Консультация для родителей будущих первоклассников
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Побылова Ирина Юрьевна

Речевое развитие - ведущий компонент подготовки ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе.

 Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе. Без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но и бывает практически невозможно. Однако в настоящее время различные нарушения речи встречаются часто (почти у 60 % первоклассников).

 Основная цель – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи, как средства общения, познания, самовыражение ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

  В словаре 6-7 летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, частицы, союзы.

  Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание так называемых видовых или обобщающих понятий: мебель, овощи, фрукты, посуда, транспорт, животные и т.д. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, побольше времени находить для общения с ребёнком, а в – третьих, заниматься с ним.

 Будущий первоклассник должен совершенно свободно общаться со взрослыми и детьми. На какие только темы не рассуждают дети. Родители часто удивляются: «Откуда ребёнок всё это знает?» Долгое время вы считали своего ребёнка маленьким, а вдруг выясняется, что он способен говорить практически на любую тему, научился точно подбирать нужные слова. Во- первых, ребёнок слышит и слушает речь окружающих его людей. Во-вторых,  каждый день узнаёт что-то новое, что-то пробует,  набирается опыта. Рассказывая, он старается выражать свои мысли яснее, связывает причину и следствие, делает выводы. То есть ходили ходили не просто к врачу, а к окулисту, ехали не просто в машине, а марку машины назовёт. Ребёнок уже может объяснить кем работает мама, что она делает на работе. Не удивляйтесь, если играя, пользуется словами, которые обозначают профессиональную деятельность взрослого.

 Становятся понятными для ребёнка слова, употребляемые в переносном значении: метафоры, сравнения, абстрактные, отвлечённые понятия. «Небо хмурится. Море волнуется», - говорит ребёнок. Меньше трудностей с подбором синонимов, антонимов.  Использование развёрнутой, свободной речи позволяет заметно выросший словарный запас.

Ребёнок должен свободно описывать картинку, игрушку, предмет, давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли. И ребёнок должен улавливать скрытый смысл в рассказе.

 Помните, как ваш ребнок начал говорить? Сначала появились звуки, слоги, потом – слова, их становилось всё больше – и вот наконец вы услышали первую фразу! Перед школой будущий первоклассник должен уметь пользоваться предложениями, как простыми, так и сложными. Простые, в которых одна пара главных членов, подлежащее и сказуемое, например: «Наш котик ест сметану». Сложные, в которых несколько простых, например: «Начался дождь, и мы побежали домой».

Ребёнок должен уметь употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложном. «Я открыл книжку, а брат достал конструктор». «Пете хотелось мороженого, но мама не разрешила».

Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов. Что такое словоизменение? Это изменение слов по грамматическим категориям – по падежам, числам, родам и временам. А если значение слова будет изменено, то появится уже другое слово, которое будет называться однокоренным. И это является словообразованием.

 Эти две функции – словообразование и словоизменение – формируются у ребёнка не одновременно, словоизменение в норме присутствует у ребёнка приблизительно к четырём годам, а словообразование – только к  шести, семи годам. Слова нужно не только правильно изменять и образовывать, но и согласовывать между собой. Овладение грамматическим строем языка  - очень важный показатель не только для речевого, но и общего развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"

   Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"    повысить правовую ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...