Креативное речевое развитие в условиях ДОУ.
статья по логопедии на тему

Дубанова Александра Ивановна

Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные на креативное речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2012.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Креативное речевое развитие в условиях ДОУ.

       Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные на креативное речевое развитие.

      В своей работе я используем следующие методы креативного речевого развития:

     1.Креативное речевое моделирование. Оно  объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются не сложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы. Например, нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях.

     2. Мозговой штурм. «Мозговой штурм»- это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов», а также разделение процесса генерации и критики во времени. Метод предложен А.Осборном (США) в1940-х годах.

Этот метод предусматривает выполнение ряда правил:

- нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;

- приветствуются любые идеи, в том числе фантастические;

- поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей;

- идеи следует излагать кратко, не прерывая эстафету идей.

Главная цель получит как можно больше идей.

    «Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

     3.Корабельный совет. В этом методе так же, как и при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей. Однако правила проведения отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

- высказываться по проблеме должны все;

- порядок и очередность выступления устанавливает капитан – от юнги к капитану, от младшего к старшему;

- вопросы задает только капитан. Участники совещаются могут критиковать  и защищать идеи только по команде капитана;

- все участники совещания должны критиковать и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;

- итоги работы совета подводит капитан.

Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбираются педагогом, и каждый может побывать  в роли юнги, и в роли рулевого, и т.д.

      Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную, деловую и творческую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.

     4. Аналогии Синектика.  Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями и то есть устанавливать ассоциативные связи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности. Известно много приемов аналогий, среди которых можно отметить следующие:

- прямая аналогия, предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними;

- личная аналогия (эмпатия), предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае человек должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекте».  Например, что думает газовая плита о жителях квартиры.

- символическая аналогия, используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего свойство предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры.

- фантастическая аналогия, предполагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.

      Закончить хочется словами великого педагога, литературного творца Л. Толстого, что творчество не является уделом избранных. Оно является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития. Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....

Профилактика речевых нарушений. Стимуляция речевого развития в условиях семьи.

Рекомендации для родителей по профилактике речевых нарушений....

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные...

Метод «Хорошо — плохо». Приёмы креативного речевого развития по формированию лексико-грамматических компонентов речи

Приёмы креативного речевого развитияпо формированию лексико-грамматических компонентов речи....

Консультация для родителей " Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи"

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком....