Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников
статья по логопедии на тему

Гришина Марина Владимировна

В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_puti_preodoleniya_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и пути преодоления  дисграфии у младших школьников.

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание учиться, а подчас за этим стоят более серьезные явления: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Согласно исследованиям, проведенным в последнее время, у

10-15 % учеников младших классов выявляют дисграфию.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. .[2,459с]

Дисграфию можно разделить на несколько видов. Одним из них является акустическая дисграфия – замена букв, представляющих акустически сходные звуки. Причинами данного вида дисграфии являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи и нарушения произношения. Однако последняя причина далеко не всегда является таковой. Среди типичных ошибок, допускаемых при данном виде дисграфии, можно выделить следующие:

  • Замена звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «утюк» вместо «утюг»);
  • Замена мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»);
  • Разнообразные замены в группа свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков («сапка» вместо «шапка», «зук» вместо «жук»);
  • Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуков («глачи» вместо «грачи», «ледиска» вместо «редиска»);
  • Орфографические ошибки  - парные согласные, смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака.

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами:

  1. Затруднение в анализе речевого потока;
  2. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Типичные ошибки, допускаемые учениками младших классов:

  • Пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);
  • Вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»);
  • Перестановка букв («вебра» вместо «верба»);
  • Пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);
  • Вставка лишних слогов («гололова»);
  • Перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);
  • Слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);
  • Разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Для того, чтобы сформировать у ребенка приемы звукового анализа и синтеза необходимо научить его различать гласные и согласные; определять твердость-мягкость согласных; последовательно называть звуки в слоге; составлять схему слога; делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность; выделять гласные; определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

Кроме того, ребенку необходимо будет последовательно называть звуки в слове, определять, каким по счету стоит заданный звук; составлять схему слова; узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов; образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков и слогов (например, «рот - крот», «пол - полка»). Так же полезным упражнением будет образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук или слог (дом – сом, сок – песок - носок), а так же выполнение письменных заданий  - вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Среди упражнений для преодоления замены букв можно рекомендовать следующие: писать под диктовку по три слога (ша – са – ша), (ми – мы - ми); определить, каким по счету стоит звук в слове, затем написать слово и проверить (с-5, ш – 3, пушистый). Так же школьнику полезен будет графический диктант: составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки. Еще можно записать слова в два столбика под буквой С или Ш либо выбрать или придумать и записать слова  с буквой С, а затем с буквой Ш. кроме того, можно выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука; вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу…та, ко…ка, …умка).

Еще одним видом дисграфии является оптическая дисграфия – это замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание. Для данного вида характерно, что ребенок не видит различия в начертании оптически сходных  букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Наиболее часто искажаются буквы, состоящие из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте это  г,  п, т, р;  и, ш ; ц,  щ ; б, в, д, у, з;  так же искажаются буквы, которые отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ); разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д), а так же те буквы, в которых кроме одинаковых, есть дополнительные элементы  (и, ц; ш, щ).

Среди наиболее типичных ошибок, допускаемых учениками младших классов, можно перечислить:

  • Недописывание  элементов букв;
  • Добавление лишних элементов;
  • Написание вместо нужного элемента относительно  сходного с ним;
  • Неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу;
  • Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Для того чтобы преодолеть ошибки, допускаемые при написании сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: сравнить картинки и найти отличия; предложить «зашумлённые» рисунки – найти птиц среди ветвей; сделать выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию   букв; называть   написанные   рядом   сходные  по начертанию   буквы   (печатные  и  рукописные), узнавать недописанные буквы и буквы, наложенные друг на друга, конструировать буквы из элементов, находить неправильные буквы. Кроме того, можно предложить ребенку задания по «переделыванию» букв, т.е. сделать из одной другую; осуществлять письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы; расшифровывать слова, находит ошибки. В качестве примеров, можно привести следующие упражнения:

  1. Расшифруй и запиши слова.  

1 = б   ! = д     по!1оро!ок,  1лю!о, 1у!ильник,  !о1ро!ушный.

2 = п   3 =  т    2арЗа,  2лоЗник,  2оЗо2,  2лоЗ.

|| - п   ||| - т     ||ор|||ной   ||ос|||авил   за||ла|||ку    на    ||аль|||о.

  1. Исправь ошибки,  найди правильное слово.

бубина  дудина будина бидуна дубина дубна

  1. Найди и исправь ошибки

Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Помимо акустической и оптической дисграфии существует еще и аграмматическая. Это задержка речевого развития, бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Среди типичных ошибок у младших школьников можно назвать следующие:

  • Слитное написание слов в предложении;
  • Пропуски, замены или  слитное написание предлогов;
  • Ошибки согласования  в роде, числе и падеже;
  • Неправильное построение предложения;
  • Трудности при подборе проверочного слова.

Основными направлениями работы с ребенком являются:

  1. Уточнение и обогащение словаря: подбор синонимов и антонимов; подбор глаголов и прилагательных к существительному; образование прилагательного от существительного; образование глаголов с различными приставками.
  2. Словообразование и  словоизменение: согласование различных частей речи в роде, числе и падеже; добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; вставить пропущенное слово или предлог в предложение; найти общую часть в однокоренных словах; вписать приставку, окончание, изменить  часть слова (приставку, суффикс, окончание); исправить ошибки.
  3. Формирование структуры предложения: составление графической схемы предложения; изменение порядка слов в предложении; изменить одно слово в предложении; дополнить предложение словами; увеличивать предложение по одному слову; считать слова в предложении; назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении; сокращать предложение по одному слову; составлять из слов предложение.

Для того чтобы сформировать у ребенка орфографическую зоркость необходимо использовать следующие приемы:

  • Прочитай «орфографически и орфоэпически». Найди «опасные» буквы.
  • Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори «орфографически».
  • Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни, почему надо писать именно эту букву.
  • Проверять от конца к началу предложения.
  • Подчеркивать дугами слоги и чертой согласный без гласного (ка-пу-с-та).
  • Найти правильное слово среди неправильных.
  • Сравнить предложения  (с ошибками и без ошибок). Найти ошибки.
  • Найти ошибки самостоятельно.
  • Списать, выделяя «опасные» буквы.
  • Списать, пропуская «опасные» буквы.

Подводя итоги можно отметить, что проблема возникновения различных видов дисграфии у младших школьников  на сегодняшний день является очень актуальной. Этому способствуют различные особенности развития ребенка, а так же многочисленные внешние факторы. Задача педагога – помочь ребенку преодолеть сложности в освоении родного языка. Применение различного рода упражнений будет способствовать полноценному развитию школьника и раскрытию его потенциала.

Литература:

1.Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -  2002. – 680с.

2. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ.- 2002.- 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников

В данной работе представлен комплекс упражнений по коррекции сложной дисграфии у младших школьников...

МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий с младшими школьниками

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных за...

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР

В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....

Методическая разработка по логопедии на тему " Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников".

Данный комплекс упражнений составлен на основе методик предложенных такими авторами, как: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Е.В.Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.В.Спировой. Каждый из этих авт...

Нарушения письменной формы речи и коррекция дисграфии у младших школьников

Проблема дисграфии очень остра в современной действительности. Достаточно большое количество младших школьников массовых школ страдает дисграфией в тех или иных ее проявлениях. Эта статья отражает мой...