Консультация для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Попова Лилия Марзавиевна

Использование схем для составления рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование схем для составления описательного рассказа.

         Одна из основных задач в дошкольных учреждениях – обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли.

          Существует ряд методик развития речи (О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, Г.М.Ляминой, Ф.В.Сохина и др.). Однако при обучении детей с ОНР использовать эти методики в полной мере невозможно. Для детей с указанной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.

          Поэтому Московский логопед Т.Ткаченко  разработали систему занятий для детей с ОНР. Обратили внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

          Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

          В качестве второго вспомогательного фактора Т.Ткаченко выделила создания плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С.Выготский. он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

          Детей с ОНР обучают самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:

·        Составление рассказа по демонстрационному действию;

·        По серии сюжетных картин;

·        По одной сюжетной картине;

·        На основе сравнения предметов;

·        Составление описательного рассказа о предметах.

          У детей возникают большие трудности в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:

1.     Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

2.     Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3.     Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа описания.

          Для этого были составлены схемы составления рассказа – описания.

          Составлению рассказов по этим схемам предшествует большая подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и на занятиях по развитию речи и познавательном. Необходимо систематически наблюдать за состоянием природы и погоды, за их изменениями.

          Можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. В заключение можно отметить, что эти и аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....