Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"
статья по коррекционной педагогике

Янгулова Юлия Ивановна

Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для организации такого пространства и системы оказания квалифицированной помощи детям в решении их проблем, а также предупреждения  более серьёзных нарушений их развития необходима совместная деятельность специалистов и педагогов.

Пример организации взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по формированию жизненных кометенций представлен в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Янгулова Ю.И., учитель-логопед

ГБОУ школа №18 Центрального района

Санкт-Петербурга

Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов

        Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями  начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели - к общей цели работы с детьми с ТМНР - повышение их качества жизни. Учитель и логопед выстраивают единую линию коррекционно-развивающей работы. А именно, на каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов:

  • опора на актуальный уровень развития и "зону его ближайшего развития";
  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей;
  • единство требований в школе и на уроке;
  • доступность, повторяемость учебного материала;
  • коррекционная направленность коррекционного процесса.

        При построении урока логопед и учитель определяют на каком уровне каждый ребенок класса будет усваивать предлагаемый материал:

  • на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
  • взаимодействия с помощью полисопряженных (частично совместных) с педагогом действий;
  • восприятия (работа после обучающего эксперимента);
  • применения знаний по образцу;
  • речевой инструкции.

        Совместно определяется построение структуры урока:

  • все уроки должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта;
  • каждый урок строится на основе принципов интегрирования;
  • на всех уроках должна прослеживаться системность и преемственность;
  • выбор тематики должен определятся характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

        При изучении каждой темы совместно с логопедом намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи (на вербальном и невербальном уровне).

        Словарь, предназначенный для понимания должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Для облегчения понимания речи во время урока (занятия) используются карточки, которые логопед подобрал вместе с учителем для конкретного ребенка. Применяются и дополнительные средства общения: пиктограммы, символы, картинки, фотографии. Необходимо также уточнить с логопедом какие типы жестов, инструкций, визуальных предложений должны преобладать в соответствующий период обучения. Учитель осуществляет контроль над пониманием и умением использовать дополнительные средства коммуникации во время проведения урока.

        На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы.

        В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, наглядные материалы, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с ТМНР.

        Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений.


Литература

  1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе.-
  2. М.: Просвещение. 2012.
  3. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии.- М.: ТЦ Сфера. 2016. - 44,45;48,49.
  4. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ.- М.: ТЦ Сфера. 2017. -32-35.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.-М.:Эксмо.2014.-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию

В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (кор...

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов.

консультация для учителей  начальных классов...

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ

Публикация на тему "Аспекты взаимодействия учителя-логопеда с семьей"...

«Современные аспекты взаимодействия учителя – логопеда и родителей в рамках ФГОС

презентация опыта  по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в рамках ФГОС...

«Современные формы взаимодействия учителей - логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями»

Материал раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями...

Презентация "Современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями"

Презентация раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями...

Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».

Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии связной  речи детей с ЗПР на тему «Осень».Ссылка на презентацию к конспекту: htt...