Развитие мелкой моторики ребёнка - один из путей профилактики речевых нарушений
статья по логопедии на тему

Подзорова Галина Арсеньевна

Всем известно, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой

зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем

развития общей моторики он совпадает не всегда ). Если развитие движений

пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи у такого ребёнка

тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, отстаёт и

развитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_vospitateley.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

     Структурное подразделение

«Отделение дошкольного образования детей»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 69 Курортного района Санкт-Петербурга

Статья

«Развитие мелкой моторики ребёнка

- один из путей профилактики

речевых нарушений».

подготовила

учитель-логопед

Подзорова Галина Арсеньевна

г. Санкт-Петербург

 2016

Всем известно, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой

зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем

развития общей моторики он совпадает не всегда ). Если развитие движений

пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи у такого ребёнка

тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, отстаёт и

развитие речи.

М. Кольцова в  своей книге «Ребёнок учится говорить» пишет о том, что

При обследовании детей они натолкнулись на такой  факт: детям первых

 лет жизни предлагалось показать один пальчик, два пальчика, три («сделай

вот так»). Дети, которые справляются с таким заданием, являются говорящими детьми. Если пальчики напряжённые, сгибаются и разгибаются
только вместе, если они напряжены или наоборот вялые (ватные), не дают
изолированных движений – это оказались неговорящие дети,

Таким образом, не услышав от ребёнка  ни одного слова, можно определить,
как у него развита речь. « До тех пор , пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается»,- пишет М. Кольцова.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения,
говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так давно  было известно ,
что при травме  или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом
полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев

Оставалась не тронутой, В конце прошлого столетия были описаны случаи
поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие
случаи тщательно изучили, то оказалось , что  эти больные _ левши, и
моторная  речевая область у них находится в правом полушарии, А вы
помните, что речевые  области развиваются в полушарии мозга, противо-

положном доминирующей руке.

Развитие речевых областей в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно
показывает связь функций речи  и руки. Это доказано и при изучении

Строения мозга. У ребёнка-правши на протяжении первых двух лет жизни

происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши – в правом.

Сейчас точно установлено, что грубая переделка левши в правшу (когда левую руку закрепляют за спину, бьют по руке и т. п.) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они

стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока

развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуля-

торной речью.

Самые движения пальцев рук постепенно совершенствовались – из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую и сложную

 работу.

В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции

кисти руки в мозге человека. Особенно наглядно огромная площадь

проекции кисти руки представлена на так называемом человечке

Пенфилда (она занимает  около трети всей площади двигательной

 проекции). Именно величина проекции кисти и её близость к моторной

речевой зоне доказывает влияние тренировки движений пальцев рук на развитие активной речи. Так развитие функций руки и речи у людей шло

параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала начинают

Развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости. Начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев

рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

И так, говоря о периоде     подготовки ребёнка к активной речи, нужно

иметь  в виду не только тренировку артикуляционного аппарата,  но и

движений пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте

шести-семи месяцев. В этот   период полезно делать массаж – поглаживание кистей  рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения;

Брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в  свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.

Замечательную тренировку движений пальцев обеспечивают игры с пальчиками. Игр и упражнений очень много. Желательно использовать

следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц

пальцев и  кистей рук.

1    Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

2    Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые

в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая «пальчиковая гимнастика».

3   Игры и действия с игрушками и  предметами:

раскладывание пуговиц, палочек, желудей и т. д.

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку.

Застёгивание, расстёгивания и пришивание пуговиц,

Игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.

4   изобразительная деятельность:

лепку из пластилина , глины, теста и т. д.

раскрашивание картинок

обведение контуров, штриховку

рисование различными способами

работа с ножницами

5   Нетрадиционные занятия :игры с песком, гимнастика в воде, кукольный театр, «волшебный мешочек», плетение и т. д.

Эти виды деятельности способствуют процессу развития  речи.

Cписок литературы

Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» Москва.: «Сов. Россия», 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как один из факторов развития речи

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.Хорошим средство...

Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Аттестационная  работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Развитие мелкой моторики - как один из методов развития речи.

             Развитие  мелкой моторики - как один из методов развития речи....

Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...