ОШИБКИ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья по логопедии на тему

Великая Татьяна Валентиновна

К числу важнейших задач логопедической работы  с дошкольниками, имеющими общее недоразвитиее речи, относится формирование у них навыков словообразования. В статье выделены наиболее характерные ошибки суффиксального словообразования  у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_slovoobrazovaniya.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОШИБКИ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них навыков словообразования. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к освоению школьного курса грамматики. Дети с ОНР с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что задерживает пополнение их словарного запаса. Ошибки словообразования могут рассматриваться либо как речевые, то есть обусловленные недостатком речевой практики, либо как языковые, связанные с неспособность овладеть правилами оперирования языковыми знаками (О.М.Вершинина [ 1 ], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [2], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [4], Т.В. Туманова [5] и др.).

У дошкольников с ОНР не только снижена способность к образованию новых слов, но и к различению значений, которые заключены в суффиксах. Это, в свою очередь, приводит к трудностям комбинирования морфем, особенно имеющих одинаковое значение. Все это свидетельствует о том, что возможности дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними существенно снижены по сравнению с возрастной нормой.

Дошкольники с ОНР допускают мало ошибок при образовании наиболее частотных существительных с помощью продуктивных суффиксов. Больше всего трудностей возникает у них в тех случаях, когда необходимо не просто добавить подходящий суффикс к корневой основе существительного, но и изменить его слоговую структуру, ударность. Этот факт можно объяснить тем, что дошкольники с речевым недоразвитием еще не способны сравнивать однокоренные слова по смыслу, и связывать различия в образовании этих слов с теми или иными словообразовательными аффиксами.

Наиболее характерные ошибки суффиксального словообразования существительных у старших дошкольников с ОНР

,

Виды ошибок

Примеры

замены одного суффикса на другой того же значения

«берёзочка» – берёзонька, «стулик» - стульчик, «шкафик» - шкафчик, «воробельчик» - воробушек, «велосипедник» - велосипедист, «креслочко» - креслице

игнорирование чередования согласных в корне слова

«книгочка» - книжечка, «белёнок», - бельчонок, «медведенок» - медвежонок, «козёнок» - козлёнок, «горохка» - горошинка, «пишчик» - писатель 

наложение суффиксов

«конфеточница» - конфетница, «салфеточница» - салфетница, «солонница» - солонка, «мотоциклетник» - мотоциклист, «поваристка» - повариха

применение суффиксов со значением «невзрослости» к неодушевлённым предметам

«креслёнок» - креслице, «шкафёнок» - шкафчик, «мыльчата» - мыльница, «бусята» - бусинка, «жемчонок» - жемчужинка, «дождёнка» - дождинка

пропуск суффикса

«пианин» - пианист, «соусно» - соусница, «селёдница» - селёдочница

замены суффикса одного значения на суффикс другого значения

«пыльночка» -пылинка, «горошек» - горошинка, «березник» - берёзонька

сохранение производной основы без изменений

«куклочка» - куколка, «левица», «левца», «лёвика», «левина» - львица

нарушение в выборе производящей основы

пишет книги «книжник», играет на пианино –«игральщик»

искажения звуко-слоговой структуры основы производного слова

«волочонок» - волчонок, «львивица» - львица

сокращение структуры основы производного слова

«жемча» - жемчужинка, «спортница» - спортсменка, «пианиха» - пианистка

добавление к словообразованию словоизменения

«коровушки» -коровушка, «избушки» - избушка, «перышки» - пёрышко, «платьицы» - платьице

лексические замены

«петушок», «курочка» вместо цыплёнок, «пони» вместо жеребёнок, «кабанчики» вместо поросёнок, «поэт», «художник» вместо писатель, «охотник» вместо лесник

толкование значения слова

«мальчик едет на велосипеде» вместо велосипедист, «гонщик едет на мотоцикле» вместо мотоциклист

употребление словосочетания с прилагательным «маленький»

«маленькая пуговица» вместо пуговичка, «маленькое пальто» вместо пальтишко

применение другого способа словообразования

«лесохранитель»,«лесоруб» вместо «лесник»

Список литературы:

  1. Вершинина  О.М. Особенности словообразования у детей  с общим   недоразвитием  речи  III уровня //  Логопед. -2004. - №1., с. 34 - 40.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2000.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., СОЮЗ, 1999.
  5. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002.
  6. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....

Методические аспекты формирования навыка словоизменения имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Нормативное овладение языком является одним из обязательных условий для полноценного речевого и общего развития детей....

Особенности суффиксального словообразования у дошкольников с ОНР III уровня

В процессе исследования выявлены особенности суффиксального словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Полученные в ходе исследования данные соотносятся с данными Р.И. Лала...

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ОЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес пр...

«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...

«Методические приемы навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Цель данной консультации, научить родителей (законных представителей) методическим приемам словообразования имен существительных и их применение дома.Хорошая речь – важное условие развития лично...