Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии на тему

Длоугая Алла Леонидовна

Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл text.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Длоугая Алла Леонидовна,
учитель-логопед ГБДОУ №112 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга

Перед практикующими логопедами стоит вопрос, как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Основная деятельность ребёнка дошкольного возраста – это игра. Поэтому и закрепление полученных навыков лучше проводить в игровой форме.

Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звуков в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Дудочка

Ребёнок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звуком дудочки.

Кнопочки

Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизуемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (пластиковые крышечки разных цветов). Сколько кнопочек – столько повторов.

Метроном

Ребёнок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.

Песочные часы

Ребёнок проговаривает речевой материал, пока не «стечёт» песочек в часах (1 мин., 3 мин.).

Шарик

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная верёвочка

Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Прогулка по лабиринту

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребёнок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик

Дети выкладывают вертикально счётные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

Дорожка

Дети рисуют или выкладывают поочерёдно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Удивительные узоры

Ребёнок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок

Ребёнок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка

Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамиды, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кубик с цифрами

Ребёнок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Часики

Ребёнок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

Собери бусы

Ребёнок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счёты

Ребёнок произносит слово столько раз, сколько колёсиков отложено на счётах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колёсика.

Считалочка

С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребёнок проговаривает слоговые ряды, предложения, чистоговорки, стихи. Можно использовать игрушки или изображения зверей, кукол и т. д.

Улиточка

Ребёнок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали – домику улиточки.

Тихо – громко

Ребёнок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

Песенка

Ребёнок поёт знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Представлен конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ по автоматизации звука [с] в предложениях с использованием игровых приёмов....

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Использование игровых приемов для автоматизации звуков у детей с ОНР

Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую сл...

Т.В.Бендикс. Игры-ходилки для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Практическое пособие.

Пособие содержит 11 игр по типу игры-ходилки.  В ходе игры  дети бросают кубик и перемещают фишку по игровому полю, называя последовательно картинки на автоматизируемый звук. В качестве фише...

Использование игровых приёмов для развития моторики у детей с нарушениями речи

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планир...

статья "Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ"

Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в ...

Проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи».

Долгосрочный проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи"....