ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Лаврова Татьяна Михайловна

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ

В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является обучение их навыкам связной монологической речи.

Успешность школьного обучения детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Умение выделять существенные признаки и основные части предметов, самостоятельно в определенной логической последовательности строить текст, использовать языковые средства, излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.

В коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием  формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной, конечной целью всего коррекционного процесса, требующей кропотливой работы логопеда, воспитателя,  родителей и ребенка.

Монологическая речь психически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложения. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большева ТВ. - коллажем, Ефименкова Л.Н - схемой составления рассказа.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемок-вадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другим путем выделение главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка зеленая, ягодка красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, но они не всегда устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем их. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам: зима, весна, лето, осень.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется, дается предметно-схематическая модель. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ - ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов можно значительно упростить, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были неоднообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Предлагаем детям придумать рассказы:

1  этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Таким образом, в своей практике с помощью мнемотаблиц, схем-моделей нам удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется ингерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Литература

1. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: В Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008 — 224 с.

2. П. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.  - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998 - 320 с.

3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьмими 5-7 лет. -М: ТЦ Сфера, 2006 - 128 с.

4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием  речи. (Комплексный подход): Уч. пособ. для студ. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2003 - 144 с.

5.  Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.-М.: Издательство: Гном и Д, 2005-146с.
6.  Т.Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного     возраста, М.:
 Издательство: Детство-Пресс,  2010- 64с.
7.  Т.В. Большева Учимся по сказке,
 М.: Издательство: Детство-Пресс,2005-  143 с.
8.  Н.Е. Васюкова Учим стихи по картинкам, М.:
 Издательство Карапуз, 2007- 16с.
9.  Е.А. Кодолбенко Зашифрованные скороговорки, М.:
 Издательство Сфера, 2011-34с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения  и одновременно решает многие задачи....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....