Консультация для педагогов и родителей "Использование нетрадиционных методов в логопедических играх летом (и не только)".
консультация по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

   Нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_netraditsionnyh_metodov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методов

в логопедических играх летом (и не только).

   В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств профилактики, коррекции речевых нарушений.

   Нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Игры для развития мелкой моторики.

1. Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Можно использовать сподручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки.

2. Упражнение с пинцетом В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

3. Шарики и пинцет. Требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.

4.Наматывание ниток. Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

5.Зубочистка. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер (на песок), и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

6.Сортировка семян. Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

7.Переливание жидкостей и не только Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

8.Коробочка с прищепками. Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Упражнения с ложкой для артикуляции.

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения для языка с водой "Не расплещи воду".

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. 

«Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

Очищающее дыхание («ха»). Встать прямо, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох, руки одновременно поднять перед собой вверх. Задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед ("ха"). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Энергетизированное дыхание («задувание свечи») Встать прямо, ноги на ширине плеч. Свободно вдохнуть, задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой. Сделать три коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу («фу-фу-фу»). Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.

«Дыхание одной ноздрей»: Это упражнение очистит ум от посторонних мыслей, от ненужной информации. Ладони раскрыты вверх и вперед, большим пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, левая ноздря раскрыта вверх. Начинаем выдыхать левой ноздрей: глубокий вдох - выдох, позвоночник вытягиваем вверх, плавно выдыхаем – вдох и т.д. Это дыхание активирует лунное движение левой ноздри, вводит нас в медетативное спокойное состояние. Меняем положение руки. Большим пальцем левой руки закрываем левую ноздрю, вдох – выдох. В течении дня преобладает дыхание то одной, то другой ноздрей. Мы дышим двумя ноздрями в течении часа лишь несколько минут. Все остальное время работает одна ноздря. Можно регулировать состояние в зависимости от поставленной цели: если мы хотим добиться спокойного медитационного состояния. То дышим левой ноздрей. Если бодрое состояние – то правая ноздря работает. Если нос заложен, заставляем нужную ноздрю работать – она открывается, начинает дышать.

Игры с песком и трубочками для коктейля.

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке. «ПОМОГИ ЗАЙЦУ» В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ» На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ» В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН» Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ» На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ» Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

«СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.  

«ДВА ГОРОДА» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"МОЙ ГОРОД". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО» Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Оборудование: песочница с влажным песком. Ход игры: взрослый стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

Су-Джок терапия.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор Сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления. С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Внутри шарика – пружинки, при надевании которых на пальчики массируются и активизируются все точки организма. Одевать и снимать пружинки  также можно под стихотворные формы.

Чудо-бигуди.

-Выложить (или прикрепить к ковролиновой основе) из бигудей цветок, домик, треугольник, флажок, зонтик и т.д.

-Выложить орнамент (по предложенной взрослым схеме или придуманный самостоятельно)

-Выложить из бигуди буквы, цифры, слоги и короткие слова.

Пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением.

-Две пробки кладем резьбой вверх, указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно.

Полиэтилен.

- Собрать (скомкать) кусочек полиэтилена пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Нетрадиционные методы рисования".

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №47    Консультация для педагогов по самообразованию на тему:«Нетрадиционные виды рисования имеет ва...

Нетрадиционные методы в логопедической работе

В данном материале представлены нетрадиционные методы логопедического воздействия....

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

Педагогическая находка. Методические разработки по теме: «Нетрадиционные методы в логопедической работе».

Педагогическая находка.Методические разработки по теме: «Нетрадиционные методы в логопедической работе»....

Нетрадиционные методы в логопедической работе.

Нетрадиционные методы в логопедической работе.Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих наруше...

"Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с помощью камней "

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В. А. Сухомлинский...

Лето- это маленькая жизнь. Логопедические игры дома и не только!

Лето- это маленькая жизнь. Логопедические игры дома и не только!...