Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников.
консультация по логопедии на тему

Кузьмина Вера Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_uchitelya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени  сформированности тонких движений рук.

 Для определения  уровня  развития  речи  детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления  добиться  не удастся.

 Рекомендации для  родителей  по развитию  мелкой моторики  рук  дошкольников:

- современная методическая литература предлагает огромное количество пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики (лучше, если игры озвучены потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами).

 -самомассаж кистей и пальцев рук.

 -игры с мозаикой, пазлами.

 -рисование карандашами, красками.

 -лепить из пластилина, теста, глины, гипса.

 -собирать и нанизывать бусинки.

 -сортировать различную крупу, фасоль, горох.

 -игры с большим и маленьким мячом,

 -ручной труд, различное рукоделие (аппликация, вышивка, вязание и др.)

 -закрепление навыков пользоваться столовыми приборами.

 -закрепление навыков одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы.

 -игры со шнурованием, застегиванием молнии, застегиванием кнопок.

 -переливание воды из одной емкости в другую.

 -игры с мелким конструктором.

 -игры с мягким конструктором.

 -строить высокие башенки из кубиков, из монеток и др. предметов.

 -вырезать ножницами из бумаги или отрывать кусочки бумаги (метод обрывания).

 

Гости

К Кате гости прибежали  (пальчиками идем по полу или столу),

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Коля  (здороваемся, соединяя большой и указательные пальцы),

Здравствуй, Жанна  (здороваемся, соединяя большой и средний пальцы).

Рад Серёжа  (соединяем большой и безымянный пальчики ),

Рада Снежана  (соединяем большой и мизинчик).

Не хотите ль пирожок  (складываем вместе ладошки)?

Может коржик  (раскрываем и показываем две открытые ладошки)

Иль рожок (один кулачок ставится на другой)?

Вот драже вам на дорожку  (несколько раз тычем пальцем в открытую ладошку),

Вы берите понемножку  (ладошки несколько раз сгибаем в кулачки).

Все стряхнули быстро крошки  (стряхиваем невидимые крошки)

И захлопали в ладошки  (хлопаем в ладоши)!

 Прогулка

Читаем ребенку стишок и вместе с ним проделываем указанные пальчиковые упражнения.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики),

Мы во двор пошли гулять (идем по сто­лу указательным и средним пальцами),

Бабу снежную слепили (лепим руками комки),

Птичек крошками кормили (сыплем птицам крошки),

С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем левой руки по ла­дони правой ),

А ещё в снегу валялись (то одной, то другой стороной кладём ладошки на стол).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем руки),

Съели суп (показываем, как едим суп)

И спать легли (складываем ладошки под щечку).

 

 Точка, точка, два  крючочка  

Точка, точка (показываем поочерёдно на глазки ),                                                

Два крючочка (проводим по бровкам),

Носик, ротик (показываем),

Оборотик (обводим личико),

Ручки, ножки (поглаживаем),

Огуречик (круговое движение по грудке и животику)

Вот и вышел человечек (щекочем малыша и поднимаем вверх).

 Пальчики

Загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

 Пальчики - друзья

В гости к пальчику большому (поднимаем большие пальцы вверх)

Приходили прямо к дому (соединяем кончики пальцев обеих рук под углом, образуя крышу) Указательный и средний,

Безымянный и последний (поочередно на двух руках одновременно соединяем называемые пальчики с большими),

Сам мизинчик-малышок (показываем только мизинец, все остальные пальцы сжаты в кулачок)

Постучался об порог (стучим кулачками друг об друга).

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках).

 Пять малышей

Один малыш качается в саду (качаем туда-суда указательным пальчиком),

Два малыша купаются в пруду (изображаем двумя пальцами пловца),

Три малыша ползут к дверям в квартире (имитируем тремя пальцами ползание),

А в эту дверь стучат еще четыре (стучим кулаком одной ладони по другой и показываем четыре пальца).

С пятью другими тоже все в порядке (показываем ладошку с растопыренными пальцами),

Им весело, они играют в прятки (ладошками закрываем глазки).

Где притаились, ясно и ежу (сцепили руки в замок, при этом большие пальцы имитируют нос ежа, а растопыренные остальные - иголки),

Но я глаза зажмурил и вожу (закрываем глаза ладонью).

Один, два, три, четыре, пять (разгиба­ем поочередно пальчики). Ну, берегитесь: я иду искать (грозим указательным пальчиком).

 Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка (выпрямленными указательным и среднем пальцем идем по столу, все остальные пальцы поджаты ),

У неё была корзинка (соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку),

А корзинка на пол — бух (роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем):

Полетело десять (восемь, девять) мух (изображаем летающих мух, разведя руки в стороны и шевеля пальцами). Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте.

 Пятиэтажный дом

В этом домике пять этажей (ребенок сжимает все пальчики в кулачок, руку держит в горизонтальном положении):

На первом живет семейство ежей (отгибаем мизинчик),

На втором живет семейство зайчат (отгибаем безымянный пальчик),

На третьем — семейство рыжих бельчат (разгибаем средний палец),

На четвертом живет с птенцами синица (разгибаем указательный палец),

На пятом сова — очень умная птица (разгибаем большой палец).

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом - сова (загибаем большой пальчик),

На четвертом - синица (загибаем указательный пальчик),

Бельчата - на третьем (загибаем средний пальчик),

Зайчата — на втором (загибаем безымянный пальчик),

На первом ежи, мы еще к ним придем (загибаем мизинчик).

 Паучок

Паучок идет по ветке,

А за ним скачут детки (скрещиваем руки и пальчиками каждой руки «бежим» по предплечью и плечу другой руки).

Дождик с неба вдруг полил (опускаем руки и «стряхиваем» капли дождя с кистей рук),

Паучков на землю смыл (один раз хлопаем по коленкам).

Солнце стало пригревать (прижимаем ладони друг к другу боковыми сторонами, растопыриваем пальцы и качаем руками  как- будто светит солнышко),

Паучок ползёт опять (повторяем первые движения ),

А за ним ползут и детки («паучки» доползли до головы и ползают по ней),

Чтобы погулять на ветке.