Главные вкладки

    мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

     В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (коррекционные) знания дома во время занятий с детьми. В любой форме работы с родителями можно и нужно выделить ту "изюминку", на которую будет опираться и строиться обучение родителей практическим приемам. В ходе мастер-класс постаралась раскрыть именно "изюминки" своей работы с родителями детей имеющих речевые проблемы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по теме:

    «Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи

    по речевому развитию»

         В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

                                                          Пермский край, г.Березники, МБДОУ№57                                  

                                             Мальцева Татьяна Владимировна

                   учитель-логопед

                                                     высшей квалификационной категории

    С  каждым  годом в г.Березники количество детей с речевой патологией неуклонно  растет,  и  усложняются  диагнозы  детей.

    Поэтому оказание коррекционно-педагогической  помощи  детям  с  речевой  патологией  требует  высокой  профессиональной  подготовленности,   где  залог  успешности  логопедического  воздействия  зависит  не  только  от квалифицированной работы  логопеда,  но  и от всех  участников  коррекционного  процесса – педагогов,  родителей  и  других  членов  семьи.

    Проведенный анализ  коррекционно-образовательной  деятельности  в нашем детском саду,  позволил    выделить  ряд  факторов,  которые  подтверждают  актуальность  (выбранного направления в работе) данной  темы:   

    1. Дистанцирование (отдаленность)  родителей  от  детского  учреждения;
    2. недостаточное  включение  родителей  в  совместный  с  учителем-логопедом  коррекционный  процесс;
    3. неведение  и  неосознанное  восприятие  проблем  речевого  развития  детей;
    4. низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

            

            На актуальность данного направления в работе указывает и то, что с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации № 655 от23 ноября 2009г.) изменяется форма и структура образовательной программы ДОУ и согласно пунктам 2.11, 2.12 в общий объем обязательной части Программы включается время (примерно от 2 до 3 часов) на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ и коррекционно-образовательной.

            

            Всем вам хорошо известно, что содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется (под влиянием экономических, социокультурных и др. трансформаций в обществе). Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

    Вышеизложенное,  потребовало  от  меня  пересмотра  коррекционно-педагогической  работы  с  родителями,  что  способствовало  выстраиванию  вариативного  взаимодействия  с  семьей.

    Целью  моей  работы  стало  использование  различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия  учителя-логопеда  и  семьи  как способа повышения  эффективности  коррекционно-педагогического  процесса.  

    Для  достижения  поставленной  цели  определила  следующие  задачи:

    1. Разработать  и   внедрить   в  практику  работы  модель  взаимодействия   учителя-логопеда  и  родителей  воспитанников  в  коррекционно-педагогическом  процессе.
    2. Систематизировать  практический  материал  по  работе  с  семьей.

    Раскрою основные направления и формы взаимодействия с семьей, которые использую в своей работе. Условно направления поделила (разбила) на блоки:

    - информационно-аналитический блок;

    - блок коррекционно-педагогического просвещения;

    - блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс.

    Формы работы в рамках этих блоков различны и многообразны, есть традиционные – индивидуальные  беседы,  сбор  анамнестических  данных,  анкетирование, заочные консультации, выступление на родительских собраниях, организация библиотеки для родителей, открытые логопедические занятия; а также и современные – фото-сессии, индивидуальный видео-журнал ребенка «Ступеньки к успеху», выпуск журнала «ЛОГОРАДУГА» для родителей и детей с видео приложением, оформление шпаргалок и буклетов для родителей, страничка «Для Вас, родители!» на сайте ДОУ.

    Все эти формы хорошо зарекомендовали себя, получают положительные отзывы. Родители включаются в работу. Но предпочитают быть «ведомыми». А коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласованно, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребёнка.

    Для себя я открыла такую форму работы с родителями, которая на сегодняшний день наиболее эффективна и дает хорошие результаты – это организация работы  «Педагогической гостиной для родителей детей старшего дошкольного возраста». 

    Цель: внедрение и распространение педагогических знаний о воспитании и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста среди родителей через организацию современных видов работы с родителями воспитанников.

    Задачи:

    1) реконструктировать, оптимизировать детско-родительские отношения;

    2) оказать консультативно-методическую помощь родителям в речевом развитии и воспитании детей;

    3) повысить логопедическую культуру родителей;

    4) побуждать к осознанной деятельности по общему и речевому развитию ребенка старшего дошкольного возраста в семье;

    5) приобщать родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее современных и эффективных форм работы.

     Данная форма работы способствовала практическому включению  родителей  в  коррекционно-педагогический  процесс. В рамках работы педагогической гостиной были проведены семинары – практикумы, консультации с просмотром видеоматериалов, игровые марафоны, где  обсуждались  способы  достижения  коррекционных  задач  в  интересах  каждого  ребенка, а так же родители смогли  овладеть  конкретными  приемами  коррекционно-речевой  работы. Но наибольший результат стали давать логопедические тренинги с участием родителей и детей. Предлагаю познакомиться с практическими моментами логопедического тренинга «Ушки на макушке» проведенного с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. (Просмотр видео: «Умные ушки», «Крестики - нолики», «…..») 

    Опыт работы по данной теме показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах коррекции речевых  проблем своего ребенка. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 65% родителей регулярно интересуются успехами в речевом развитии ребенка, 85% семей принимают активное участие в организации коррекционно-образовательной деятельности, 74%  родителей  овладели  простыми  и  эффективными  средствами  коррекционно-педагогической  помощи  ребенку.

    Перспективой  своей  работы  считаю  разработку  рекомендаций  для  воспитателей  и  педагогов-специалистов  по  вариативным  формам  взаимодействия  с  родителями  воспитанников,  имеющих  различные  речевые  нарушения.

    Рефлексия:

    - На какое место по степени сложности Вы поставили бы работу с родителями в ряду других направлений Вашей профессиональной деятельности?

    - Какие формы взаимодействия с семьей для Вас оказались новыми?

    - Какие формы взаимодействия с семьей Вы считаете наиболее эффективными?  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию Мальцева Татьяна Владимировна учитель-логопед МБДОУ № 57 Пермский край, г.Березники «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский)

    Слайд 2

    логопед семья педагоги ДОУ Модель взаимодействия в коррекционно-образовательном пространстве Медицин ский персонал

    Слайд 3

    активность + осознанность + самостоятельность + компетенция Мой ДЕВИЗ в работе с родителями : МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС! формула

    Слайд 4

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 2.11. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: ….; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: …; …; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Слайд 5

    Цель : использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательной деятельности. Задачи: 1. Разработать и внедрить в практику работы модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевой патологией в коррекционно-образовательном процессе. 2. Систематизировать практический материал по работе с семьей.

    Слайд 6

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Информационно- аналитический блок Блок коррекционно-педагогического просвещения Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс

    Слайд 7

    Информационно-аналитический блок Тестирование и анкетирование родителей «Эффективность работы по речевому развитию», «Речевые проблемы – они есть или их нет?» и др. Сбор анамнестических данных Индивидуальные беседы Дни открытых дверей Рекламные проспекты «День за днём», «Дополнительные услуги, предоставляемые ДОУ» и др.

    Слайд 8

    Блок коррекционно-педагогического просвещения Выступления на родительских собраниях Открытые логопедические занятия Информационные стенды Папки-передвижки, буклеты, шпаргалки Журнал «ЛОГОРАДУГА» с видео приложением Страничка «Для Вас, родители!» на сайте ДОУ Библиотека- передвижка Лекции, конференции Логопедические пятиминутки

    Слайд 9

    Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс Видео-журнал ребенка «Ступеньки к успеху» Педагогическая гостиная Фотосессии, фоторепортажи «Умные пальчики», «Волшебный мир игры» и др. Семинары- практикумы «Весёлый калейдоскоп движений», «Скоро в школу!» и др. Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями Почта доверия «У меня вопросы есть!» Индивидуальная тетрадь «Советуем выполнить дома» Плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне» и др.

    Слайд 10

    «Педагогическая гостиная для родителей детей старшего дошкольного возраста» Цель: внедрение и распространение педагогических знаний о воспитании и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста среди родителей через организацию современных видов работы с родителями воспитанников. Задачи: 1. Реконструктировать, оптимизировать детско-родительские отношения. 2. Оказать консультативно-методическую помощь родителям в речевом развитии и воспитании детей. 3. Побуждать к осознанной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье. 4. Повысить логопедическую культуру родителей. 5. Приобщать родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее современных и эффективных форм работы.

    Слайд 11

    Игровой марафон для родителей и детей «Учимся – играя!»

    Слайд 12

    Семинар-практикум «Весёлый калейдоскоп движений»

    Слайд 13

    Большинство из нас становятся родителями, еще не перестав быть детьми. Миньон Маклофин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

    Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

    Презентация отчёта инновационного педагогического проекта "Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по речевому развитию" за 2014-2015 учебный год.

    В презентации представлен отчёт  инновационного педагогического проекта учителя-логопеда за учебный 2014-2015 год  по основным направлениям деятельности:реализация ООП, взаимодействие с семь...

    Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

    Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

    Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

    На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

    Презентация "Формы взаимодействия учителя - логопеда и семьи по речевому развитию"

    Использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательной деятельности....

    Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

    Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...