Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
методическая разработка (развитие речи, средняя группа) по теме

Кулябина Оксана Владимировна

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_oksany_sr_gr.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

«Пальчиковые игры.

Развиваем речь детей.»

МБДОУ «ЦРР- д/с «Гнёздышко».

Воспитатель группы № 1

Кулябина О.В.

П. Искателей

2012-2013 уч. г.

Программное содержание:

Гл. задача: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).

  • Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «Р»;
  • Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.
  • Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.
  • Учить употреблять слова, обозначающие пространстственные отношения (левая рука, правая рука), согласовывать с действиями.
  • Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
  • Связная речь: учить выразительно передавать содержание текста (в диалоге, монологе персонажей).

Воспитательные задачи:

  • Продолжать развивать умение слушать и понимать объяснение (речь педагога, высказывания детей), действовать в соответствии с заданием.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, умение сопереживать, сочувствовать, радоваться.
  • Развивать навыки коммуникативного общения детей.

  Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

В: Ребята, а какое сейчас время суток? /утро/ Скажите «Доброе утро» , кому вы пожелали доброго утра? /ответы детей/

В: Доброе утро! Птицы запели,

     Добрые люди, вставайте с постели.

     Прячется вся темнота по углам.

     Солнце взошло и идет по делам.

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к солнышку, к теплой, долгожданной весне.

Пальчиковая гимнастика

«поздороваемся с солнышком»

Здравствуй, солнце золотое.            Пальцы правой руки поочередно 

Здравствуй, небо голубое.               «здороваются» с пальцами левой руки, 

Здравствуй вольный ветерок.          похлопывая друг друга кончиками. 

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в саду одном,

Все тебя приветствуем!  

В: Что можно сказать про солнышко? Какое оно?

Дети: Оно доброе, улыбается, счастливое…

В: Как вы думаете, по каким делам идет солнышко?

Дети: Освещать землю, греть своим теплом…

В: А кому еще нужно солнышко? /ответы детей/ Правильно! И птичек и зверюшек разбудить!

Появляется петушок:

Ку-ка-ре-ку!

Где солнышко?

Я люблю солнышко!

Я первым его встречаю.

В: Здравствуй, петушок, мы тоже любим солнышко и идем к нему в гости. Пойдем с нами.

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Ходили мимо речки              Дети парами становятся напротив друг друга,

Смешные человечки.            пальцами «бегут» по рукам.

Прыгали, скакали,                Хлопают по плечам друг друга. 

Солнышко встречали.          Гладят лицо друг друга.   

Поднялись на мостик           Руки согнуты в локтях.

И забили гвоздик.                 Стучат кулачками.

Потом - бултых в речку!     «Ныряют»   

Где же человечки?                Показывают изумление.

Я хожу, хожу, хожу –           Находят новую пару.

Друга нового ищу.                (повторить 3 раза)

В: Что могут наши пальчики? /поздороваться, погрозить, позвать, попрощаться…/ А еще наши пальчики могут сказку показать.

Раз, два, три, четыре, пять,     Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть.        Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,      Сжимают и разжимают кулачки.

В сказку будем попадать.      Поднимают руки вверх.  

Пальчиковая игра «Кот, Петух и Лиса»

Жили Котик с Петушком

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька

Подкралась к избушке.

(«Колечки».) -Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.

Утащила Петушка

За высоки горы,

Утащила Петушка

В свою лисью нору.

«Кулачки» С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

 «Лучики» При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)

Смелый Котик в лес пошел

И нору Лисы нашел.

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.«Здравствуй» -Ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)

Умный Котик спас дружка

Петю-Петю-Петушка.

(«Гребешок»- Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены..)

Живут  Котик с Петушком

У лесной опушки

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них..)

И теперь уже Лиса

Не ходит к их избушке.

(«Маятник» » Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.)

Петушок: Спасибо за сказку. А я вам что-то принес. /передает корзинку с маленькими резиновыми мячиками/.

Ловкие ручки.

Эта ручка – правая,    (сжать мячик правой рукой)

Эта ручка – левая,     (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,   (мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня       (катать мячик по столу правой ладонью)

Сильные, умелые!         (катать мячик по столу левой ладонью)

В: Сколько ручек у ребят? /2/

     Сколько ножек у ребят? /2/

     А у сороконожки?      /40/

Игра «Сороконожки»

Две сороконожки                     Путь сороконожек меняется с каждой новой игрой.

Бежали по дорожке.                 Руки могут сцепиться на макушке, на спин, и т.д.

Всё бежали и бежали,              Можно играть в парах. Сороконожки – руки ребенка

Всё друг дружку догоняли.     бегут по телу партнера, сцепляясь на его спине.

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли!

В: Наши пальчики имеют названия. А как они называются мы сейчас покажем.

Пальчики шагают.

Вот как пальчики шагают,

(Вытянуть перед собой обе руки ладошками вверх и поочередно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.)

И мизинец, и большой,

Указательный, и средний, безымянный – вот какой!

Припев:

Вот какие наши ручки

(постепенно поднимать обе руки вверх, вращая кистями,

Лихо пляшут у ребят!

а затем медленно опустить их вниз, продолжая вращать кистями.)

вот какие наши ручки

веселятся и шалят!

Мелодия припева пропевается еще раз на слова:  «Ля-ля-ля…» Напевая, дети покачивают руками попеременно вперед - назад.

В: Куда же нам идти? Как нам солнышко весеннее найти?

Петушок: У меня есть волшебные дорожки, они вам помогут. /Передает шкатулку с «дорожками»./

/Дети на стульчиках, дорожки из семечек на коленках/

Дети:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не слышно так идем,

В сказку видно попадем!

            Репка.

В огороде дедка

Репку посадил,

И водой из лейки

Репку он полил.

(«Колечки»- » Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)

Расти, расти, репка

И сладка, и крепка.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши.)

Выросла репка

Всем на удивленье

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)

Большая, пребольшая,

Всем хватит угощенья

(«Лучики»-  При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.)

Выросла репка

И сладка, и крепка.

Выросла репка

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши.)

В: Не нашли мы в этой сказке весеннее солнышко.

     С этой сказкой мы прощаемся

     И в другую собираемся.

Дети: 

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не смело так идем,

В сказку снова попадем!

В: Кто-то шумит, кричит. Кто это?

     Пальчиковый театр.

«Яма»

- Яму копал?

- Копал.

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждешь?

- Жду.

- Как голова?

- Цела.

- Ну, я пошел домой.

В спектакле принимают участие двое детей. У каждого на пальчике «пальчиковая» куколка.

«Кто первый»

- Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня.

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня.

- Вы же раньше так дружили.

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

В стихотворении три героя: сам ребёнок и три мальчика, на правой и левой руке. Могут участвовать три ребёнка.

/Звучит пение птиц (аудиозапись)/

В: Вот уже слышно пение птиц, капают сосульки. Значит близко весна. Она знает, где солнышко.

/Выходит Весна дарит солнышко, в руках сундучок./

Весна: Я пришла к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.

              Эти шарики на нитке

              Вы примерить не хотите ль?

              На любые ваши вкусы

              В маминой шкатулке … /бусы/

Дети берут бусы и садятся на стульчики.

В: Жили-были бусы в шкатулочке…(ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы).  Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать как звучат бусы.) Шкатулочка открывается, бусы появляются… (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь,             - двумя пальцами медленно поднять бусы вверх

Красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь. 

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.

Звучит тихая, приятная музыка

В: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали… Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах какой прекрасный узор получился!»  В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.

   Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.

/дети раскладывают на полу узоры из бус./

В: Ребята отгадайте загадку.

     Скачут, скачут на опушке

     К нам зеленые …    /лягушки/

С помощью считалки выбираются участники «соревнований»

«Чья лягушка дальше прыгнет»

Считалка: Шел по берегу петух

                  Поскользнулся в речку – бух!

                  Будет знать петух, что впредь,

                  Надо под ноги смотреть.

В: Лягушки останутся в болоте, а мы выходим на полянку.

 

Игра с верёвочкой «Фокусники»

В:Вот вам загадка: как завязать на верёвке узел, взявшись руками за её концы только один раз и не выпуская их?

-переплетите руки на груди. Наклонитесь в лево, не расплетая рук, и пальцами одной руки подхватите один конец верёвки. Затем наклонитесь вправо и подхватите второй рукой другой конец верёвки. Стоит теперь расплести руки и узел сам собою появится на середине верёвки.

 (повторить 3-4 раза)

В:Замечательные фокусники из вас получились. Давайте ляжем под лучами весеннего солнышка. Полежим, отдохнём.

Релаксация. Упражнения на ковре. /под музыку/

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Напряженье улетело,

И расслабленно все тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Весна: До свидания ребята! Мне пора на улицу, у меня еще много работы. А за ваше старание вот вам награда. /конфеты/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речм в средней группе. Пересказ рассказа Я.Тайца. "Поезд".

Учить детей пересказывать небольшой рассказ.  Учить самостоятельно пересказывать рассказ; выделять звук «С» в словах.    Развивать умение выразительно передавать прямую речь персо...

Конспект занятия на развитие внимания в средней группе ЗПР "В гостях у Знайки"

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, развивать любознательность, стремление экспериментировать и исследовать. Формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи. Воспитывать внимани...

Конспект занятия Познавательное развитие ФЭМП в средней группе "Космическое путешествие на станцию "Мир""

Познавательное развитие ФЭМП в средней группе. Основные образовательные задачи: учить детей находить закономенности в расположении фигур; закреплять счет в пределах 5, соотношение цифры  с коллич...

Конспект занятия по развитию реччи в средней группе детского сада на тему "Составление рассказа по картине "Катаемся на санках

Конспект занятия по развитию реччи в средней группе детского сада на тему "Составление рассказа по картине "Катаемся на санках...

Проект по развитию речи в средней группе: «Мы играем, речь развиваем»

Проект по развитию речи в средней группе:«Мы играем, речь развиваем» Воспитатель: Меньшова Н.О. Актуальность проекта. В условиях современности, главной задачей дошкольного о...