Метод «Хорошо — плохо». Приёмы креативного речевого развития по формированию лексико-грамматических компонентов речи
презентация
Приёмы креативного речевого развития
по формированию лексико-грамматических компонентов речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.
Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь...
Хорошо растение будет лучше расти... по лужам можно пускать кораблики... всю пыль прибьет к земле, дома и улицы будут чистые...
Плохо нельзя гулять по улице... можно промокнуть и заболеть... вода в реке может выйти из берегов...
Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед, собака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.
Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, другая — о плохом, по очереди. Та из команд, которая больше не может ничего сказать, проиграла.
Метод каталога. Метод каталога позволяет раскрепостить воображение и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познавательный интерес и порождает новые, необычные и интересные идеи. Суть метода заключается в следующем: знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он связан с изучаемым объектом. Например, знакомимся с понятием «птица». Берем любое слово — «лопата» и перечисляем ее признаки и свойства: лопата — металлическая, деревянная, копает , большая, маленькая и т. д. Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с металлическим отливом — голубь. Что означает деревянная птица? Это птица — рисунок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо — «как деревянное»... Какая самая большая птица? Орел, страус и т. д. С помощью метода каталога можно рассматривать любое понятие из лексико-грамматической темы.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми . Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки) . Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет : - Жил-был. Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой. Кто? - Кто помог друзьям спастись? При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок : • наличие положительного и отрицательного героев; • зло, причинённое отрицательным героем; • борьба положительного героя со злом; • присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы : - Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть.) . Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать? (Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В. Я. Проппа ).
Например : «Жил-был кто?» Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово ( например : «Жил-был. карандаш!» ) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же странице. Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо :
Как поддержать интерес к сочинительству «Собирать» сюжет в быстром темпе. Эмоционально реагировать на каждый « найденный ответ » (удивление , ужас, радость …) Использовать приемы драматизации Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».
Метод каталога применяют на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и в математическом развитии. Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы это метод позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка). Можно использовать в работе спички или счетные палочки. Изготовить несколько схем для образца и предложить детям их скопировать (различные деревья, флажки, звёздочки, кораблики и т. д.) . Мы используем такую игру. Дети легко справлялись с этими заданиями, им понравилась такая занимательная игра. Сейчас нам хочется её усложнить. Предложить выложить знакомую им сказку с помощью геометрических фигур и спичек ( например , сказка « Заюшкина избушка» ). Дети учатся фантазировать, воображать. Далее можно предложить детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....
Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....
Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...
Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»
Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....
Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
В данной разработке представлены дидактические игры м упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР...
Мастер-класс для специалистов, логопедов, учителей, воспитателей, родителей «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе».
Стажёрская площадка по управлению качеством дошкольного образования «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями». М...
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»
Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....