Буклет для родителей "Аномалии в развитии артикуляционного аппарата"
консультация по логопедии на тему

 

Причины возникновения речевой патологии, связанной с повреждениями органов речи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anom._v_stroenii_artik._ap-tanoyabr.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет рано выявлять нарушения, способствующие возникновению речевой патологии.

 В большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждениями органов речи, характер которых определяет содержание последующей работы.

 Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный и периферический. Центральный отдел подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную. К периферическому отделу  относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается  в полости рта и носоглотки.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов.

1. На состояние артикуляционного аппарата большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни родителей. По наследству могут передаваться особенности артикуляционных органов: короткая уздечка языка, наличие расщелин твердого неба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей.

 2. Течение беременности первой и второй половины.

 3. Осложнения при родах.

 4. Доношенным или недоношенным родился ребенок.

 5. До какого возраста ребенка происходило грудное вскармливание, с какого – искусственное, кормление из ложки и питье из чашки. С какого месяца ребенок начал принимать жесткую пищу. Неправильное кормление отражается в последующем на формировании жевательных и глотательных функций.

 6.Какие заболевания перенес ребенок в первый год жизни и состоит ли на учете у педиатра.

 7. Вредные привычки. Многие родители считают, что неровные зубы у ребенка – результат наследственности, тогда как в 70 % случаев виновником являются вредные привычки, которые ведут к нарушению функций зубочелюстной системы.

Вредные привычки формируются в возрасте до 1,5 лет, реже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

К вредным привычкам относятся сосание пальцев, языка, щеки, предметов, прикусывание губ и щек, ротовое дыхание, привычка давить языком на зубы.

В результате появления вредных привычек наблюдаются чрезмерное развитие верхней челюсти, сужение челюстей в боковых участках, открытый прикус.

 На формирование зубочелюстной системы большое влияние оказывают и функции глотания и жевания.

 Функция жевания у детей с нарушением соотношения в развитии челюстей нарушается, что отражается на общем состоянии ребенка. В норме при жевании рот держат закрытым, откусывают пищу передними зубами, а разжевывают зубами попеременно с левой или правой стороны.

Функциональные нарушения речевой деятельности связаны с неправильным прикреплением уздечки языка, которое может быть определено уже с первых дней жизни ребенка. Эта патология может проявляться в затруднении или даже невозможности сосательных движений из-за ограниченности в подвижности языка. Эта проблема решается только хирургическим путем, причем желательно до первого кормления, в крайнем случае, до трехмесячного возраста ребенка.

Короткая уздечка языка может обусловить полную невозможность или неправильное произношение звука «р», а иногда и шипящих.

 Если ребенок может поднять язык в виде свечи, то назначается курс занятий с логопедом до 5-летнего возраста, и только после этого проводят оперативное вмешательство с последующим продолжением занятий с логопедом.

 8. Прикус – это положение относительно друг друга верхних и нижних зубов при смыкании. Основными признаками правильно сформированного прикуса являются:

 а) ровные зубные дуги;

 б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;

в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;

 г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.

 Отклонения от этих норм являются признаками неправильно сформированного прикуса.

 Различают молочный (временный) прикус в возрасте с 6 месяцев до 5-6 лет, сменный с 6 до 12 лет и постоянный. В молочном (временном) прикусе, в свою очередь, различают три периода: период формирующегося временного прикуса в возрасте с 6 месяцев до 3 лет, период сформированного временного прикуса с 3 до 5 лет и период, предшествующий смене зубов с 5 до 6 лет.

 В каждом периоде временного прикуса необходимо учитывать активный рост челюстных костей и изменение их формы.

Долгое время считалось, что молочные зубы – это непонятный каприз природы. Родители зачастую не уделяют им большого внимания, считая, что лечить молочные зубы не обязательно: все    равно    они ненадолго. Но за свой короткий срок они собирают массу информации для постоянных зубов, сохраняют место для правильного прорезывания.

 Знания  об аномалиях артикуляционного аппарата в зависимости от возраста ребенка поможет выявить дефекты в его строении, что позволит предположить наличие у ребенка механической дислалии. 

Но чтобы не допустить ошибки важно учесть и степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной выявленной анатомии в строении артикуляционного аппарата.

 Для правильного решения этих проблем важным является тесное взаимодействие таких специалистов как логопед и ортодонт. Например, при наличии очень короткой уздечки языка постановка звука «р» возможна только после оперативного вмешательства, а преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе.

 Логопед не сможет поставить ребенку правильное произношение звуков, если состояние артикуляционного аппарата, обусловленное нарушениями строения зубочелюстной системы ребёнка.

Лечение таких случаев, ортодонту нужно проводить совместно с дефектологом или логопедом.

Логопедия и ортодонтия

Учитель – логопед

 Рассовская С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата

В плане собраны скороговорки и чистоговорки для работы с детьми второй младшей группы, которые можно использовать вне занятий и как индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи....

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Эти упражнения могут быть использованы как воспитателями так и логопедами в работе с детьми с проблемами произношения....

Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата

речевые упражнения подобраны с учетом возраста детей и уровня подготовленности. Могут быть использованы воспитателями как индивидуальная работа с детьми имеющими проблемы с произношением....

Игры для развития артикуляционного аппарата

консультация  для  родителей...

Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата в 1 младшей группе

Скороговорки и чистоговорки для работы с детьми, которые можно использовать как индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи. ...

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...