Мастер-класс для учителей-логопедов компенсирующих групп ДОУ "Формирование операций анализа предложения на основе наглядно-графических схем у детей с ОНР."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе "Зимняя карусель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_uchiteley-logopedov.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

                        Мастер-класс для учителей-логопедов    

                                    компенсирующих групп ДОУ

Тема:    Формирование операций анализа предложения на основе  

                           наглядно-графических схем у детей с ОНР.

                                             

                                                 Конспект

       Непосредственной   образовательной   деятельности

                 в подготовительной логопедической группе

                                     «Зимняя карусель».                         

                                                     

Цели:

- продолжать работу над формированием и  коррекцией связной речи, построением предложений по схемам

- обобщить  умения детей составлять схемы предложений

- развитие творчества, фантазии, мышления

- воспитывать умение выслушивать ответы других.

Оборудование: сюжетные картины : зима, лето, картинка «кормушка», «Зимние забавы», схемы предложений, схемы предлогов  В, НА, С. Карточки с предлогами В, НА, С, и союзом А. Магнитофон, музыкальные записи

                                                                                  ХОД.

  1. Орг момент.

Ребята посмотрите у нас сегодня с вами необычное занятие: у нас с вами сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте, дети!

Ко мне подойдите,

на наших гостей теперь посмотрите

Слово волшебное им подарите.

А теперь все глазки смотрят на меня и ушки внимательно слушают задания.

Д/и «Снежный ком»

Какое у нас с вами сейчас время года? – Зима

Давайте будем передавать друг другу снежный ком и говорить только зимние слова.

Молодцы! Все назвали правильные слова. Занимайте свои места.

  1. Осн часть
  1. Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Зимняя карусель», которую для нас с вами прислала Зимушка –зима, она волшебница и будет из-за окошка за нами  смотреть. Зимушка –зима приготовила для нас вами много интересных и трудных заданий о зиме. Мы с вами повторим все, что мы знаем об этом времени года. Давай - те выберем первое задание.

Рассматриваем карусель. На каждом секторе – свое задание которое приготовила Зимушка –зима.

Сейчас мы по очереди будем  крутить карусель и выбирать задание.

Дети по очереди крутят юлу = карусель и выполняют то задание, на котором останавливается стрелка.

                                                 «Карусель».

Завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, все белым-бело.

Наконец-то стихло, землю замело.

                              Крутим карусель- выбираем задание.

Задание 1. Составление предложений о зиме  с включением нескольких определений и объединение их в рассказ.

Наступила зима. – Наступила холодная, снежная, морозная зима.

Земля покрылась снегом. – Земля покрылась ровным, белым, чистым, пушистым  снегом.

На ладошку упала снежинка.- На ладошку упала маленькая, резная, снежинка

Дети слепили снеговика. – Дети слепили большого забавного снеговика.

Реки покрыты льдом. – Реки покрыты гладким, прозрачным, блестящим толстым льдом.

 Логопед от имени Зимы читает  простые предложения и выкладывает схему простого предложения, детям предлагается составить  большие, красивые предложения, добавив слова-признаки и изменив схему.

        .

Задание 2. Составление предложений по картине «Зимние забавы» с использованием предлогов На, В, С и без них.

Дети очень любят зиму.  Зима приготовила для вас свои забавы и развлечения

Расскажите о зимних забавах – составьте предложения с предлогами В, На, С или без них и сложите схемы этих предложений..

Зимой дети катаются На санках, ледянках, снегокатах, лыжах, коньках.

Зимой дети катаются С горки.

Зимой дети играют В снежки, хоккей

Зимой дети лепят снеговика, крепость.

Задание 3.

Д/и «Скажи наоборот» - со снежным комом. (динамическая пауза).

День —            утро —               восход —

зима —            добро —             друг  —

жара —            правда —           радость —

вдох —            юг —                   польза —

грязь —

 Вы правильно сказали зима, а наоборот лето.

Давайте с вами сравним зиму и лето, используя схемы с соединительным словом (союзом)  А.

Детям предлагаются 2 картинки : Зима и лето,  между которыми  союз Аи схема составления рассказа о времени года

F:\В саду 2011\IMG_6020.JPG

Где : 1 – продолжительность дня и ночи

         2 – характерное состояние неба

         3 – изменения которые происходят на земле ( покров –снег, молодая трава, ручьи,  

          цветы, опавшие листья, сухая трава; температура – холодно, тепло)

         4 – изменения, которые происходят в растительном мире (деревья – спят,  

          выбрасывают почки и цветут, дают плоды, сбрасывают листья; трава – спит,  

          прорастает, появляются первые цветы, появляются ягоды, созревают колосья, сохнет)

         5 -  поведение животных ( спят или нет, просыпаются, рождают детенышей, засыпают  

         или нет)

        6 – Поведение птиц ( улетают в теплые края или остаются дома, возвращаются из  

             теплых краев, выводят птенцов)

        7 – какую одежду носит человек

        8 – игры и развлечения детей в это время года.

Составление сложного предложения с союзом А по паре сюжетных картинок и упрощенной схеме. В этом упражнении логопед предлагает изображение зимы и лета, между картинками остается символ, изображающий противительный союз А, другие прямоугольники убираются, чтобы не сковывать словесный объем детских предложений.

                                                                 А

.

 

Зимой холодно. А летом тепло.

Зимой небо низкое, хмурое, а летом высокое ясное.

Зимой ночи длинный, а летом короткие.

Зимой дни короткие , а летом длинные.

Зимой люди надевают шубы , шапки, варежки, валенки, а летом люди носят футболки, кепки, шорты, босоножки.

Зимой дети катаются на санках, а летом загорают, купаются

Зимой ветер холодный северный, а летом теплый южный

Зимой идет снег, а летом светит солнце или идет дождь.

Зимой все деревья стоят голые, а летом на деревьях зеленые листья

Зимой дети лепят снеговика, а летом…

Зимой растут  сугробы а летом …

Молодцы! и с этим заданием справились.

Задание 4.  ФКМ.

Педагог предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки.

Не забыть при этом, какие снежинки, прислушиваться к музыке и словам. Попытаться передать образ легкой, хрупкой, красивой снежинки под любую вальсовую музыку.

Тихо падают снежинки,

Легкий ветер гонит их.

То построит в хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.

По замерзшему асфальту

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся,

Землю всю покрыть стремятся.

Задание 5.

А зима приготовила следующее задание .

 Глядя на картинку, составьте предложения по схемам и опорным словам.

Картинка «Кормушка».

Предложение – одно или несколько слов содержащих законченную мысль. Поэтому в конце предложения мы ставим точку или другие знаки (!, ?), а вначале предложения пишем большую букву – (Уголок). В предложении все слова пишутся отдельно друг от друга.

Схемы:

        .

        

        .

                                                                                               

        

        .

                                                             

                

        .

        .

        .

Примеры предложений:

Наступила холодная зима.

Дети пошли гулять.

Дети пришли в парк ( в сад, в сквер, в лес)

Птицы сидят на ветках (на кормушке).

Снег лежит на елке, на ветках, на земле.

Дети спрятались за елкой ( за деревом)

Ребята смотрят за птицами.

На кормушке много зимующих птиц.

На кормушку слетелись голодные птицы.

На ветке сидит голодный воробей.

Задание 6.

Зима очень любит получать письма. Давайте мы с вами тоже напишем ей письмо. Зимушка нам все предложения зашифровывала, и мы тоже ей отправим зашифрованное письмо, она волшебница и может решить любую загадку.

Предложение – одно или несколько слов содержащих законченную мысль. Поэтому в конце предложения мы ставим точку или другие знаки (!, ?), а вначале предложения пишем большую букву – (Уголок). В предложении все слова пишутся отдельно друг от друга.

ПИСЬМО.

Тихо падают снежинки.

Веселится детвора.

На площадке строят крепость.

Хороша наша зима!

 Дети зарисовывают схемы предложений на отдельных  листочках, а один ребенок у доски.

Проверяем запись.

ИТОГ  Занятия.

Вы сегодня составили много красивых больших предложений о зиме, ее приметах, сравнили зиму и лето и даже написали письмо для зимы.

А зима наблюдая, за нами из-за окна, оставила вам угощение (детям предлагается сладкое угощение – зефир)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию

В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (кор...

Мастер-класс "Простые советы учителя-логопеда,формируем вместе звуки"

Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Мастер класс от логопеда.тема: "Секреты учителя - логоопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Перспективный план по лепке в соответствие с лексическими темами учителя-логопеда в компенсирующей группе детского сада

Уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию хочу представить перспективный план по лепке в группе компенсирующей направленности в соответствие с лексическими темами учителя-логопеда (учтены концептуаль...

Мастер-класс по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Чудо-игры»

М.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Пушкарева Марина Владимировна, я учитель-логопед МКДОУ № 4 г. Аши.А.Ю.: А я воспитатель логопедической группы Бахарева Алена Юрьевна.М.В.:  Тема н...