Занятие "Осенняя сказка" (2014 г.)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мусина Эльмира Исмагиловна

Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматической категории языка в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_skazka.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

Подгрупповое занятие по формированию лексикограмматической категории языка в подготовительной

логопедической группе.

Коррекционно-образовательные цели

-Обучение согласованию прилагательного ОРАНЖЕВЫЙ с существительными в роде, числе, падеже.

-Активизировать словарный запас по данной теме.

-Обучение образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

-Научить детей образовывать прилагательные от существительных. -Упражнять в составлении предложений по картинно - графическому плану.

Коррекционно-развивающие цели

-Развитие слухового внимания, артикуляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, координации слова с движением. Воспитание длительного и плавного выдоха.

-Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели

-Формирование положительной установки на участие в занятии.

-Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование

Иллюстрации к сказке, демонстрационный материал - таблицы на развитие зрительного внимания, логического мышления, фланелеграф с изображением березы, осины, дуба, клена, рябины и липы.

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия.

Логопед.

Сегодня мы с вами отправимся в длинное путешествие, в лесную сказку.

А для этого нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику языком.

  1. Развитие        артикуляционной моторики.

Мой весёлой язычок, повернулся на бачок.

Смотрит в лево, смотрит в право.

Упражнение «Часики»

А потом опять вперёд.

Упражнение «Иголочка».

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

Упражнение «Улыбка».

А потом пошёл гулять,

На крылечке отдыхать.

Упражнение «Лопаточка».

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Упражнение «Качели».

Вверх взлетел он смело ...

Но пора за дело.

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

Упражнение «Маляр».

Стала кисточка плясать,

Потолок наш не узнать.

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело:

- Я с лошадкой погуляю,

Упражнение «Лошадка».

На гармошке ей сыграю,

Упражнение «Гармошка».

Погоняю я в футбол И забью в ворота гол.

Упражнение «Футбол».

  1. Развитие        слухового внимания.

Логопед.

Вот мы и попали в «Лесную сказку».

Лесная сказка.

Наступила осень, и девочка пошла в лес за ОРАНЖЕВЫМИ листьями. Навстречу ей попалась береза- вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки. Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки.

Потом девочка увидела старый дуб. Он был еще совсем зеленый, только с коричневыми желудями.

А еще в лесу росла рябина с ОРАНЖЕВЫМИ ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело ОРАНЖЕВЫМ огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка подошла к дереву.

-Здравствуй, клен!

-Здравствуй! - прошелестел клен, и несколько ОРАНЖЕВЫХ листьев медленно слетели на землю.

-Это мне? - спросила девочка.

-Тебе... - снова зашелестел клен, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

-Спасибо,- сказала девочка. - Но зачем ты роняешь такие красивые листья’, Скоро у тебя ни одного не останется.

-Я готовлюсь к зиме, - ответил клен.- Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зеленых почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные ОРАНЖЕВЫЕ бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку ОРАНЖЕВЫХ кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лис и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет ОРАНЖЕВОЕ летнее солнце

  1.  Закрепление знания красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов, развитие диалогической речи.

Логопед. Какую сказку мы прочитали?

Дети. «Оранжевую сказку».

Логопед. Какое время года наступило?

Дети. Наступила осень.

Логопед. Куда пошла девочка?

Дети. Девочка пошла в лес.

Логопед. За чем она пошла?

Дети. Она пошла за листьями.

Логопед. Каких листьев она хотела набрать?

Дети. Оранжевых.

Логопед. Какое дерево она увидела первым?

Дети. Березу.

Логопед. Какими были листья березы?

Дети. Желтыми.

Логопед. Какое дерево встретилось девочке потом?

Дети. Осина.

Логопед. Ау нее какими были листья?

Дети. Красными.

Логопед. Какое дерево девочка увидела еще?

Дети. Она увидела дуб.

Логопед. А его листья были какими?

Дети. Зелеными.

Логопед. Какое дерево еще росло в лесу?

Дети. Рябина.

Логопед. И у какого же дерева листья оказались оранжевыми?

Дети. У клена.

  1. Развитие мелкой моторики, координации слова сдвижением.

Логопед. Сейчас и мы с вами будем собирать листья. Давайте вспомним наше упражнение для пальчиков «Будем листья собирать».

  • Раз, дав, три, четыре, пять-

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают большой палец.)

Листья рябины, (Загибают указательный палец.)

Листики тополя, (Загибают средний палец.)

Листья осины, (Загибают безымянный палец.)

Листики дуба (Загибают мизинец.)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки.)

  1. Развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движении, координации слова с движением.

Логопед. Ребята, а сейчас пойдем в волшебную поляну.

Давайте представим, что мы тоже оранжевые кленовые листья.

Дети (свободно кружась под музыку).

«Мы листики осенние-

На ветках мы сидим»(бегут, руки в стороны- вверх).

Дунул ветер полетели(бегут по кругу, машут руками),

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (приседают, руки опускают на пол).

Ветер снова набежал (поднимаются)

И листочки все поднял ( движение руками влево, вправо)

Закружились полетели

И на землю снова сели (кружатся на месте, приседают)

  1. Игра : „Назови дерево”

Дети становятся в круг. Логопед находится в центре круга. Бросает мяч то одному, то другому ребёнку:

  • дуб
  • берёза -клён
  • ясень
  • -сосна
  • -осина
  • -рябина
  • -липа
  • -ель
  • -каштан
  • -кедр
  • -лиственница
  • -тополь

 8. Образование множественное число от существительных

Игра: „Один- много”

Логопед.

„Я вам буду называть одно дерево, а вы называйте во множественном числе. Например:

Клён-клёны

дуб-дубы

берёза-берёзы

ясень-ясени

сосна-сосны

осина-осины

рябина-рябины

липа-липы

ель-ели

каштан-каштаны

кедр-кедры

тополь-тополя

  1. Образование прилагательных от существительных

Логопед.

А теперь попробуйте дать названия листьям, от названия деревьев. Например:

Клён - кленовый Дуб - дубовый Берёза - берёзовый Ясень - ясеневый Сосна - сосновый Осина - осиновый Рябина - рябиновый Липа - липовый Ель - еловый Каштан - каштановый Кедр - кедровый Тополь - тополиный

10. Развитие связной речи. Составление предложений, опираясь на схему - мнемотаблиц.

Наступила осень.

Девочка пошла в лес, за оранжевыми листьями.

Она увидела берёзу с жёлтыми листьями.

Девочка встретила осину с красными листьями.

Она увидела дуб с зелёными листьями.

В лесу росла рябина с оранжевыми ягодами.

Девочка увидела клён с оранжевыми листьями.

Она набрала оранжевых кленовых листьев.

Девочка пошла домой и поставила их в вазе на подоконник. Пришла зима.

На окошке сияло оранжевое летнее солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты