Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)
методическая разработка

Козлова Татьяна Николаевна

Районное методическое объединение старших воспитателей. 

 

Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

 

"Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников."

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_st.vosp_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение старших воспитателей

Ленинского района г. Нижнего Новгорода

 «Современные формы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении»

(из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №401»

Козлова Т.Н.

26.02.2019г.

г. Нижний Новгород


Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  •  расширить представление педагогов – участников о формах организации работы с родителями и детьми;  
  •  представить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм;
  •  создать психологически комфортные условия для обмена опытом по заявленной теме;
  • развивать творческую активность педагогического коллектива.

Предварительная работа: четыре стола, листы бумаги, банка с огурцами, чудесный мешочек, шаблоны из бумаги с изображением банки, стикеры, ручки.

Участники заходят в зал и рассаживаются за 4 стола.

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Козлова Т. Н., я старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №401». Когда вы зашли в этот прекрасный музыкальный зал, вы сели за столы, по какому принципу вы это сделали, необходимо быстро подумать и сказать «найти общее между вами за столом» (н-р, - по профессии (воспитатели); — или кто-то сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.). Итак, определились. Это игровой прием от обратного. Отлично, мы все педагоги, мы все пришли…

Конкретизация абстрактного.

Ведущий. Я пришла сегодня к вам не с пустыми руками, а принесла вам вот такой интересный мешочек (достает мешок и ставит на стол). Что может быть в мешке, как вы думаете?

Педагоги-участники высказывают предположения, трогают мешок, определяют, что там банка. 

Ведущий. Что в банке? Педагоги-участники высказывают предположения.

Ведущий. (достает из мешка банку с маринованными огурцами). Как вы думаете, какие они?

Педагоги-участники называют вкусовые качества.

Ведущий. От чего зависит качество этого продукта?

Педагоги-участники. От ингредиентов, входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений хозяйки, индивидуальных ее секретов и т.п.

Ведущий. Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Что составляет среду наших детей? Я предлагаю вам на стикерах написать ингредиенты этой среды и наклеить на свою банку (силуэты банок лежат на столах). Попробуем составить рецепт для современного дошкольника. Давайте улучшим вкус, каждый сделает индивидуальный вкус, добавит свою изюминку, может, аспирин, а кто-то даже 1 ч.л. водки. И всё это заполним любовью.

Педагоги-участники обсуждают, пишут, клеят. 

Затем один педагог – участник от каждого стола берет банку в руки и зачитывает все, что написано на стикерах: н-р, семья, детский сад, микроклимат (друзья), СМИ, хобби, планшет, гаджеты – интернет и др.) Определяют основные составляющие: что на 1 месте – это семья, детский сад и т.д.

Слайд №1. Переходим к теме моего выступления, которая звучит следующим образом: «Современные формы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении».

Слайд №2. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру.

Семья и детский сад – два важных института воспитания ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Современная семья нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке детского сада.

Слайд №3. Но, как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей совместной работой?

Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ?

Как сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?!

В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй. Одним из требований ФГОС ДО является, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Именно по этой причине, наше дошкольное учреждение сегодня ориентируется на поиск современных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Мы предполагаем, что эффективно организованное сотрудничество может дать импульс постоянного взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение к взаимопониманию.

Слайд №4. В процессе изучения проблемы нами была сформулирована основная цель: формирование единого сообщества: родители-дети-педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого образовательного пространства в дошкольном учреждении.

Основные задачи своей работы мы увидели в следующем:

  • Создавать в ДОУ условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, построенные на взаимном доверии во взаимоотношениях между педагогами и родителями.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в образовательное пространство детского сада, привлекать их к сотрудничеству по вопросам воспитания и развития детей.
  • Использовать в работе с родителями современные формы взаимодействия, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Слайд №5. Для организации работы с родителями мы разработали следующую схему основных этапов построения партнерских отношений с родителями:

Первый этап (подготовительный)

  • Самообразование. Изучение и анализ литературы по данной проблеме, знакомство педагогов с новыми современными формами взаимодействия и их обсуждение.
  • Анализ анкетирования родителей по вопросу выявления состояния (социальный статус) и уровня готовности к сотрудничеству с детским садом
  • Систематизация и отбор форм активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (тематика общих и групповых мероприятий).
  • Разработка перспективного плана мероприятий по совместной деятельности ДОУ с семьей.

Второй этап (практический)

  • 1 часть. Просвещение родителей: проведение работы по плану ДОУ. Реализация конкретных форм работы с родителями.
  • 2 часть. Совместная деятельность с семьей: совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.

Третий этап итоговый (рефлексивный)

  • Анализ эффективности реализуемой системы работы.
  • Пополнение методической копилки материалами проведенных мероприятий.
  • Обобщение и распространение опыта педагогов ДОУ на сайте ДОУ, разных порталах, участие в педсоветах, семинарах, мастер-классах, районных методических мероприятиях и т.д.)
  • Перспективы на будущее.

Слайд №6. Основными направлениями своей работы мы считаем следующие, их 4. Рассмотрим по подробнее.

Информационно-аналитическое направление

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, определения уровня их педагогической грамотности проводим следующие формы: социологические срезы, тесты, анкетирования, «Родительская почта», индивидуальные беседы и др.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных показал: 70% наших воспитанников живут в полных семьях, 30% в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее профессиональное образование. 60% семей составляют семьи с одним ребёнком, 40% - с двумя детьми. 50% родителей недостаточно информированы о деятельности ДОУ, 50% - готовы к сотрудничеству.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений мы осуществляем планирование работы с семьёй.

Слайд №7 -15. Познавательное направление

С целью ознакомления родителей с возрастными и психолого-педагогическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания детей, повышения педагогической культуры родителей, заинтересованности и вовлеченности их в воспитательно-образовательный процесс, (одним словом, формирование общей готовности к участию в жизни доу) проводим следующие формы:

  • общие родительские собрания с использованием ИКТ;
  • тематические консультации;

педагогическая конференция (с представителями НИИ гигиены и охраны здоровья);

групповые встречи (тренинг, мастер-класс, круглый стол, КВН, викторины и др.) (мастер-класс позволяют обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей, н-р. М.К. Волшебный цветок прошел на 1 дыхании. Все остались очень довольны);

  • открытые занятия с детьми для родителей (в рамках дня открытых дверей родителям дается возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов);
  • организация Дней открытых дверей;
  • родительские гостиные (Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация родительской гостиной. Родительская гостиная – форма взаимодействия с родителями, которая помогает воспитателям обогатить их психолого-педагогические знания, воспитательный и семейный опыт. Темы встреч могут быть разными. Например, в ноябре –праздник День матери. В преддверии этого праздника мамы дошкольников были приглашены в родительскую гостиную по теме «Секреты счастливой мамы». Здесь мамы делились опытом, как организовать семейный быт, чтобы все успевать, учились выполнять упражнения психологической зарядки. Мамы делились рецептами вкусных блюд, была проведена дегустация, были отмечены лучшие места, все мамы - кулинары получили грамоты за активное участие и поощрительные призы);
  • индивидуальные формы взаимодействия (консультации, беседы);
  • совместное создание развивающей предметно – пространственной среды;
  • тематические выставки поделок, вернисажи совместного творчества;
  • вовлечение в конкурсы различных уровней (ДОУ, районные, городские);
  • дни добрых дел, тематические, благотворительные акции, проекты.

Слайд №16. Наглядно-информационное направление

С целью ознакомления родителей с работой ДО, особенностями воспитания детей, формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей, мы используем следующее:

  • Родительские уголки (информационные буклеты, папки-передвижки, памятки для родителей и др.);
  • Информационные проекты для родителей;
  • Создание фотоальбомов, семейных стенгазет, мини-газет;
  • Фотовыставки, газеты «Моя мама - лучше всех», «Наши мамы – разные», «Папа, мама, я - дружная семья» и др.
  • Сайт детского сада; вайбер.

Слайд №17-20. Досуговое направление

С целью установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Формы проведения общения:

  • Совместные досуги, праздники и развлечения (концерты, соревнования) ДОУ (Слайд №17 - 18)
  • Совместные экскурсии, походы; (Слайд №19)
  • Участие в районных праздниках и проектах; (№20)
  • Квест-игры (слайд 21, 22) 

Именно, квест-технология стала тем ключиком, который позволил объединить детей, родителей и педагогов.

Вашему вниманию я хочу представить видеофильм - квест-игру «В поисках сокровищ».

Слайд №23. Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что у нас в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей, в группах создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показывает: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 83% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. На сегодняшний день более 80% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов, их умением стать профессиональным помощниками в семье.

Разнообразие нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Мы не останавливаемся на достигнутом, будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Слайд 24. Методическое обеспечение

Слайд 25. Не победить, а убедить – вот что достойно славы! Успешной работы с родителями!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

Мастер – класс «Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на поддержку образовательных инициатив»

В мастер  - классе представлен опыт работы  учреждения по использованию современных форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на поддержку образовательных инициатив, а также...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме....

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы).

Я решила пойти нестандартным путем, вести работу с родителями через проектную деятельность. Поэтому начиная с первой младшей группы я начала работу по проекту « Мы в театр поиграем, много ...

Современная форма взаимодействия с семьями воспитанников - виртуальная доска Padlet

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и...

Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках образовательного пространства

laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.Именно родители должны стать нашими помощниками,союзниками, участниками единого педагогического процесса,коллегами в деле во...