Абилитация -путь к успешному развитию ребенка
статья по логопедии на тему

Мокеева Ирина Германовна

Данная статья раскрывает пути осуществления абилитации младенцев . Показан комплексный подход абилитационной помощи детям раннего возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abilitatsiya_mladentsev.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Абилитация младенцев – путь к успешному развитию детей

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы проведения абилитации детей раннего возраста, показана ее необходимость и актуальность. На основе изложенного материала автором предлагается структура абилитационной программы, ее задачи, содержание и пути реализации. Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна ,в первую очередь ,родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии ,и детям , относящимся к группе риска,  а также врачам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.

Важным условием сохранения детского здоровья является повышение качества абилитационной помощи с первых месяцев жизни ребенка. Эта задача должна быть решена путем раннего выявления детей с нарушениями развития, современной диагностики характера повреждений, а также с помощью мониторинга развития ребенка в первые месяцы его жизни для определения темпов и особенностей развития, индивидуальных компенсаторных возможностей организма, разработки абилитационного маршрута. Многие ученые обращают внимание, что у детей в раннем периоде даже небольшие отклонения в развитии оказывают не только существенное влияние на общее состояние здоровья, но и могут существенно затруднять социализацию ребенка.

Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью Центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.  Нередко можно наблюдать, что  матери не могут принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями. Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной. Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития навыков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации.  

Рассмотрим значение термина «абилитация», который часто применяется в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста физическими или психическими дефектами. В переводе с английского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей». Понятие абилитации является близким по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация – (термин «абилитация» происходит от латинского habilis - удобный, ловкий, приспособительный) это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации  в целом следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Термин «абилитация  младенцев»  применяется к детям в возрасте до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация». О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы - внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов. В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита. В большинстве случаев у  детей раннего возраста самой частой причиной необходимости проведения абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Например, в случае, если дети с церебральным параличом и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Чрезвычайно важно начинать комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий уже на первом году жизни.

Итак, из определения понятия «абилитация» абилитационную работу можно обозначить как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде. Основной задачей, стоящей  перед службой ранней помощи, является максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения; обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка. В рамках решения этой задачи и исходя из личного опыта работы в отделении раннего вмешательства, абилитацию детей возможно проводить в следующей последовательности:

  1. Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Выявление детей группы риска.
  2. Подробное изложение в истории болезни диагностических и коррекционных мероприятий в отношении к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Индивидуальный маршрут ребенка.
  3. Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от 0 до 3 лет в условиях соответствующего детского учреждения;

Итогом успешной абилитации станет осуществление комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Причем самыми важными и определяющими для успешного развития ребенка будут являться первые два-три года жизни.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д. Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы. В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а так же детям , относящимся к группе риска по здоровью ( часто болеющие , недоношенные дети и т.д. )

На сегодняшний день рождаемость и процент детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим.  Соответственно многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания и будут решаться. И в итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.

Мокеева Ирина Германовна

Учитель-дефектолог/ логопед

СПБ ГБУ ЦСРИ и ДИ Центрального района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешное развитие ребенка через движение

Использование "Гимнастики для мозга" в развитии ребенка, подготовке его к школьному обучению....

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

"ДРУЖБА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА!" консультация для родителей.

Когда  родители  отдают малыша в детский сад, они надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит...

Направления абилитации как основы раннего развития ребенка с умственной отсталостью

Направления абилитации ребенка с умственной отсталостью...

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с семьей. Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в воспитании детей с огранич...

статья педагога «Абилитация – путь к успешному развитию дошкольника»

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в рез...