Методические разработки по использованию ИКТ при формировании связной речи у детей с ОНР.
методическая разработка по логопедии

Победоносцева Ирина Валерьевна

Использование  ИКТ при формировании связной речи у детей с общим  недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  разработки по использованию ИКТ при формировании связной речи у детей с ОНР.

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Поэтому, как только у меня появилась возможность, т.е. появился персональный компьютер в кабинете, я стала создавать мультимедийные презентации сама.  Наиболее доступна и проста для создания таких презентаций программа Power Point. Создать простые слайды для занятия при наличии практики можно за час. Это очень удобно. И все-таки на это уходило много времени, поэтому я стала находить выложенные в Интернете на образовательных порталах презентации, адаптируя их к особенностям детей и собственным образовательным задачам.

     Теперь в моей копилке есть разные презентаций по грамоте, развитию внимания, мышления, логики,  фонематическим представлениям, но больше всего материала у меня по формированию связной речи дошкольников.

      На лексико-грамматических занятиях можно использовать презентации на любом этапе. Например, после изучения темы: «Какие бывают деревья?», на следующем занятии я показываю слайды с изображенными деревьями, кустарниками, плодами и семенами, а дети должны узнать и называть их.

      Главные возможности при использовании презентаций – это,  конечно же, демонстрация или подача нового материала с игровыми моментами. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение. А главное – у них повышается интерес к занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает деткам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В презентациях часто использую музыку, которая делает занятие живым, создает  доверительную и комфортную атмосферу. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом педагога создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Использование компьютеров в учебной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Современные информационные технологии стали активно использоваться и в логопедической практике. Они применяются на разных этапах коррекционной работы, в разных видах деятельности, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Наряду с традиционными формами, методами и приемами коррекционной работы учителя-логопеды активно используют информационные  технологии.

     Каким же образом я использую возможности компьютера  на своих занятиях?

      Такая работа может осуществляться на разных этапах занятия:

          - как форма организационного момента перед занятием;

          - как способ создания проблемной ситуации;

          - как способ объяснения нового материала;

          - как форма закрепления изученного;

          - как форма проверки знаний в процессе занятия;

          - как способ релаксации во время занятия.

        Но чаще всего использую презентации на занятиях по составлению пересказов, рассказов по серии сюжетных картин, составлению описательных рассказов.

На таких занятиях можно решить поставленные задачи по формированию связной речи:   

-  обучить детей  составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам;

- обогащать словарь и формировать грамматический строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками;

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

- обучать детей составлению описательного рассказа;

- обучать детей составлять пересказ близко к тексту  по ролям и по плану;

      Занятия по развитию связной речи детей с ОНР проводятся 1 раз в неделю. За основу я взяла разработки О. С. Гомзяк «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи». А особенностью моей работы по этой теме  является использование информационно-компьютерных технологий. Эта тема для меня еще достаточно новая, но мне нравится этим заниматься и я надеюсь более подробно проработать методические рекомендации.

Поэтому труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и взрослого.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

-   компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

-  рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

-    необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....