Перспективный план работы развития мелкой моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Представлен перспективный план работы развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ФФН.

Сентябрь.

Ι. Осень.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

Дождик, дождик, поливай,

(на каждый слог пальцами обеих рук (поочерёдно) стучать по столу, изображая дождь)

Будет хлеба каравай

(указательным пальцем правой руки загнуть большой палец левой руки)

Будут булки,

(указательный)

Будут сушки,

(средний)

Будут пряники, ватрушки.

(безымянный, мизинец на левой руке).

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Влево – вправо – так, да так.

(дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки, начинают катать).

Я мячом круги катаю,

(между ладоней)

Взад – перёд его гоняю.

(смена рук)

Им поглажу я ладошку –

(соответственно)

Будто я сметаю крошку

(смена рук).

Упражнение «Кулак-ладонь».

   Обе руки лежат на столе ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Следить за тем, чтобы сжатия-разжатия проводились одновременно.

Вот ладошка, вот кулак,

Всё быстрее делай так.

   Обведение контуров листьев: берёзы, рябины.

   Штриховка листьев берёзы, рябины.

  Раскрасить листья берёзы, рябины по образцу.

ΙΙ. Овощи. Работа на огороде.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Картошка».

И зелен, и густ

(изобразить куст картошки: показать левую руку с растопыренными пальцами)

На грядке куст.

Подкопай немножко –

(правой рукой изобразить лопату, которой подкапывают «куст»)

Под кустом картошка

(изобразить клубни картофеля: сжать кулаки).

Игра «Циркачи».

Работа с шариками.

«Чесночок».

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали.

Тонизирующее упражнение «Уголёк на ладони».

   Подбрасывать шар или мяч на ладони попеременно правой и левой рукой.

Упражнение «Кулак-ладонь».

Дорисуй горошинки в стручке.

Заштрихуй луковицу.

Обведи капусту по точкам и раскрась.

ΙΙΙ. Фрукты. Работа в саду.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

Игра с пальчиками.

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку)

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные)

Есть лимоны, апельсины

(средние)

Дыни, сливы, мандарины.

(указательные)

Но купили мы арбуз

(большие)

Это самый вкусный груз!

Игра «Циркачи».

Тонизирующее упражнение «Уголёк на ладони».

Упражнение «Кулак-ладонь».

Обведи ягоды: вишни, сливы, абрикос.

Заштрихуй

ягоды: вишни, сливы, абрикос.

Найди и раскрась вишни, сливы, абрикос.

Октябрь.

Ι. Закрепление темы «Фрукты овощи».

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Орехи».

Мы научимся орехи между пальцами катать.

(дети катают орехи между пальцами сначала одной руки, потом другой)

Это в школе нам поможет буквы ровные писать.

Упражнение «Моем руки».

1. «открываем кран» - движения выполняются поочерёдно кистью то правой руки, то левой;

2. «подставляем руки под воду» -  потирающие движения выполняются сложенными ладонями;

3. «намыливаем руки мылом» - поглаживающие движения кистью правой руки кисти левой руки, затем наоборот;

4. «смываем мыльную пену» - потирающие движения соединёнными ладонями рук.

«Раздавим орех».

  Положить шар в центре ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.

Мимическое упражнение «Капуста».

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

(дети передают мимикой характер: удивление, гордость)

- Как же быть без хруста,

Если я – капуста?

Обведи капусту по точкам и раскрась, стараясь не выходить карандашом за линии.

Заштрихуй  яблоко по образцу.

Найди овощи в ящике и раскрась их.

ΙΙ. Лес. Деревья.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Поляна».

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

(прокатываем ладони от основания до кончиков пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали

(«допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик).

Массаж лица «Пчела».

Ла-ла-ла-

На цветке сидит пчела.

(повести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз)

Ул-ул-ул-

Ветерок подул.

(провести пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз)

Ала-ала-ала-

Пчёлка крыльями махала

(кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз).

«Обезьяна хватает персик».

  С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.

Массаж биологически активных зон «Сорока».

Дети проговаривают чистоговорку:

Ока-ока-ока-

(потереть ладони друг о друга)

Где живёт сорока?

Оки-оки-оки-

Не найти гнездо сороки

(приставить ладони ребром ко лбу и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба).

Обведи по контуру берёзу, ель.

Заштрихуй ёлку по образцу.

Найди среди листьев дерево и раскрась его.

Ноябрь.

Ι. Наша родина – Россия.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Ладонь – кулак».

   Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки, закрылись – открылись

Словно из сказки они появились.

ΙΙ. Домашние животные.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

Массаж «Кисонька».

Са-са-са-

(поглаживание ладонями шеи)

Кисонька – краса.

Сы-сы-сы-

(кулачками провести по крыльям носа)

Есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы-

(провести пальцами по лбу от середины к вискам)

Молоко для кисы.

Иса-иса-иса-

(ладонями растирать уши)

Бантиком играет киса.

Упражнение «Бегущие пальцы».

    Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша от одного конца до другого вперёд и назад.

«Ладонь – кулак».

Один кулак – одна ладошка.

Теперь ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

Обведи по точкам кошку и раскрась её.

Дорисуй колечки овечке.

Найди кошку за забором и раскрась её.

ΙΙΙ. Дикие животные.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Зайкин день».

Маленький зайчик по имени Ваня

Быстро скакал по зелёной поляне,

Он торопился и песенку пел,

Сегодня у зайчика тысяча дел:

Надо бы сбегать на огород,

Туда, где капуста пышно растёт.

Нужно морковку из лейки полить,

Водой ключевою носик умыть.

Массаж «Кисонька».

Упражнение

 «Тигр кусает шар».

   Сжать шар между большими и указательными пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания.

«Ладонь – кулак».

Обведи по точкам медведя и раскрась его.

Заштрихуй по образцу белку.

Раскрась только  диких животных.

Декабрь.

Ι. Север.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж,

самомассаж.

Игры с мячом

и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Как на горке -  снег, снег».

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке – снег, снег,

И под ёлкой -  снег, снег.

А под ёлкой спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Массаж ладоней мягкой игрушкой «Ёжик».

Гладила мама-ежиха ежат:

- Что за пригожие детки лежат!

«Снежок».

   Дети играют

 в мячик, перекидывая

его друг другу,

имитируя снежки.

«На дворе мороз и ветер».

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки

(дети выполняют движения, указанные в тексте).

Обведи по контуру снежинку.

Заштрихуй снежный ком.

Раскрась снежинку.

ΙΙ. Зима. Новый год.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж,

самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска

«Мороз».

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке.

У тебя красный нос.

Это ты – Дел Мороз!

Массаж ладоней мягкой игрушкой «Ёжик».

Массаж подушечек пальцев.

Шёл медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил».

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи – сладкоежки.

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

Упражнение «Ёлочка».

Ели на опушке –

(опустили прямые руки вниз)

До небес макушки –

(поднять руки вверх, соединить кончики пальцев над головой)

Слушают, молчат.

(приставить ладонь к уху, затем приложить палец к губам)

Смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки,

(опустить руки вниз, отставив прямые ладони в стороны, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево).

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

Обведи по контуру ёлку.

Заштрихуй по образцу ёлку.

Раскрась и укрась новогоднюю ёлку.

Февраль.

Ι. Зимующие птицы.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Дятел».

Дятел-вятел

(машут руками)

Сел на сук.

(стучат большими пальцами)

Тук-тук-тук

(поочерёдно стучат всеми пальцами по столу)

Долбит сук.

Упражнение «Снежный ком».

Упражнение «Бегущая ладонь».

   Перебирать по длинной палочке всей ладонью в разных направлениях.

«Воробьи и кот».

Воробей на веточке

Весело качается.

Воробей на веточке

Солнцу улыбается.

Полетел наш воробей,

Крылышками машет.

И, наверно, в воздухе

Полечку запляшет.

Найди снегиря на ветке и обведи.

Заштрихуй по образцу.

Раскрась снегиря.

ΙΙ. Зимушка-зима.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Зимой».

Снег пушистый лёг на ветки.

Побежали во двор детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Упражнение «Пальцеход».

Ходит цапля по болоту,

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам.

Упражнение «Бегущая ладонь».

«Шаловливые сосульки».

Шаловливые сосульки

(стоят)

Сели на карниз.

(сели)

Шаловливые сосульки

(голова вправо)

Посмотрели вниз.

(голова прямо)

Посмотрели, чем заняться?

(пожимают плечами)

Стали каплями кидаться.

Целый день идёт трезвон

Дили-дили, дили-дон!

(взмахивают кистями рук по очереди).

Обведи по точкам снежинку.

Март.

Ι. Весна.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж, самомассаж.

Игры с мячом и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Сосулька».

Капли звонко капали

(попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук)

Все сосульки плакали.

(поднести руки к лицу, как при плаче)

Солнце светит ярко,

(пальцы растопырить)

Нам, сосулькам, жарко!

(ударяют по столу указательными пальцами).

Самомассаж с горошинами.

   Катание горошин между пальцами.

Игры в сухом бассейне «Горох».

В ведро насыпали горох и пальцы запустили.

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Обведи контур подснежника.

Заштрихуй по образцу.

Раскрась первые весенние цветы.

Апрель.

Ι. Профессии.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж,

самомассаж.

Игры с мячом

и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Напёрсток».

Вышивает, шьёт иголка.

(имитируют шитьё)

Пальцу больно, пальцу колко.

А напёрсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке:

- Шей!

(шьют)

А колоться ты не смей!

(грозят пальчиком).

Комканье платка.

У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота.

Игры в сухом бассейне «Фасоль».

В ведре не соль,

Совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

«Самолёт».

Ну-ка, лётчики – пилоты,

(дети стоят прямо)

Приготовились к полёту.

К самолёту подошли

И по трапу вверх зашли

(маршируют)

Начинается полёт.

Май.

Ι. Природа нашего края.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж,

самомассаж.

Игры с мячом

и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

«Посевная».

Мы посеем рожь, рожь.

И горох взойдёт хорош.

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница,

И гречиха в цвет рядиться.

Чистоговорка «Ж».

Жу-жу-жу - Над цветами я кружу.

Жа-жа-жа - Испугалась я ежа.

Жи-жи-жи - Пролетели стрижи.

Ужу-ужу-ужу - Чуть не упала  лужу.

(дети вращают перед собой указательными пальцами, сжимают и разжимают пальцы. Взмахивают кистями рук, качают головой вправо, влево).

Упражнение «Бегущая ладонь».

   Перебирать по длинной палочке всей ладонью в разных направлениях.

«Петушок».

На закате, на рассвете,

Далеко петух заметен.

С гребешка до самых шпор –

Не петух, а светофор.

(прижимают ладони друг к другу и приставляют их к голове. Делают 2 шага на месте, водят указательным пальцем вправо, влево).

Раскрась наоборот куст рябины.

ΙΙ. Здравствуй, школа!

Виды деятельности по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая игра.

Массаж,

самомассаж.

Игры с мячом

и шарами.

Кинезиологические упражнения.

Обведение контуров.

Штриховка.

Раскраска.

Массаж пальцев и ладоней «Краб».

Вот из моря вылез краб

И клешнёй за руку цап!

Но не справится никак –

Очень крепкая рука.

(дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев).

«Собираем карандаши».

   Разложить на столе 10-15 карандашей, одной рукой собрать все карандаши, но брать их по одному. Затем класть на стол по одному карандашу.

«Раз-два!».

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Раз-два! Наклонись,

На носочки поднимись,

Приседай и вставай,

И головой покачай.

Руку правую свою

Вверх скорее подними,

Ну, а левою рукою

На себя ты помаши.

На пояс руки ставь скорей

И прыгай, прыгай веселей!

Обведи контур школьных принадлежностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет

Предлагаю мною разработанный перспективный план по развитию  мелкой моторики рук через различные виды деятельности.  Перспективный план составлен по лексическим темам, изучаемые во второй мл...

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 2017-2018 уч.г.

План по самообразованию. Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего  дошкольного возраста 2017-2018 уч.г....

Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности...

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей старшей группы.

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей старшей группы....

План работы: «Развитие мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы по средствам техники Айрис - фолдинг»

План работы: «Развитие мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы по средствам техники Айрис - фолдинг»...

Перспективный план работы Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Перспективный план работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации...