Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
консультация по логопедии на тему

               Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнуть трудности, их может постигнуть неудача. Родителям следует помнить, что многих неудач можно избежать, если своевременно помочь ребенку. Как же это сделать? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям при подготовке дошкольников

                                к обучению грамоте.

               Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнуть трудности, их может постигнуть неудача. Родителям следует помнить, что многих неудач можно избежать, если своевременно помочь ребенку. Как же это сделать?

             Каждая мама помнит, как развивался ее малыш, когда начал гулить, лепетать, говорить первые слова, когда составил из них первые предложения. Важно обратить внимание на произношение: правильно ли ребенок выговаривает звуки, слова. Некоторые родители, а иногда и учителя, считают ошибки в речи детей нелепыми, вызванными их личностными качествами неумением слушать, невнимательностью, небрежным отношением к работе и т.д. На самом же деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и  лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных, перестановка букв в слове, перестановка  и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове обусловлены несформированностью фонетического слуха и связанных с ним анализа и синтеза слова. Порой бывает и так, что у ребенка исправлены дефекты звукопроизношения, но он все же путает схожие звуки и буквы, заменяет их (с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.), в результате чего на письме может быть допущено много ошибок. Это обусловлено тем, что фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой, похожие звуки не дифференцированы. Значит, работу следует продолжить. Ее можно проводить и дома. Предлагаем использовать игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.

По дороге из детского сада домой, можно сказать ребенку: «Давай поиграем! Я скажу, а ты попробуй повторить за мной, затем скажи сам, четко выговаривая каждые слово и звук». Цель таких упражнений – отработка четкости артикуляции.

Высказывания и фразы для воспроизведения:

Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка (с-з).

Саша любит сушки, а Соня ватрушки (с-ш).

         У ежа ежата, у ужа ужата (ж).

         У Коли удочка, у Толи дудочка (к-т).

Мама мылом мыла Милу, не любила мила мыло (л-м).

Ткет ткач ткани на платок Тане (сочетание согласных тк, пл).

Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

На дворе трава, на траве дрова (стечение согласных тр, др).

                     Можно проводить речевые игры.

Игра «У кого хороший слух?» Развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно. Услышав звук в слове, ребенок должен подать сигнал (хлопнуть).Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т.д. Каждое слово разбирается: ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» - три звука,   звук «ш» - в начале слова. В слове «кошка» - пять звуков, звук «ш» - в середине слова, по счету - третий.

Аналогично поводятся игры на любой звук, на дифференциацию сходных по звучанию звуков. Главное, чтобы ребенок научился слышать и узнавать заданный звук, определять его место в слове. При овладении этим навыком дисграфические ошибки исчезнут.

Можно давать для тренировки маленькие стишки,  чистоговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

                           Ученик учил уроки,

                                   У него в чернилах щеки.

Мороза моржи не страшатся,

Моржи на морозе резвятся.

                           Гусь Гога и гусь Гага

                           Друг без друга ни шага.

Скажи потише: «Шесть мышат», -

И сразу мыши зашуршат.

                           Щеткой чищу я щенка,

                          Щекочу ему бока.

        ***

С виду бабушка Улитка

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

И отведайте сластей.

В звезде найдешь ты букву «з»

И в золоте, и в розе,

 В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

        (С. Маршак)

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзинка,

Ваза, воздух и резинка,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись.

        

            Очень важным является наглядное восприятие того, что предлагается ребенку.

            На процесс овладения грамотой может отрицательно влиять нарушение моторики, т.к. ребенку трудно держать карандаш, работать с мелкими предметами… В таких случаях от родителей требуется большое терпение и такт, понимание того, что ребенку надо помочь, а не ругать его. Полезно периодически поиграть с мелкой мозаикой; штриховать различные изображения; обводить по трафаретам, а затем штриховать полученные изображения; разбирать и собирать предметы из деталей мелкого конструктора и т.д.

Для развития памяти нужно ненавязчиво, в игровой форме, предлагать ребенку для запоминания ряд слов с постепенным увеличением их количества. Дети могут запоминать загадки и стишки, сказки. Развитию памяти способствует запоминание и воспроизведение того, что ребенок видел на улице. Мышление развивает установление сходства и различия предметов.

Можно предложить игру «Угадай, что изменилось» в ряду 5-6 картинок или предметов. Ребенку предлагается закрыть глаза. В это время взрослый переставляет или убирает предметы (картинки), дополняет ряд. Ребенок должен заметить, что изменилось. Это развивает зрительное восприятие, увеличивает объем памяти, что в свою очередь способствует развитию мышления и речи.

Произвольное внимание у детей может быть неустойчивым, наблюдаются трудности в его переключении с одного вида деятельности на другой. Одной из причин является повышенная возбудимость, неспособность к длительному напряжению, повышенная утомляемость. Таким детям требуется больше времени для отдыха. Необходимо также использовать яркие пособия, игры, книги, следует разнообразить работу, но не перегружать ребенка.

         Трудности при обучении грамоте могут возникнуть и в связи с личностными особенностями ребенка. Одни дети хотят слушать то, что говорят группе, им это интересно, а другим – нет. Важно, чтобы и дома, и в детском саду ребенок чувствовал хорошее отношение к себе, чтобы его понимали и своевременно помогали.

Составлено по материалам книги Успенской Л.П., Успенского М.В. «Учись  правильно говорить» и статьи Н.Д. Кривовязовой «Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....

Методические рекомендации для родителей по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Вниманию родителей представляются еженедельные методические рекомендации по подготовке детей к обучению грамоте...

Рекомендации для родителей и воспитателей по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Важно правильно дать понятие об ударении. Часто дети стараются запомнить, какой же слог ударный в слове. Объясните, что запоминать это не нужно! Это нужно просто услышать и проанализиро...

Советы родителям по подготовке ребёнка к обучению грамоте

Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребёнку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития....

«Советы родителям по подготовке к самостоятельному обучению чтению дошкольника старшего возраста».

В материале даны практические советы для родителей для самостоятельного обучения детей чтению. В статье указаны типичные ошибки и как их не допустить....

«Советы родителям по подготовке к самостоятельному обучению чтению дошкольника старшего возраста».

В статье даны рекомендации родителям  по самостоятельному обучению  детей. В материале разобраны типичные ошибки, которые допускают родители в процессе обучения и даны советы по их  уст...