«Современные формы взаимодействия учителей - логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями»
статья по логопедии на тему

Бондарева Маргарита Васильевна

Материал раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_bondarevoy_m.v.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для учителей-логопедов, учителей-дефектологов

образовательных организаций Белгородского района

 по теме: «Преемственность работы учителей-логопедов, учителей-дефектологов детского сада и начальной школы в обеспечении комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями

   

Подготовила:

 учитель-логопед МДОУ

 «Детский сад комбинированного вида

 №21 п. Северный»

Бондарева М.В.

п. Северный-2018

«Современные формы взаимодействия  учителей - логопедов ДОУ и  начальной школы в работе с родителями»  

 Семья – поистине высокое творенье

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье

Она для нас основа всех начал

(Е.А. Мухачёва)

    Детский сад – это воспитательно-образовательное учреждение, где начинается первое систематическое педагогическое просвещение родителей. А школа является преемницей детского сада. Сотрудничество с родителями продолжается и здесь. Ведь, как бы серьезно не продумывались формы воспитания и обучения детей, какой бы высокой не была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без активного участия родителей.

     Целью взаимодействия в работе с родителями логопедов ДОУ и школы является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей и успешном обучении в школе.

    От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

    Для решения данной проблемы перед нами стоят следующие задачи: 

- установить партнерские отношения с семьей;

- вызвать родителей на диалог;

- создать атмосферу общности интересов;

- обогатить воспитательные умения родителей;

- поддерживать уверенность в необходимости комплексного воздействия на ребенка.

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей роли в образовательном процессе.

Организация работы с семьей в ДОУ и начальной школе ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
- знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
- знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, по преодолению нарушений устной и письменной речи;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создавать у родителей объективный образ ребенка.

2. Создавать атмосферу общности интересов, установить доверительные отношения. 

3. Обогащать воспитательные умения родителей.

4. Поддерживать уверенность в необходимости комплексного воздействия на ребенка.

 Современными формами взаимодействия  учителей-логопедов с семьёй в ДОУ и начальной школе

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год", «Профилактика дисграфии и дислексии». Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной» в ДОУ.

Семинары – практикумы, мастер классы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда. В школе используются тетради в работе над звукопроизношением, рабочие тетради детей.

Анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. А также, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Родительские пятиминутки, консультации. Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Копилка методических рекомендаций, домашняя игротека. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителей с детьми логопункта. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда, почтовый ящик учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные логопедические уголки «Говорим правильно»

«Советы логопеда»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третих, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ, школе и семье.

    Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

     Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Как не велика роль педагогического воспитания, роль семьи остается определяющей. Поэтому только при условии тесного сотрудничества педагогов и родителей может быть достигнута конечная цель обучения.   

 Партнерство, помогает совместными усилиями решать многие проблемы и делать все возможное для того, чтобы наши дети были самыми счастливыми.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

"Современные формы взаимодействия логопеда с родителями"

Формы работы логопеда с семьей многогранны....

Взаимодействие учителей-логопедов детского сада и школы в работе с родителями.

   Как не велика роль педагогического воспитания, роль семьи остается определяющей. Поэтому только при условии тесного сотрудничества педагогов и родителей может быть достигнута конеч...

Презентация "Современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями"

Презентация раскрывает современные формы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и начальной школы в работе с родителями...

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Районное методическое объединение старших воспитателей.  Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе....