный вкусный,

    В эту — в сахаре орешки.

    Ешь, мой милый сладкоежка!

    Упражнения: 

    1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
    2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
    3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.

    Наварила Катя кашки:

    Подставляйте, куклы, чашки!

    Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1

    Эта чашечка – Наташе

    И пол-чашки – Валеньке,

    Кукле самой маленькой.

    Эта – зайке, эта – мишке,

    Буратино-шалунишке.

    Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2

    Кушай ложкой, а не носом!

    Кто все быстро сможет скушать,

    Тот пирог получит с грушей.

    Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3

    Быстро съели все до крошки!

     Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

    Еле маленький грибок

    Через мох пробиться смог.

    Целый день он подрастал,

    К вечеру огромным стал.

    Нас увидев, удивился,

    И, подумав, поклонился:

    Шляпку снял и выгнул спинку:

    -Не возьмете ли в корзинку?!

     Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

    А теперь – смотри, смотри -

    Мы с тобой – богатыри:

    Рухнул старый-старый дом –

    Мы поднимем крышу в нем.

     Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

    Ветер в трубочку свернул

    Листик, в дудочку подул:

    Песенка – дыханье Ветра –

    Зазвенела… где-то, где-то,

    Там, за синими лесами

    Обернулась парусами.

    Морской Ветер – старший брат –

    Этой песенке так рад! -

    Щеки надувает,

    Парус наполняет:

    Облака-кораблики –

    Белые журавлики –

    Снова за леса плывут –

    С моря дождики везут.

     Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

    Дую я в свою дуду -

    Дудочка поет: «Ду-ду!»

     Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

    - Эй, зайчонок, серый зайка,

    Мне сыграй на балалайке!

    Подыграй, а я спою

    Песню лучшую мою!

    Зайка серый разыгрался,

    Зайка очень постарался,

    Балалаечка звенела,

    Белка рыженькая пела.

    - Ты устал? Ну, отдохни

    И опять играть начни.

    Молодчина, зайка!

    Вот так балалайка!

     Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

    - Кто в лесу стучит, стучит?

    - Дятел дерево долбит:

    - Д-д-д-д-д-д-ды,

    Нелегки мои труды:

    Я не просто так стучу –

    Это дерево лечу:

    Под корой – жучков ходы,

    Д-д-д-д-д-д-ды.

     Упражнения: 

    1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
    2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

    Гусь поспорил с индюком:

    Птичник: чей же это дом?

    Гусь шипит: “Да ты малыш!

    Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”

    А индюк: “Бл-бл-бл-бла!

    У тебя нет ни кола!

    Всем понятно: птичник - мой!

    Я иду к себе домой!”

    Воробьи взлетают с крыш,

    Испугавшись “Ш-ш-ш!”

    И бегут на край села

    Уточки от “Бл-бл-бла!”.

    …Ты пугать умеешь, друг,

    И как гусь, и как индюк?

    Нас немного посмеши:

    Двух задир нам покажи!

     Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”

    Львенок учится рычать,

    Очень хочет “Рррр!” сказать.

    Мордочку свою задрав,

    Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”

    Как он стать львом грозным сможет?

    Мы с тобой ему поможем!

    Трактор – синий богатырь –

    Как мотор заводит?

    - Тррр!

    Молния сверкает! Гром!

    Мы его не пустим в дом -

    Крыша прочная! Нет дыр!

    Пусть себе ворчит:

    - Гррр! Грррр!

    Берег речки. Гладь воды.

    Слышно катер: “Ды-ды-ды”.

    Вот подходит пассажир –

    Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”

    Львенок маленький старался,

    Львенок долго упражнялся.

    Он, как папа, на весь мир

    Скажет громко, звонко: “Ррррр!”

     Упражнения: 

    1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
    2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
    3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).

    Как-то раз решил свой домик

    Привести в порядок гномик:

    Краску, кисточку нашел –

    Потолок белить пошел.

    Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1

    Еще краску гном берет,

    Красит вновь: вперед – назад.

    Как красиво! Гномик рад.

    Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах

    Выметает паутину

    И в углу, и на комоде:

    - Пауки пусть в сад уходят!

    Сверху – все. Спускаюсь вниз.

    Ну, грязюка, берегись!

    Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах

    - Влево-вправо! – моет стенку:

    - Вправо-влево! – вновь и снова.

    Дом сияет, словно новый!

    Положил половичок /упражнение 3

    На забор наш старичок:

    - Пыль стряхну с него раз пять –

    На пол постелю опять.

    Вымыт пол. Приятно в доме.

    И решил усталый гномик:

    - Заслужил я угощенье –

    Чай малиновый. С вареньем!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    логопедические упражнения и занятия

    1. «Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.3. «Птенчик»Широко открыть рот, как можно дальше развед...

    Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"

    Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...

    Картотека стихов для ритмических упражнений на музыкальных занятиях

    Такие коротенькие стихи я использую  в работе с малышами для усвоения простейших ритмических формул и, одновременно, для освоения приемов игры на простейших ударных инструментах (погремушки...

    Стихи с логопедическими упражнениями

    Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело....

    Стихи и речевые упражнения по теме "Овощи"

    Развитие логического мышления и речи детей....

    Стихи с логопедическими упражнениями

    Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело. Дети обожают строит...

    Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

    В данной методической разработке показаны приёмы по заучиванию стихов детьми с ФФНР, осложненном дизартрией,  в основе которых лежит  воздействие на двигательную сферу ребёнка.  Рекомен...