Карточки для воспитателей по пальчиковой гимнастики
картотека по логопедии (младшая группа) на тему

Котова Юлия Владимировна

Дорогоие воспитателе, хочу с вами поделиться своей разработкой. Пальчиковая гимнастика. Очень полезна для малышей, развивает внимание, создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborka_igr_dlya_palchikovoy_gimnastiki_s_malyshami.docx69.59 КБ

Предварительный просмотр:

Апельсин

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Это долька для ежа

Эта долька для стрижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

А для волка кожура

Он сердит на нас, беда

Разбегайтесь кто куда.

(показать кулак, это апельсин, разгибать по очереди пальцы, разведите руки в стороны, погрозите пальцем, бег пальцами по столу)

Зайчик

Жил-был зайчик – длинные ушки

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил лапки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

(хлопают в ладоши, показывают зайца, трут нос, трут руки, трут хвост, крутят руль)

Курочка

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки – желтые цыплятки

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите, зернышки ищите.

(шагают 2-мя пальцами указат.и средним каждой руки, щипают пальчиками, бегут всеми пальчиками обеих рук, хлопаю, грозят пальцем, гребем пальчиками, и собираем зернышки пальчиками.)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик  - я

Вот и вся моя семья!

(загибать пальцы на руках)

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост?

 - Вот, вот, вот!

Зайка, зайка, где твой нос?

 -  Вот, вот, вот!

Зайка, зайка, лапы где?

-  Вот, вот, вот!

Зайка, зайка, ушки где?

- Вот, вот, вот!

(хлопки, руки за спиной показать хвост, хлопки, показать нос, хлопки, показать руки, хлопки, показать ушки)

Кошки-мышки

Вот - кулак,

А вот – ладошка,

 На ладошку села кошка.

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. 

Мышки очень испугались, 

В норки быстро разбежались

(показать кулак, показать ладошку, сел кулак на ладошку, загибаем пальцы, вращать кулак, спрятать кулак подмышку)

«Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите! Да-да-да!»

- Гуси, гуси!                       - Га-га-га

- Есть хотите?                    - Да-да-да!

- Хлеба с маслом?              - Нет! Нет! Нет!

- Так чего же вам?              - Конфет!

- Ну летите.

- Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Вы летите, не робейте, своей силы не жалейте!

Наша Таня громко плачет

Наша Таня громко плачет:

(показать пальчиком слезки на щеке)

Уронила в речку мячик.

(показать руками круглый мячик)

- Тише, Танечка, не плачь:

(указательный палец к губам поднести)

Не утонет в речке мяч.

(указат. пальцем показать Нет)

Мишка – косолапый

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб...

Оступился Мишка

И об землю - хлоп!

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:

- Мишка косолапый

Наступил на хвост!

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат:

- Мишка косолапый! -

Из кустов кричат.

Похватил дразнилку

Весь лесной народ.

- Мишка косолапый

По лесу идет!..

Бросился к берлоге

Маленький медведь:

- Чем такие ноги -

Лучше умереть!

Спрятался за шкапом

И ревёт ревмя:

- Мишкой косолапым

Дразнят все меня!

Мама удивилась:

- Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа,

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы,

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт:

- Мишка косолапый

По лесу идёт!

Идет бычок качается

Идет бычок, качается,

(переваливаемся с ноги на ногу)

Вздыхает на ходу:

(вздыхаем)

- Ох, доска кончается,

(охаем)

Сейчас я упаду!

(садимся на попу)

«Цветочек»:
Семечко в земле растёт 

оно выросло и дало росток,

а на нём вырос маленький бутон

солнышко светит,

бутончик греется

и раскрывается красивый цветок

ветер дует на цветочек 

и в землю попадает новое семечко. 

 (ручки сложены в кулаки, пальчики сложить щепоткой, широко раскрыть ладонь, (покачать кистью в разные стороны, как будто от ветра, вторая рука сжимается в кулачок, игру повторить второй рукой)

 «Братья»:
Десять братьев жили-были 

Всегда парами ходили.
Эти в ладушки играли 
Эти пели и плясали 
Эти любят рисовать 
Эти — прыгать и скакать 

Только младшие братишки
Были тихими, как мышки
Все им было делать лень,
Они спали целый день! 

(ладони складываем и плотно прижимаем пальцы, постукиваем большими пальцами  указательными, средние, мизинчики, пытаемся постучать безымянными пальцами друг о друга, но это сделать гораздо сложнее, чем всеми остальными пальцами

Домик
Стенка, стенка Потолок
Две ступеньки Дзинь — звонок!

(потрогать щечки, потрогать лобик, прошагать пальцами по губам, (нажать на носик ),

Сидели 2 медведя

Сидели два медведя на тоненьком суку. 

Один читал газету, 

Другой молол муку. 

Раз - ку-ку, два - ку-ку,

Оба шлепнулись в муку. 

Нос в муке, хвост в муке, 

 Ухо в кислом молоке. 

(изображаем медведей, раскрываем руки, как будто читаем газету, стучим кулаком о кулак, (опускаем руки вниз, показываем нос; показываем место, где должен быть хвост, показываем ухо)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим,

(руками движение рубим)

Мы капусту трем, трем

(движение руками трем на терке)

Мы капусту солим, солим

(движение руками солим)

А потом ее и жмем

(кулаки сжимаем и разжимаем)

В бочки мы ее положим

(руками движение накладываем в тару)

И капустный сок попьем

(руками движение взять стакан и попить)

Бабка

Жила-была бабка

Да жила у речки

Захотелось бабке

Искупаться в речке

И купила бабка

Мыло и мочало

Эта сказка хороша

Начинай сначала

(руки в бок, разводим руки в стороны изображая реку, снова руки в бок, изображаем плавание, руки в бок, намываем руки, правая рука в кулаке большой палец вверх.)

Муха

Вот летела муха

На варенье села

Вымазала брюхо

Дальше полетела

(правая рука машет 4-мя пальцами, правая

ладошка шлепается сверху на левую, ладони вращаются относительно друг друга, правая рука машет дальше, а левая остается на месте)

Кулачок

Как сожму я кулачок

Да поставлю на бочок

Разожму ладошку

Положу на ножку

Мое лицо

Ротик мой умеет кушать

(показываем пальцем ротик)

Нос - дышать, а уши – слушать

(показать нос, уши)

Могут глазоньки моргать

(моргаем глазами)

Ручки все хватать, хватать.

(хватательные движения руками)

Улитка

Тычет рожками улитка

Заперта в саду калитка

Отвори скорей калитку

Пропусти домой улитку

(правая рука изображает рожки улитки, тучет рожками в ладонь левой руки, левая рука открывает калитку, правая рука проползает)

Зайка и ежик

Зайка – ушки на макушке

Скачет, качет на опушке

А за ним колючий ежик

Шел по травке без дорожек.

(изображаем зайку, руки перед собой прыгаем, руки обе растопырены и соеденены и пальцы переплетены не сгибаются, но шевелятся как иголки ежика)

Осень

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурится, если дождик льет

Это время года осенью зовет.

(сжимают и разжимают пальцы, машут кистями рук, закрывают ладонями глаза, дождик капает на ладошку)

Ветер

Дует, дует ветер Дует, задувает

Желтые листочки С дерева срывает

(руками ветер показывает, трясем руками, опускаем руки вниз)

Дождик

Дождик, дождик кап-кап-кап

(пальцем стучим по ладошке)

Мокрые дорожки,

Все равно пойдем гулять

(пальцем указательным как будто грозим)

Наденем мы сапожки

(движение одеваем на ноги сапожки)

Мама

Много мам на белом свете,

(руки разводим в стороны показываем Много)

Всей душой их любят дети.

(ручки обе положить на сердце)

Только мама есть одна,

(показать пальцем указательным число Один)

Всех дороже мне она.

Кто она?

Отвечу я: Это мамочка моя! ..

(отвечают дети)

Игра «Прыг-скок».
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко: Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.

(На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.)
Девочки и мальчики

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки,

обхватить себя руками, голову опустить вниз)

Умывалочка

Водичка, водичка,

Умой мое личико

(умываем лицо руками)

Чтобы глазоньки блестели

(показываем глаза)

Чтобы щечки розовели

(потереть щеки руками)

Чтоб смеялся роток

(улыбнулись)

И кусался зубок

(постучать зубами)

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

(руки крестом потереть плечи как будто холодно)

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

(обнять себя руками)

Я у мамочки

У козочки - козлята, 
у курочки - цыплята, 
У яблоньки - яблочки, 
А я - у мамочки! 

Птичка

Села птичка на окошко: 
Посиди еще немножко. 

(руки на колени)
Посиди, не улетай. 
Улетела-АЙ! 

(руками взмахи будто крылья)

Капельки дождя

     Капля — раз! Капля — два!

                Капли медленно сперва

(бьем указательными пальцами по коленкам)

                Стали капли ударять,

                Капля каплю догонять.

(бьем ладошка сильно по коленкам)

А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом.

(ножками топаем)

Зайка и книга

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Кулачок

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

Торт

Тесто ручками помнем,

(сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем.

(как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом,

 (круговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кремом

(круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко

(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай —

В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую)

Зайка

Зайка по лесу скакал,

(пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал.

(пальчиками рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

(пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

  (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Отдых ручкам

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями)

Ягодки

- С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

- И в лукошко собираю.

(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

- Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)

- Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

- Легким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.) 

Дождик


- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг

ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

(Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Строим стенку

- Строим стенку,
- Выше, выше,     
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!     
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки: 
- Пи-пи-пи-пи–пи!     
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей : "ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДРУГИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ".

   Работа поразвитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями очень важна и сложна. Благодаря занятиям у детей отмечается улучшение двигательной активности, лучше развивае...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Карточки. Пальчиковая гимнастика в игровой форме.

Подборка пальчиковых игр для малышей (2-4 года). Удобный формат, красивое оформление....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников»

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга” Иван Петрович Павлов.       В течение дошкольного детства ребён...

Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...