ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Играя, развиваем!»
проект по логопедии на тему

Галина Владимировна Калинина

 Технология коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопедической группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraya_razvivaem._8_gruppa.docx80.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида с группами

для детей с нарушениями речи № 57»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  

«Играя, развиваем!»

 Технология коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопедической группы ДОУ

Авторы проекта:

Ванюкова В.В., учитель-логопед гр. № 8

Калинина Г.В., воспитатель гр. № 8

Кшуманева Е.А., воспитатель гр. № 8

 

г. Нижнекамск

2015


Оглавление

Введение

1 .Актуальность проекта

1.1 Цель и задачи проекта     

  1. Целевая группа проекта  
  1. Объект исследования  

2.2Предмет исследования  

  1. Проектное решение  
  2. Жизненный цикл и этапы реализации проекта  
  1. Сроки реализации  
  2. Этапы реализации  
  3. Программа проектных мероприятий  
  1.  Ожидаемые результаты реализации проекта 

Заключение 

Список использованных документов и источников информации  

Приложение 1

Приложение 2  

Приложение 3  

Приложение 4  


Введение

В современном мире, в веке информационно - компьютерных технологий, при гиподинамии человечества у большинства детей наблюдается нарушение моторной функции. Это можно наблюдать в своеобразие двигательной сферы детей: характер выполняемых действия ребенком не плавный, замедленный, трудности переключения с одного действия на другое; наличие синкинезий; ошибки нарушение последовательности движений. Эти нарушения наблюдаются и в мелкой моторики рук у детей.

В  проекте «Играя, развиваем!» представлена подборка и систематизация игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук у детей:

-игры с мячом подобраны по основным структурным компонентам развития речи (фонематический слух, звукопроизношение, грамматика, лексика);

  • игры с прищепками позволяют автоматизировать поставленные звуки у детей в стихах-диалогах;

-игры с песком систематизированы для использования на разных видах непосредственно образовательной деятельности.

  1. Актуальность проекта

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти и мышления, а главное речи (М. Монтессори, Кольцова М.М., Есенина Е.Н., Сиротюк А.Л.и др.).

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих

импульсы в ЦНС ребёнка. Поэтому очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно играть вместе. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности даёт детям сама жизнь.

ФГОС ДО предъявляет новые требования к образовательной среде для ребенка дошкольного возраста. Она должна быть: «содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»[17]. Этого легко добиться, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное - для того, чтобы играть и развивать мелкую моторику у детей не нужно ничего покупать специально, у нас все под рукой: песок, прищепки, мяч.

Эти предметы обихода имеют возможность изменения предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность предметов - предполагает возможность использовать в различных видах детской активности. Периодическая сменяемость игрового материала (другой формы прищепки, другой фактуры мячи, другого цвета песок и т.д.), появление новых предметов стимулируют у детей игровую, двигательную, познавательную активность. А так же эти предметы для развития мелкой моторики рук доступны и безопасны.

Исходя из этого идея подборки и систематизация игр и упражнений, с использованием мячей, прищепок и песка, для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы актуальна.

  1. Цель и задачи проекта
  1. Цель проекта

Разработка комплексных игр и упражнений для развития мелкой моторики, с использованием обиходно - бытовых предметов развивающей среды.

  1. Задачи проекта:
  1. Изучить требования ФГОС к созданию развивающей предметной среды

в процессе дошкольного обучения.

  1. Определить структуру и содержание комплекса дидактических игр с использованием развивающей предметной среды.
  2. Создать систему ресурсного обеспечения проекта и его материально-

техническую базу.

  1. Реализовать проект в логопедической практике и оценить эффективность развития мелкой моторики с помощью обиходно - бытовых предметов у старших дошкольников.
  1. Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста.
  1. Объект исследования - нарушение мелкой моторики.
  2. Предмет исследования - методы и приемы, способствующие повышению эффективности логопедической работы по развитию мелкой моторики.
  1. Проектное        решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни время рождения этих игр. Практически каждый ребенок знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению; освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы для развития всех компонентов речи: фонематический слух, звукопроизношение, лексика, грамматика (см. Приложение 2).

В ФГОС ДО в образовательной области речевого развития говорится: « ребенок должен овладеть речью, как средством общения, грамматически правильной диалогической и монологической речью», «ребенок должен уметь взаимодействовать с взрослыми и сверстниками при помощи устной речи, как основным средством общения» [17]. В этом контексте мы предлагаем развивать устную диалогическую речь через развитие мелкой моторики рук, используя бельевые прищепки разного цвета, формы, нажима, дизайна. В непосредственно образовательной деятельности и во время образовательной деятельности, и в свободных играх детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ведя между собой диалог, контактируя со своими сверстниками. Прищепки помогают педагогам развивать мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки, а самое главное выполнять целевые ориентиры по ФГОС ДО. Нами подобраны и систематизированы стихи-диалоги по лексическим темам основной образовательной программы (см. Приложение 3).

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!» Игра с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, делает руки источником тактильных ощущений. Игры с песком способствуют развитию ручной умелости и всех сторон речи. Мы предлагаем использовать игры с песком во время непосредственной образовательной деятельности со всей группой детей, в совместной деятельности взрослого и ребёнка по подгруппам и индивидуально, а так же в самостоятельной деятельности (см. Приложение 4).

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

  1. Сроки реализации проекта сентябрь 2015- май 2016. 9 месяцев.
  2. Этапы реализации проекта
  1. Подготовительный (с 1 сентября 2015года по 31 октября 2015 года)
  2. Основной (с 1 ноября 2015 года по 30 апреля 2016 года)
  3. Заключительный (с 1 мая 2016 года по 31 мая 2016 года)

4.3 Программа проектных решений

Комплекс мер

Место

проведения

Срок

проведения

Ответств

енный

Этап 1

1.

Изучение научно-методической литературы по теме исследования.

 ДОУ

сентябрь

Логопед,

воспитатели

2.

Изучение понятий касающихся темы проекта.

 ДОУ

сентябрь

Логопед

3.

Подбор диагностического материала.

ДОУ

сентябрь

Логопед

4.

Подборка и систематизация игр и упражнений с мячом, прищепками и песком.

ДОУ

сентябрь-

октябрь

Логопед

5.

Организация предметно - пространственной развивающей среды.

ДОУ

сентябрь-

октябрь

Логопед,

воспитатели,

 родители

6.

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук.  

ДО У

октябрь

Логопед

7.

Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности

ДОУ

октябрь

Логопед

 

8.

Приобретение мячей, прищепок, песочницы и насыщение предметнопространственной среды в логопедической группе

ДОУ

сентябрь-

октябрь

ДОО,

родители,

спонсоры

Этап 2

1.

Составление перспективного плана проведения игр и упражнений с детьми.

ДОУ

ноябрь

Логопед

2.

Разучивание стихов-диалогов.

ДОУ

по ходу реализаци и проекта

Логопед,

воспитатели

3.

Оформление папок - передвижек, информационных листов, презентаций для родителей.

ДОУ

декабрь,

февраль,

апрель

Логопед,

воспитатели

4.

Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.

 ДОУ

по ходу реализаци и проекта

Логопед,

воспитатели

5.

Разучивание с детьми игр и упражнений в процессе непосредственной образователь ной деятельности и в образовательной деятельности

 ДОУ

по ходу реализаци и проекта

Логопед,

воспитатели

6.

Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер — класс для родителей.

 ДОУ

ноябрь-

апрель

Логопед


Этап 3

1.

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики.

ДОУ

май

Логопед

2.

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;

ДОУ

май

Логопед

3.

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.

ДОУ

май

Логопед

4.

Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

ДОУ

май

Старший

воспитатель

 5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1 .Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

  1. Развитие познавательно-речевой способности детей и повышение уровня

экспрессивной речи.

  1. Разработка        перспективного плана работы по развитию мелкой моторики.
  2. Повышение интереса детей к двигательной активности подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность проекта.
  3. Создание уголка в логопедической группе «Играя, развиваем»

Заключение

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук - задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка, а в особенности речь. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей мелкую моторику рук дошкольника нужно и необходимо развивать, обогащая предметно-пространственную и развивающую среду ребенка в условиях внедрения ФГОС.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результат своей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное» [10].

Поэтому мы старались предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учим тому, что любую работу, любое действие можно сделать интересом, используя обиходно — бытовые предметы для развития мелкой моторики рук.

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речевой компетентности, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности в условиях логопедической группы.

Список использованных документов и источников информации

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 138 с.
  2. Аксенова М. А. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. — 1990. -№ 8. — С. 32-34.
  3. Воробьева Т.А. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.-95с.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия . - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

-50 с.

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 240с.
  2. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.- М., Педагогика, 1960.-304 с.
  3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., Педагогика, 1973. - 135 с.
  4. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.
  5. Прожерина И. В.Значение развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями/ Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых/ А. И.Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2014. - С. 281-282.
  6. Работа с песком в условиях детского сада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир:// р1апе1ж1е1:5{уа.пе1;. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 28.02.2015)
  7. Развитие графомоторной функции руки у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьпр^ 1о§орес1.ги - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 24.02.20151
  8. Рутш-тт -! Н Н Диагностика ручного праксиса у детей дошкольного

возраста Аг~        проблемы специальной педагогики и психологии:

12

Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции/ под ред. А. И. Ахметзяновой. - Казань: Отечество, 2012. - Вып.

  1. -С. 44-48.
  1. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 64 с.
  2. Стефанова Н. Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет - диагностический журнал/ Н. Л. Стефанова// Волгоград: Учитель. — 2011. - № 3.
  • С. 97-99.
  1. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 92 с.
  2. Фадеева Ю. А. Игры с прищепками: творим и говорим/ Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И. И. Жилина. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64с. (Библиотека Логопеда)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принят Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2010. - 87 с.

Приложение 1

Обследование двигательных функций тонкой моторики

кистей и пальцев рук

Тесты и пробы

Цели

Инструкции

Критерии оценки

1.Проба

Н.И.Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро- ладонь»

Исследование кинетической основы движений рук и двигательной памяти.

«Положи ладонь на плоскость стола. Выполни следующую серию движений:

  1. Сожми ладонь в кулак.
  2. Поставь ладонь ребром на плоскость стола.
  3. Распрями ладонь на плоскости стола.

Движения рукой выполняй 10 раз в следующей последовательности: «ку- лак-ребро-ладонь». Проба выполняется правой, затем левой, после - двумя руками вместе.

4 балла - задание

выполняется

правильно.

3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе.

2 балла - выполнение задания в замедленное темпе с появлением синкинезий.

1 балл - выполнение задания в замедленное темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений)

0 баллов - задание не выполняется.

2. Проба на пальцевый гно- зис и праксис А.Р.Лурия

Исследование

оптико-кинес-

тетической

организации

движений.

Задания выполняются ведущей рукой.

Праксис по зрительному образцу: «Делай, как я». Ребенку предлагается вслед за педагогом производить различные положения пальцев:

Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.

  1. 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак («труба»).
  2. 2-й палец выпрямлен,

4 балла - все задания выполняются правильно и быстро.

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе (поиск нужных движений).

2 балла - задания выполняются неточно наблюдаются синкине зии.

1 балл - задания выполняются при помощи другой руки

остальные собраны в кулак («указка»).

  1. 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и разведены, остальные собраны в кулак («зайка»).
  2. 2-й и 5-й выпрямлены, остальные собраны в кулак («коза»).
  3. 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак («крест»).
  4. 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены («кольцо»). Праксис по словесной инструкции:

1 .Выпрями большой палец покажи «трубу».

  1. Вытяни        указательный пальчик (покажи «указку»)
  2. Выпрями        2-й и 3-й пальцы («сделай зайчика»).
  3. Выпрями        2-й и 5-й пальцы («сделай козу»).
  4. Скрести        2-й и 3-й пальцы (покажи «крест»).
  5. Сложи        1-й и 2-й пальцы в кольцо.

(разгибание пальцев другой рукой, удерживание их при возникновении синкинезий). 0 баллов - задания не выполняются.

3. Проба на

степень

сохранности

премоторной

зоны.

Исследование реципроктной координации (точность, дифференциро- ванность движений пальцев и способность к переключению с одного движения надругое

Прикоснись большими пальцем поочередно к каждому пальчику руки. Двигайся от указательного пальца к мизинцу, а затем от мизинца к указательному пальцу. Задание выполняй пальцами обеих рук одновременно.

4 балла - задания выполняются правильно и быстро.

3 балла - задания выполняются правильно, но медленно.

2 балла - отмечается дезавтоматизация движений на истощении.

1 балл - при выполне-

 

нии заданий наблюдаются персеверации на истощении.

0 баллов - при выполнении заданий отмечаются выраженные персеверации (за- стреваемость на отдельных позах) либо задания не выполняются  

4. Тест

Н.А. Рычковой

Определение

качества и

степени

дифференци-

рованности

движений.

1 .Сжать пальцы в кулак.

2.Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»).

3.Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («пальчики здороваются»). Все задания выполняются 8-10 раз.

4 балла - задания выполняются правильно, в предложенном темпе.

3 балла - все задания выполняются правильно в замедленном темпе.

2 балла - задания выполняются правильно, но при этом наблюдаются синкинезии.

1 балл - задания выполняются с помощью взрослого.

0 баллов - задания не выполняются.

З.Тест-действие с предметами

Определение уровня координации, темпа и ловкости движений, умения ориентироваться в пространстве и наличия патологических

1 .Выложи узор мозаики (по образцу).

2.Застегни пуговицы на рубашке.

  1. Начерти        карандашом вертикальные палочки (в разлинованной тетради).
  2. Собери        бусинки на нитку.

4 балла — четкое выполнение всех заданий.

3 балла - задания выполняются медленно, неуверенно.

2 балла - выполняются не более 3-х заданий из предложенных.

или сопутст

5.Уложи в коробку правой

1 балл - выполнение

вующих речи

и левой руками одновре

одного-двух заданий

движений при

менно по одной 5 палочек

из числа предложен

действиях с

(спичек).

ных.

предметами.

0 баллов - если 3 и

Исследование

более заданий выпол

графических

няются с помощью

навыков.

взрослого.

Результаты всех этих обследований помогают сделать следующие выводы: Мелкая моторика развита:

  • в пределах возрастной нормы (18-20 баллов);
  • недоразвитие двигательных функций мелкой моторики (8-17 баллов);
  • несформированность моторных функций рук (0-7 баллов).

Приложение 2

Игры с мячом

Игры, направленные на развитие фонематических процессов.

  1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышишь звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

  1. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

  1. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры: Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу.

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

  1. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов г\епочку.

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры: Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

Например: весна - автобус - слон - нос - сова.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В) — И только с этой»

Цель: Развитие фонематических процессов, воображения.

Ход игры: Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить так, чтобы все слова ответа начинались на заданный звук, например, на звук И.

Игры , направленные на формирование правильного звукопроизношения.

  1. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1.

Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.

Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А-А-А- А...

Вариант 2.

Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч.

Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

  1. Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:


А

Э

О

У

АА

ээ

00

УУ

ААА

эээ

ООО

УУУ

Затем можно поизносить различные сочетания звуков.

  1. Игра «Поющие мячики»

По мячу сперва стучу,

А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры: Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а.

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу, пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

  1. Игра «Разноцветные мячики»

Красный-гласный. Синий-нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры:

Вариант 1: Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2: Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синего цвета, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

  1. Игра «Тихо-громко»

Мы катались по горам.

Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх сила голоса увеличивается, под горку - уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети могут самостоятельно давать задания друг другу.

  1. Игра «Слог да слог - и будет слово - мы в игру сыграем снова»

Вариант 1.

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: логопед говорит детям:

  • Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: С А - хар, С А - ни.

Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударением об пол.

Вариант 2.

Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу» и т.д. Ребенок заканчивает слово.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры. Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.

Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.

  1. Игра «Звучащие игрушки»

Навострите ваши ушки:

Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов, и закрепление слогослияния. Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям).

«Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают » получившийся слог.

Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой-вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками » слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

  1. Игра «Поймай мяч - слово составляй»

Мы поймали три мяча -

Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.

Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными буквами.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:

М-А-К        Д-О-М        К-О-Т

Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков - называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАХ, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова РАМА. МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласным: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

  1. Игра «Встречу слово на дороге - Разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, Быстроты мышления. Ход игры. Логопед бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нож, нос, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, изменяет слова так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.
  2. Игра с перебрасыванием мяча «Логопеду мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Логопеду мяч бросай - четко фрукты называй» или «Логопеду мяч бросай — транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимание и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1.

Ход игры. Логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Логопед: овощи

Дети: картофель, каш ста, морковь, кабачок, огурец и т.д.

Вариант _ ..: г: дед называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова.

Дети: овощи.

  1. Игра с мячом «Я знаю три названия животных» или «Я знаю три имени девочек» и т.д.

Раз и два, и три, четыре —

Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мяч об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Слава».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловя двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловя двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

  1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, , закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1.

У тигра - тигренок У льва - львенок У слона - слоненок У оленя - олененок У лося - лосенок У лисы - лисенок Группа 2.

У медведя - медвежонок У верблюда - верблюжонок У волка - волчонок У зайца - зайчонок У кролика - крольчонок У белки - бельчонок Группа 3.

У коровы — теленок У лошади - жеребенок У свиньи - поросенок У овцы - ягненок У курицы - цыпленок У собаки - щенок

  1. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

Корова - мычит Тигр - рычит Змея - шипит Комар - пищит Собака - лает Волк - воет Утка - крякает Свинья - хрюкает

Вариант 2. Логопед, бросая мяч ребенку, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?» и т.д.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Цель: закрепление знаний детей о животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1.

Логопед: Кто живет в норе?

Дети: Лиса и т.д.

Вариант 2.

Логопед: Где живет медведь?

Дети: В берлоге.

  1. Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры: Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Логопед: Летают

Дети: Птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, мотыльки, комары, мошки и т.д.

  1. Игра с мячом «Какие действия совершают эти животные?» или «Что делают эти животные?»

Что животные умеют Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Логопед: Собака

Дети: Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит...

  1. Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словарного запаса, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1.

Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед: строитель Дети: строит Логопед: повар Дети: варит и т.д.

Вариант 2.

Логопед называет глагол, а ребенок - профессию.

  1. Игра «Горячий - холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении детей противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «различный», «противоположный».

По картинкам:

Река широкая, а ручеек узкий.

Медведь большой, а медвежонок маленький.

Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку,        произносит        одно

прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением.

Логопед: горячий Дети: холодный Логопед: хороший Дети: плохой

Усложнение. Можно предложить детям составить предложение.

Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

  1. Игра «Третий лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

Голубой, красный, спелый

  1. Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова», а ребенок, бросая мяч логопеду, отвечает: «.. .воронья».

  1. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Логопед: Что бывает длинным?

Дети: Дорога, река, веревка, нитка, лента и т.д.

Игры, направленные на развитие грамматического строя речи.

  1. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечко приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет слово, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет это слово «ласково». Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол - столик Ключ - ключик Шапка - шапочка Белка - белочка и т.д.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить.

Игру нужно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Логопед: Солнце - что делает?

Дети: Светит, греет.

Ручьи - что делают?

Дети: Бегут, журчат и т.д.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных реакций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Девочка играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов: «Девочка играет», и бросает мяч обратно логопеду.

  1. Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой- нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает «кожаные» и т.д.

  1. Игра «Лови да бросай, и цвета называй»

Что у нас какого цвета —

Мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения детей.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Логопед: красный

Дети: мак, огонь, флаг и т.д.

  1. Игра «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, нов сочетании с числительным «пять». Пример: один стол - пять столов и т.д.

  1. Игра «Один - много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают обратно мяч, называя существительное во множественном числе.

Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Приложение 3

Игры с прищепками для автоматизации поставленных звуков в стихах - диалогах.

Песенка машиниста        В.Рождественская

Спят ли волки?

Спят, спят.

Спят ли пчелки?

Спят, спят.

Спят ли птички?

Спят, спят.

А лисички?

Спят, спят.

Все на свете Спят, спят.

Только я и паровоз - Мы не спим,

Мы не спим.

И летит до самых звезд К небу дым,

К небу дым.

Потешка «Кисонька-мурысонька»

  • Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

  • На мельнице.
  • Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

  • Муку молола.
  • Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

  • Прянички.
  • Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

  • Одна.
  • Не ешь одна, не ешь одна. Кузнец
  • Эй, кузнец - молодец, Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять.

  • Отчего не поковать?

Вот гвоздь. Вот подкова.

Раз, два - и готово.

****        у[ Токмакова

  • Лютик, Лютик, что хохочешь?
  • да ведь ты меня щекочешь, Так листочки мне щекочешь, Что не хочешь - захохочешь! **** В.Кремнев Камышам пищала мышь:
  • Шшорох вашш нарушшил тишшь!

Шепчут шумно камыши:

  • Тишше, мышка, не шшуршши!

Шшелест твой услышшит кошшка.

Шшла бы к бабушшке, ты, крошшка!

Не послушшаешшься, мышка, -

Кошшка сцапает, глупышшка! **** Н. Френель

  • Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

  • Жу, жу, жу, жу,

Я на дереве сижу.

  • Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

  • Жу, жу, жу, жу.

Я летаю и жужжу.

Еж.

  • Ежик, еж,

Куда идешь?

Г де ты, ежик, живешь? Отвечает детям еж:

  • Меня под елочкой найдешь.
  • Был сапожник?

-Был, был.

  • Шил сапожки?
  • шил, шил.
  • Для кого сапожки?
  • Для соседской кошки. Пылесос
  • Пылесос, пылесос.

Ты куда сеешь свой нос?

  • Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Не мешайте я спешу!

  • Пылесос, пылесос,

Ты шуршишь, как насос...

  • Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я порядок навожу!

  • Водичка, водичка,

Умой мое личико.

  • Помой и ручки Олечке-внучке!
  • Помой и щечки Олечке-дочке!

Кто чей?

  • Чей ты, чей лесной ручей?
  • Ничей!
  • Но откуда ж ты ручей?
  • Из ключей!
  • Ну, а чьи же ты ключи?
  • Ничьи!
  • А ты, девочка, чья?
  • Я мамина и папина!
  • Зачем воду лили?
  • Мы лимоны мыли.
  • Чаю всем налили?
  • Всем налили,

Всех угостили!

  • Где твой пальчик большой?
  • У меня за спиной!
  • А где твой указательный?
  • Погляди внимательней! Забыл

Жил - был Забыл.

  • Где жил?
  • Забыл.

-Где был?

  • Забыл!
  • Что ел?
  • Забыл!
  • Что пил?

-Забыл.

  • Маме ты помогал?
  • Помогал.
  • Ты с собакой гулял?
  • Гулял.
  • Ты котенка поил?
  • Поил.
  • Ты посуду помыл?
  • Помыл.
  • А уроки сделал?
  • Забыл.

Считалка

  • Заяц белый, куда бегал?
  • В лес зеленый!
  • Что там делал?
  • Лыко драл!
  • Куда клал?
  • Под колоду!
  • Кто украл?
  • Родион!
  • Выйди вон!

Говорю брату - ох!

С неба сыплется горох! Засмеялся старший брат - Твой горох ведь это град!

Разговор с весной О.Высотская -Ну, весна, как дела?

  • У меня уборка.
  • Для чего тебе метла?
  • Снег мести с пригорка.
  • Для чего тебе ручьи?
  • Мусор смыть с дорожек!
  • Для чего тебе лучи?
  • Для уборки тоже.

Все промою, просушу - Вас на праздник приглашу!

Теремок

Терем, терем, теремок,

Звери строили домок - Ставеньки резные,

Двери расписные.

Пришел медведь,

Принялся реветь:

  • В теремок пустите,

Двери отворите!

Выходили звери,

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

  • Велик ты слишком!»

Теремок сломаешь,

Зверей распугаешь!

Уходи, медведь!

Перестань реветь!

  • * * *        и Токмакова
  • Здравствуй, Ветер!

Ветер, здравствуй,

Что ПОДНЕСЯ “О зарнТ

  • Я спешу, осинки, в город,

Я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам Разнести по адресам.

Ворона        В. Орлов

  • Кра! - кричит ворона, - Кража! Караул!

Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку!

  • Стой, ворона, не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана У тебя ведь нет кармана.

  • Как! - подпрыгнула ворона И моргнула удивленно.
  • Что ж вы раньше не сказали? Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали
  • * * *        и лОПухина
  • Рыболов, рыболов,

Расскажи про свой улов!

  • Карп ушел, и вся плотва Мимо лодки проплыла,

А карась с крючка сорвался!

Без улова я остался!...

  • Ква-ква, - урчит квакушка,
  • Ку-ку! - поет куклтпка. Целый день по леску:
  • Ква-ква!
  • Ку-ку!
  • Ква-ква!

-Ку-ку!

 


Приложение 4

Игры с песком.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого по подгруппам и индивидуально. Развитие диафрагмального дыхания.

«Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке; «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

«Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

Действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями.

Отыскать в песочнице:

-предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звёздочки с погон и

т.д.),

  • определённый предмет;
  • предметы с определёнными характеристиками (гладкие - шершавые, большие
  • маленькие, какой - либо формы);
  • отыскать и охарактеризовать предметы, расположенные в определённом месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Рисование на песке

Дорожки. Начинаем с простых прямых линий. «Дорожка для слонёнка к его домику». Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяжённости.

Заборчики, которыми мы огораживаем всё, что лежит в песочнице.

Лесенки. Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Следы. Предложить оставить на песке следы вполне определённых существ. Например, следы бегемота или паучка или даже первые капли дождя. Оставленные следы хорошо бы обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шёл, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Затем, развивая воображение детей, можно предлагать оставлять следы несуществующих животных.

Работа с контурами и шаблонами

  • обведение пальцем контура или шаблона;
  • насыпать песок на шаблон.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный языок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку. Автоматизация звуков.

«Сильный мотор» - произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз» - со дна песочницы, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

«Цва моря» - песочница делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Непосредственная образовательная деятельность со всей группой детей. Формирование слоговой структуры слова.

«Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

«Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

«Лодочка» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

  • предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
  • наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - полосатая, кораблик - легкий, блюдце - пластмассовое).

Обучение грамоте.

«Напиши на песке» - ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

«Буква потерялась». Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Связная речь.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

«Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов- сравнений, рас сказов-описаний.

«Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

«Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в песке, ребенок составляет рассказ- описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубокоглубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм». и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов- сравнений, рассказов-описаний.

«Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

«Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в песке, ребенок составляет рассказ- описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубокоглубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Играя, развиваем!»

Технология коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопедической группы ДОУ...

Проектная деятельность "Играем пальчиками, развиваем речь"

Проектная деятельность "Играем пальчиками развиваем речь"...

Проектная работа Игры для познавательного развития ребенка раннего возраста

Познавательное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и ...

Консультация в рамках проектной деятельности «Дети в музее» на тему: «Сказкотерапия с деревянной игрушкой. Играя, развиваемся»

В рамках проекта «Дети в музее» решение и достижение целей социально-личностного характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:·Развитие и...

Методическая разработка ( из опыта работы) «Играем, развивая фонематическое восприятие»

Игры на развитие фонематического Залог успешного обучения элементам грамоты в дошкольном возрасте - развитие фонематического восприятия. В этом возрасте основной вид деятельности ребенка – игра....

Проектная работа: " В театр играем-речь развиваем!

Данный проект разработан для сраршей логопедической группы с ОНР...

Проектная работа в первой младшей группе "Развиваем пальчики,развиваем язычок".

Цель:Создание  условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Задачи:1.Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и ...