Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

Материал будет интересен и полезен воспитателям и учителям-логопедам, работающим с детьми с ТНР, родителям, имеющих таких детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

 «Вибрационный массаж» («Пчелиный рой»)

             Вибрационный массаж проводится самим ребенком в виде постукивания (перебора) пальцами рук по разным частям лица и тела.

     Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный массаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий – дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения.

     Выполнение: Произнесение звука «М-М-М» или звука «Н-Н-Н» (забор воздуха) с закрытым ртом + массаж головы (перебираем пальчиками):

- голова;

- лоб;

- щёчки;

- закрываем (постукиваем) ноздри (вместе и по очереди);

- натягиваем верхнюю губу на зубы; барабаним;

- от подбородка к ушам;

- мягко барабаним шею;

- грудная клетка (кулачками);

- рёбра (кулачками);

- живот (кулачками);

- спина (кулачками).

«Артикуляционная гимнастика»

Нижняя челюсть:

- нижняя челюсть вперёд-назад (8-14 раз);

- нижняя челюсть вправо-влево (8-14 раз);

- максимально опускаем язык вниз и максимально раскрываем рот «Пасть льва» (8-14 раз);

- максимально раскрываем рот; запрокидываем голову вверх – рот закрываем (8-14 раз);

- 2 кулачка под подбородок в несколько сантиметров; открываем рот, подбородок сопротивляется (8 раз);

Губы:

- чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается» («немая» артикуляция звуков У – И – А) (8-14 раз);

- расчёсываем верхними зубами нижнюю губу, сначала без звука, затем со звуком (В) (до 20-ти раз);

- расчёсываем нижними зубами нижнюю губу, сначала без звука, затем со звуком (П) (до 20-ти раз);

- чередуем верхнюю и нижнюю губы + добавляем звуки (см. вверх «Вибрационный массаж»);

- «Остужаем наши губы» (дуем холодным воздухом) - «Кучер» (вибрация губ), (долго, до минуты).

Язык:

- «Накажем непослушный язык» (до минуты);

- «Покусаем боковые края языка» (до минуты);

- «Покрутить язык» в обе стороны  и покусать;

- «Горка» (8-14 раз) + кусаем;

- «Чашка» (8-14 раз) + кусаем;

- «Покусать кончик языка» (14-20 раз);

- «Остудить язык» (вытаскиваем язык и дуем холодным дыханием);

Положение «Иголка»

     Выполнение: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет.

     Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

- «Иголочка» (положение губ как при артикуляции звука (А)) / «Часы с кукушкой» / «Змейка» (8-14 раз);

- «Качели» (положение губ как при артикуляции звука (А)) (8-14 раз);

- «Крест внутри» - кончиком языка «протыкаем» влево-вверх-вправо-вниз внутри рта(8 раз);

- «Крест снаружи» - острым кончиком языка «протыкаем» влево-вверх-вправо-вниз снаружи рта; делаем медленно, язык растягиваем (8 раз);

- «Кружок» (по 8 раз в обе стороны);

- «Протыкаем щёки»/«Футбол» (8-14 раз в каждую щеку).

Положение «Лопата»

     Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

     Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

- «Расчёсываем язык» (8-14 раз);

- «Прячем кончик за верхние и нижние зубы поочерёдно» (8-14 раз);

- «Кончик за верхними зубами, спрятался вниз» (произносим звук (Л);

- «Маляр» - красим верхнее нёбо кончиком языка. Рот открыт как при звуке (А);

- «Дырявый барабанщик» / «Дятел» - от медленного до быстрого темпа; прилепить кончик, не отрывая от верхних зубов (Д-Д-Д), (ДР-ДР-ДР)…

- «Скачем на лошадке» (до минуты);

- «Грибок» - «Гармошка» (до 20-ти раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи

Презентация, предоставленная на конкурс проекта  партии "Единая Россия" "Детские сады-детям!" в номинации "Лучший учитель-логопед"...

Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»

Основное направление проекта: развитие артикуляционного аппарата у детей с ОНР с помощью чистоговорок, закрепление произношения поставленных звуков....

Отзывы на Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»

В документе приведены отзывы родителей и педагогов на реализованный проект для дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи...

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

laquo;Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения» направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...

Игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей с тяжелым нарушением речи с элементами биоэнергопластики.

Игровые упражнения для развития речи с элементами биэнергопластики (Из опыта работы)....