«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Лукьянчикова Елена Михайловна

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

У детей с ТНР наблюдается недоразвитие мелкой моторики. Движения отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с тяжелыми нарушениями речи нарушения произносительной стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Росинка»

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР» (выступление)

Подготовила: Лукьянчикова Е.М.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 30 «Росинка»

г. Губкин 2022 год

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

У детей с ТНР наблюдается недоразвитие мелкой моторики. Движения отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с тяжелыми нарушениями речи нарушения произносительной стороны речи.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения должны дублироваться: выполняем и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, стимулируется развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку - развитие правого полушария.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - это основа развития всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Помимо традиционных методов развития мелкой моторики применяются также нетрадиционные, которые используются в работе.

В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием играют с колючими шариками Су-джок (Су - это кисть, Джок - стопа). Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время.

Су-джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (колючие шарики, пружинные колечки). Массаж проводится в речевом стихотворном сопровождении до появления тепла.

Слова

Действия

Наш волшебный мудрый ёжик

Не нашёл в лесу дорожек.

Прокатываем по левой руке

прокатываем по правой руке

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Катаем между ладоней вертикально

Если будем с ним играть,

Ручки будем развивать.

Катаем между ладоней горизонтально

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки, мальчики.

Катаем между ладоней по кругу,

правая рука вверху

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

Катаем между ладоней по кругу,

левая рука вверху

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

Убирают ёжика на край стола

Ёж ушёл к себе домой,

Отдохнём и мы с тобой!

Пальчики «шагают» по столу,

дети закрывают глаза и отдыхают.

Применение камешков «Марблс» это один из нетрадиционных методов обучения. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста. Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально.

Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты. Камешки - интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей, это универсальный материал, с помощью которого можно организовать различные игры, тем самым развивая мелкую моторику рук.

Инновационная техника «Бусография» привлекает и вовлекает своей необычностью, кропотливостью старших дошкольников. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, нанизывание бусин дает возможность развитию левой и правой руки, что оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления и речи.

Сначала дети знакомятся с бусами, берут их в руки, исследуют (это мощная импульсация в кору головного мозга). Затем отбирают бусы по цвету, размеру и нанизывают их на проволоку или шнурок по выбору предложенных образцов. Дети с проблемами мелкой моторики начинают с нанизывания бусин крупного размера, с возрастом и с учетом развития двигательной активности пальцев рук переходят на средние и мелкие бусины.

Старшие дошкольники, занимаясь «бусографией», используют уже свой замысел (придумывают объект), подбирают нужный материал и действуют по знакомому алгоритму выполнения. Помощь взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование по цвету и правильно провести соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.

Для развития мелкой моторики и заинтересованности в тренировке тонких движений пальцев были предложены спирографы. Спирограф, по сути - это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто. С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п. Раздаём заготовленные шаблоны, предлагаем украсить определённые места узорами.

Принцип действия: пластину положить на лист бумаги, внутрь одного из круга положить трафарет. В одно отверстие трафарета вставляем карандаш или ручку (строго вертикально), и начинаем легонько и плавно вращать трафарет. При этом придерживаем пластину свободной рукой. После нескольких оборотов получается необычный спиральный рисунок. При наложении трафаретов один на другой получится объемное изображение.

Выкладывание рисунков из мелких пуговиц.

Игры с пуговицами развивают работу мелкой моторики, тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным).

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи.

Песочная терапия так же является одной из видов нетрадиционных технологий развития мелкой моторики детей с нарушениями речи, во время которой ребенок строит свой собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов, кроме того, песочная терапия является одним из средств развития мелкой моторики детей с нарушениями речи.

В песке можно спрятать игрушки, бусины, мелкие пуговицы, а потом попытаться найти их. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.

В группе для развития мелкой моторики был создан кейс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием графических упражнений»:

  • Упражнения на равную силу;
  • Штриховка, рисование без отрыва карандаша;
  • Графические дорожки и лабиринты;
  • Графические диктанты;
  • Рисование по клеточкам, дорисовывание;
  • Обведение шаблонов;
  • Обводилки по точкам. Соединялки и раскраски;
  • Узоры из спичек;
  • Шаблоны для резки по прямой и волнистой;
  • Плетение косичек;
  • Дидактическая игра «Собери цветок из прищепок»;
  • Картотека игр;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Массаж рук руками и карандашом.

Все игровые упражнения, так или иначе, связаны с развитием навыков рисования и письма: правильно держать карандаш, проводить различные линии, дорисовывать половинки предметов, ориентироваться на листе бумаги. А также раскрашивать, вырезать, обводить. Всё это однозначно способствует развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, тесно связана с развитием речи.

Таким образом, выполняя различные задания, упражнения дети достигают развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. У детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

«Влияние мелкой моторики рук как одного из условий преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Использование приёмов по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ, способствующих коррекции речевых нарушений....

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...