Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"
статья по коррекционной педагогике
Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для организации такого пространства и системы оказания квалифицированной помощи детям в решении их проблем, а также предупреждения более серьёзных нарушений их развития необходима совместная деятельность специалистов и педагогов.
Пример организации взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по формированию жизненных кометенций представлен в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aspekty.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Янгулова Ю.И., учитель-логопед
ГБОУ школа №18 Центрального района
Санкт-Петербурга
Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов
Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели - к общей цели работы с детьми с ТМНР - повышение их качества жизни. Учитель и логопед выстраивают единую линию коррекционно-развивающей работы. А именно, на каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов:
- опора на актуальный уровень развития и "зону его ближайшего развития";
- учет индивидуальных психофизиологических особенностей;
- единство требований в школе и на уроке;
- доступность, повторяемость учебного материала;
- коррекционная направленность коррекционного процесса.
При построении урока логопед и учитель определяют на каком уровне каждый ребенок класса будет усваивать предлагаемый материал:
- на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
- взаимодействия с помощью полисопряженных (частично совместных) с педагогом действий;
- восприятия (работа после обучающего эксперимента);
- применения знаний по образцу;
- речевой инструкции.
Совместно определяется построение структуры урока:
- все уроки должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта;
- каждый урок строится на основе принципов интегрирования;
- на всех уроках должна прослеживаться системность и преемственность;
- выбор тематики должен определятся характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
При изучении каждой темы совместно с логопедом намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи (на вербальном и невербальном уровне).
Словарь, предназначенный для понимания должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Для облегчения понимания речи во время урока (занятия) используются карточки, которые логопед подобрал вместе с учителем для конкретного ребенка. Применяются и дополнительные средства общения: пиктограммы, символы, картинки, фотографии. Необходимо также уточнить с логопедом какие типы жестов, инструкций, визуальных предложений должны преобладать в соответствующий период обучения. Учитель осуществляет контроль над пониманием и умением использовать дополнительные средства коммуникации во время проведения урока.
На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы.
В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, наглядные материалы, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с ТМНР.
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений.
Литература
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе.-
- М.: Просвещение. 2012.
- Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии.- М.: ТЦ Сфера. 2016. - 44,45;48,49.
- Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ.- М.: ТЦ Сфера. 2017. -32-35.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.-М.:Эксмо.2014.-102.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию
В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать и применять специальные (кор...
«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов.
консультация для учителей начальных классов...
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
Публикация на тему "Аспекты взаимодействия учителя-логопеда с семьей"...
«Современные аспекты взаимодействия учителя – логопеда и родителей в рамках ФГОС
презентация опыта по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в рамках ФГОС...
«Современные формы взаимодействия учителей - логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями»
Материал раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями...
Презентация "Современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями"
Презентация раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями...
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «Осень».Ссылка на презентацию к конспекту: htt...