Играя, развиваем речь.
методическая разработка по логопедии на тему

Агмалова Амина Лутфулловна

Выступление на регионльном семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Играя,   развиваем   речь

Выступление  на  региональном  семинаре

                                        Подготовила:

Учитель – логопед

                                    Агмалова

                                                     Амина  Лутфулловна

г. Нижнекамск

2015 г

Родной  язык  является  средством  общения,  выражения  и  формирования  мыслей  и, таким  образом,  служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка» (А.И. Сорокина).

        В настоящее время всё больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а ведь его овладение является  важным условием умственного развития.

        Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

        Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной  работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить её через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребёнка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует  уже имеющийся  у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.        Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.

        В игровом материале, посвящённом словарной работе, основное место занимают игры и упражнения. Эти игры и упражнения направлены на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Это игры и упражнения на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает  формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

        Сейчас, хочу представить на ваше внимание несколько игр.

Кто сумеет похвалить

        Обучающая цель игры: Подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

        Описание игры:  Взрослый объясняет условия игры:  «Буратино принёс нам много разных картинок.  Я вам буду их показывать, а вы – хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или: яблоко румяное.  А хлеб как можно похвалить?  (Хлеб мягкий). Правильно, а  тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку»

        Лексический материал:  собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц, мальчик и др.

        Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т.п.

Закончи  предложение и подбери к нему картинку

Обучающая цель игры:  Заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

        Материал для игры:  предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.

        Описание игры:  взрослый начинает фразу, ребёнок заканчивает её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию. Например:

 Девочка рисует… (елку, дом, диван).

Папа читает … (книгу, журнал,  газету).

Собака грызет … (кость, тапочки, карандаш).

Мальчик ловит … (мяч, кита, рыбу, лягушку).

Курица снесла… (яйцо).

Мама стирает… (платье, пальто, кофту).

Закончи  предложение

Обучающая цель игры:  Дополнять предложение словом с противоположным значением.

Описание игры:  Взрослый начинает фразу, ребёнок заканчивает. Например:  

Сахар сладкий, а перец … (горький)

Летом листья зелёные, а осенью… (желтые)

Дорога  широкая, а тропинка … (узкая)

Ручей мелкий, а река… (глубокая)

Пластилин мягкий, а камень … (твёрдый).

Назови   ласково

Обучающая цель игры:  Подбирать слова в уменьшительно – ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Описание игры:   Взрослый говорит детям  примерно следующее: «Есть много  разных слов.  Вас даже зовут по-разному:  Лена, Саша, Алеша… и т. д.  ... Можно ещё называть ласково: Лена – Леночка, Ленуля, Алёнушка, Ленуся. Всё это близкие слова, только ласковые.

Давайте поиграем в игру  «Назови ласково». Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова».

Заяц – зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.

Мама – мамочка, маменька, мамуля, матушка.

Дочь – доченька, дочка, дочурка.

Какое что бывает  ?

 

Обучающая цель игры:   Классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

 Описание игры:   Детям предлагают рассказать  Незнайке что бывает:

Зелёным – огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина,  нитки;

Широким – река, дорога, лента, бульвар, улица;

Новым – шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом.

Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.

О чём ещё так говорят ?

Обучающая цель игры:   Уточнить значение многозначных слов.

Описание игры:   Карлсон произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие с учётом его многозначности.

Словесный материал:

Идёт – дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус.  

Играет – девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце.

Горький (-ое,  -ие) – лекарство, перец, лук, огурец, горе, слёзы.

Острый – нож, перец, суп, ум.

Что  это  значит  ?

Обучающая цель игры:   Сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Описание игры:   Взрослый произносит словосочетания.

Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:

свежий ветер – прохладный

свежая рыба  - недавно выловленная, не испортившаяся  

свежий хлеб – мягкий, только что испечённый

свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная

свежая газета – новая, только что купленная

свежая голова – отдохнувшая

глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная

глухой шум поезда – отдалённый, приглушённый, неслышный.

Считаю, что применение предложенных игр способствует расширению и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».

Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....