Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития
консультация по логопедии на тему

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Елена Анатольевна Маликова, учитель-логопед ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание, для того, чтобы понять патологию речи.

Мы должны четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо и для правильной диагностики нарушений речи, и для того, чтобы грамотно построить коррекционно- воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Существует 4 этапа в становлении речи:

1-ый этап- подготовительный- до одного года;

2-ой этап- преддошкольный (этап первоначального овладения языком) - до 3 лет;

3-ий этап- дошкольный – до 7 лет;

4-ый этап- школьный.

1-ый подготовительный (с момента рождения до 1 года).

На данном этапе происходит подготовка к овладению речью. Она заключается в том, что появляются голосовые реакции: крик и плач. Конечно же, они далеки от звуков человеческой речи. но они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.  Постепенно ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

К концу 1-го месяца его можно успокоить колыбельной. Он начинает поворачивать голову в сторону говорящего, следить за ним глазами. Реагирует на интонацию: на ласковую- оживляется, на резкую- плачет.

В 2 мес. появляется гуление.

В 3 мес.- лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых).

С 5 мес. ребенок слышит  звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. путем подражания ребенок произносит отдельные слоги (ма-ма, ба-ба, па-па).

В дальнейшем путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, интонацию, мелодику.

Во втором полугодии  ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (дай, бух). Но в то же время должен быть весь комплекс воздействия: ситуация, интонация, слово. Это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более  разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляются реакции на слова (независимо от ситуации и интонации говорящего).

К концу 1-го года жизни появляются первые слова. Особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). В этот период особое значение приобретает эмоциональное общение, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации.

2-ой этап преддошкольный (от года до 3 лет).

Это этап становления активной речи. У ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.  Первые слова ребенка носят обобщенно- смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначить и предмет, и просьбу и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К 1 г.6 мес.- 10-15 слов.

К концу 2 г. ж.- 300 слов.

К 3 г. ж.- около 1000 слов.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

К началу 3-го г.ж. у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

3-ий этап- дошкольный (от 3 до 7 лет)

На этом этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков Л и Р, реже дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении этого периода формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к   4-6 годам достигает 3000-4000 слов.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи дети овладевают связной речью.

К 3-ем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-ем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

На 5 г.ж. дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что говорит об успехах в овладении монологической речью (одним из трудных видов речи), значительно улучшается фонематическое восприятие: т.е. сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее- мягкие и твердые согласные, и наконец- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

Постепенно формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Она появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, впечатлений.  

4 этап- школьный (от 7 до 17 лет)

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим- это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом. Усваивают грамматически правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду деятельности- письменной речи.

Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка- от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Естественно, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постепенно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

Таким образом, овладение речью- это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.

Развитие речи дошкольников - это важнейшее условие полноценного развития ребенка, ведь в будущем именно речь обеспечит социальную адаптацию ребенка в коллективе и нормальную обучаемость. Все психические функции- память, восприятие, мышление, воображение, внимание- развивается через речь. Именно на нее и специалисты, и родители ориентируются, чтобы понять патологию и отследить момент ее возникновения. Вот почему развитие речи детей дошкольного возраста так важно!

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трехлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстает от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он все понимает, но не говорит», так характеризует мама своего ребенка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово- молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно- практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально- организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 о 3 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Существуют специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

  1. Диалог- образец:

- Что я взяла?- Чашку.

- Что это такое?- Чашка.

- Что поставила?- Чашку. И т.д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Не спешить сразу выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить - молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

Итак, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни можно преодолеть, а в некоторых случаях и предупредить речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Статья на тему " Приёмы развития речи и стимуляция речевой активности детей раннего возраста ".

Одним из важнейших приобретений раннего возраста является овладение способностью говорить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельн...

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывае...