Нарушения письменной формы речи и коррекция дисграфии у младших школьников
консультация по коррекционной педагогике

Сажаева Надежда Константиновна

Проблема дисграфии очень остра в современной действительности. Достаточно большое количество младших школьников массовых школ страдает дисграфией в тех или иных ее проявлениях. Эта статья отражает мой небольшой опыт работы в качестве учителя-логопеда в школе для детей с ТНР.  В статье рассматривается понятие "дисграфия", причины, симптомокомплекс, формы дисграфии, основные приемы работы.

Материал будет интересен педагогам, сталкивающихся с проблемой, а родителям школьников, страдающих дисграфией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения письменной речи у детей и коррекция дисграфии у младших школьников

        Проблема нарушений письменной формы речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из ЦЕЛИ начального обучения превращается в СРЕДСТВО дальнейшего получения знаний учащимися.

        ДИСГРАФИЯ – специфические нарушения письма, проявляющиеся в стойких, не поддающихся самокоррекции ошибках, не связанных с имучением орфографических правил. Дисграфическими ошибками принято считать те, которые касаются фонетического принципа написания.

        Этимологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, т.к. факторы, вызвавшие расстройства, к моменту поступления поступления ребенка в школу, могут отойти на второй план. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

        Основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников массовой школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения.

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

        Существуют различные подходы на проблему дисграфии, причины этого явления следующие:

1. Задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка;

2. Некоторые органические расстройства;

3. Наследственная предрасположенность к дисграфии, когда наследуется качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;

4. Проявление системного нарушения речи как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях;

5. Трудности становления процесса латерализации (функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсомоторных органов);

6. Следствие расстройства, имеющего мест в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени;

7. Нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головного мозга;

8. Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторной координации и чувства ритма;

9. Умственная недостаточность, снижение слуха/зрения, двуязычие в семье, нерегулярность школьного обучения.

СИМПТОМОКОМПЛЕКС ДИСГРАФИИ

        Все симптомы носят стойкий характер:

1. Ошибки, связанные с недоразвитием фонематического слуха.

2. Ошибки, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (чаще нарушения структуры слова: перестановки, вставки, пропуски).

3. Ошибки, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи (нарушения структуры предложения; невыделение его границ, слитное написание слов, разрыв слов, замены слов по созвучию, неудачный подбор синонимов).

4. Наличие аграмматизмов – нарушение согласования и управления. Неправильное употребление предлогов, приставок, суффиксов.

5. Ошибки, связанные с нарушением зрительного анализатора:

        5.1. Нарушения зрительного анализа и синтеза; в результате ребенок смешивает похожие буквы;

        5.2. Нарушения зрительно-пространственной координации; в результате происходит частичная или полная зеркальность.

        При дисграфии выделяют три группы специфических ошибок:

1. Ошибки на уровне буквы и слога;

2. Ошибки на уровне слова;

3. Ошибки на уровне предложения/словосочетания.

        Рассмотрим каждую группу ошибок.

1. ОШИБКИ НА УРОВНЕ БУКВЫ И СЛОГА:

- ошибки звукового анализа (пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов);

- ошибки фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство – СМЕШЕНИЕ: звонкие – глухие звуки, лабиализованные гласные, сонорные звуки, свистящие – шипящие звуки, аффрикаты: могут смешиваться между собой или с любыми из своих компонентов);

- смешение букв по кинетическому сходству (о – а, б – д, и – у, У – Ч, п – т, П – Т, л – м, Л – М, х – ж, ч – ъ, Г – Р, н – ю, и – ш, л – я, Н – К, а – д);

- персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение).

2. ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА:

        Происходит нарушение индивидуализации слова – слитное написание смежных слов либо раздельное написание частей слова.

3. ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

        Наблюдается отсутствие границ предложения или словосочетания, что приводит к агграматизмам.

ФОРМЫ ДИСГРАФИИ

        Различают три формы дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

        Ребенок пишет также неправильно, как неправильно говорит.

2. Акустическая дисграфия.

        Изначально неправильная артикуляция; наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Нарушены границы предложения. Звуко-слоговой анализ и синтез нарушены.

3. Оптическая дисграфия.

        Нарушение письма из-за отсутствия  устойчивого визуального образа буквы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА

        Обследование или диагностика навыков письма проводится в первые две недели учебного года сначала фронтально (2-3 класса) и учитель-логопед предлагает детям написание диктантов в соответствии с программными требованиями. Дети с подозрением на дизартрию обследуются более тщательно плюс учитываются заявки учителя. Но обследовать только письмо недостаточно, поэтому дополнительно обследуют:

- чтение;

- звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- лексико-грамматический строй речи по традиционной методике.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА:

1. Списывание:

- с печатного текста;

- слов и предложений с рукописного текста.

2. Письмо по слуху:

- строчные и прописные буквы;

- диктант слогов различной трудности;

- диктант различной структуры;

- предложения после однократного прослушивания;

- слуховой диктант.

3. Самостоятельное письмо:

- подписи к предметным картинкам;

- подписи к сюжетным картинкам;

- составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.

        Таким образом, все виды ошибок фиксируются, определяется их количество и на основе этих данных составляется план коррекционной работы. В первую очередь, исправляются самые представительные ошибки. Исходя их этого происходит комплектование групп. В группы объединяются дети одного года обучения с одинаковой формой дисграфии и одним и тем же типом ошибок. Состав группы подвижный 4 – 6 человек. В самых сложных случаях идет индивидуальная коррекция. Для коррекционных занятий заводятся отдельные тетради. Орфографический режим такой же, как в классе. Логопедом оценивается каждое выполненное упражнение. Коррекционные занятия проводятся после уроков во второй половине дня. В сложных случаях учеников снимают с уроков русского языка. На занятия берется программный материал. Основной акцент делается на трудностях ребенка. Учет ошибок детей ведется и логопедом, и учителем класса. Логопед информирует учителя о видах помощи ребенку, которые применяются на коррекционном занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников

В данной работе представлен комплекс упражнений по коррекции сложной дисграфии у младших школьников...

Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников

В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников....

Песочная терапия в коррекции отклоняющегося поведения младших школьников

Песочница- прекрасная среда для развития ребенка, для глубокого понимания его внутреннего мира и построения с ним гармонических отношений....

Технологии коррекции дислексии у младших школьников.

ИССЛЕДОВАНИЕ  И  РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ :1.Поанализировать , обобщить существующие методики , способствующие уст...

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР

В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....

Методическая разработка по логопедии на тему " Комплекс упражнений по преодолению сложной дисграфии у младших школьников".

Данный комплекс упражнений составлен на основе методик предложенных такими авторами, как: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Е.В.Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.В.Спировой. Каждый из этих авт...

коррекция звукопроизношения у младших школьников

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в  жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушени...