Артикуляционная гимнастика.
консультация по логопедии на тему

Флуднева Оксана Владимировна

Артикаляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  МБДОУ «Детский сад №119»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Учитель-логопед:

Флуднева Оксана Владимировна.

ВОРОНЕЖ 2015г

   Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

   В такой тренировке нуждается и язык – главная мышца органов речи. Ведь внятность и чистота произношения звуков зависит от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.

  Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям 2 – 3 – 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее правильно произносить звуки. Дети 5 – 6 лет смогут с помощью гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

   Упражнения помогут ребенку найти нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука, а также предупредят смешение звуков, которое происходит при нарушении артикуляционных ощущений у детей.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за 1-н раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 4. При проведении артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

 1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

 1. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

 2. Поцелуй.

 Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

 3. Уточка.

 Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а указательные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

 4. Недовольная лошадка.

 Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 5.Старушка.

 Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Упражнения для губ и щек

 1. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 2. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 3.Шарик лопнул.

 Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка (5-6лет)

1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Иголочка (Стрелочка. Жало).

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится).

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 

 Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку (3-4 года) , либо к верхним и нижним резцам(5-6 лет).

 3. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 4. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 5. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 6. Маляр.

 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 7. Оближем губки.

 Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития артикуляционной каординации.

1. Произнесение различных звуков изолированно.

А-а-а-а- девочка плачет,

У-у-у-у- паравоз гадит,

Ы-ы-ы-ы- пароход гудит,

Ф-ф-ф-ф- фырчит ёжик.

С-с-с-с- в чайнике кипит вода,

З-з-з-з- муха летит,

Ц-ц-ц-ц- не шумите,

В-в-в-в- вьюга воет,

Ж-ж-ж-ж- жук жужжит,

Р-р-р-р- тигр рычит и т.д..

2. Произнесение звуков по-разному: твердо и мягко.

Большая муха поёт песенку жестко и твёрдо (з-з-з), а маленький комар мягко и нежно ,,,).

Большой молоток стучит жестко и твёрдо (т-т-т), а маленький мягко и нежно ,,,) и т.д.

 

3. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

( аааааэээээ, аааааиииии, оооооииии, оооооиииииааааа, иииииаааааауууу и т.д.)

Аааууу – зовём в лесу на помощ,

Уууааа – плачет малыш,

Иииааа – разговаривает ослик и т.д.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...