Развитие связной речи у детей 4-6 лет.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ошарина Инесса Львовна

Стимулирование речевой активности детей 4-6 лет через свободное общение и творческие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Коррекционно - обучающие задачи:  

    закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;

   упражнять в  характеристике звуков Ф, ФЬ,  соотнесении  звуков с буквой;

   выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);

  совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом,    выделять в предложении предлог;

упражнять в подборе родственных слов.                                                          

Коррекционно - развивающие задачи:

    развивать навык  звукобуквенного анализа и синтеза;

    продолжать развивать  фонематический слух и слуховое восприятие;

    активизировать  зрительное и слуховое внимание;

    способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать,

анализировать),

    развивать навыки произвольности поведения.

Коррекционно - воспитательные задачи:

    развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;

    поощрять доброжелательные взаимоотношения;

    совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе,

 уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).

Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки (фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, силуэт дерева, 8 цветов на липкой ленте, карточки с предметными картинками и карандаши  на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.

             Ход занятия:

I.Организационный  момент.

Логопед читает четверостишие:

                  Фокусник во фрак одет,

                  Факел превратил в букет.

На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела,

букета.  

II. Сообщение темы.

 - Какой звук чаще других  слышится в стихотворении? (Звук Ф)

 - Сегодня мы погорим о звуках Ф, ФЬ.

III.Основная часть занятия.

1. Артикуляция звука. Характеристика звуков.

- У фокусника под цилиндром кто-то сидит.

(На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка « ёж»).

- Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф)

- Что при  произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя  

   губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие).

- Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой)

- У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок?  

   (Дети произносят : Фь-Фь-Фь)

 -  Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой)

2. Речевая зарядка с упражнением мелкой моторики рук.

   Фа-фо-фу-фы    -  кисти рук соединены, на каждый слог пальцы рук соединяются.

   Фя-фе-фи-фю    -  пальцы рук перекрещиваются.

   Пфа-пфо-пфу-пфы - пальцы рук перекрещиваются.

   Сфа-сфо-сфу-сфы – упражнение "корзиночка".

3. Дифференциация звуков Ф-Фь.

 -  Хлопни, если услышишь звук Ф, стукни кулачками, если услышишь звук Фь.

Словарный материал: фабрика, шофёр, фикус, светофор, филин, пуфик, кофта, фен.

4. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом.

а)    Измени первый звук в слове:

             пара – фара                               плот – флот

             бантик – фантик                       мишка – фишка

             вены – фены                             вата – фата

             норма – форма                         марш - фарш

Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.

б)    Замени третий звук в слове:

              Косточка – кофточка             каштан – кафтан                 букет – буфет

              Пудик – пуфик -                     каре –кафе

              Лист – лифт                            арка – арфа                  

Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку.

5.  Дидактическое упражнение "Чудо-дерево". Подбор родственных слов к слову ФОТО.

- Ребята, вы будите сегодня фокусниками и поможете дереву расцвести

  Дети называют родственные слова и наклеивают цветок на дерево.

 - Как много слов вы придумали. Посмотрите, какое чудо-дерево у нас получилось.

Словарный материал: фотограф, фотокарточка, фоторужьё, фотобумага, фотоальбом, фотовыставка, фотоаппарат, фотомодель.

6.  Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.

   а)    Дидактическая игра "Четвертый лишний".

На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер)

 -  Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдете лишний предмет, обведите его  карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы).  Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает  на изображение   фиалки и оно исчезает).                      

б)     Игра "Светофор".

    Поиграем в игру Светофор». Лера будет называть  звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку.

7. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки.

 - Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово:

                                                 Ф О С К У

(Буквы написаны на интерактивной доске).

   - Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник?  (ФОКУС).

   На интерактивной доске появляется  слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает.

   Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему

   данного слова. А затем дети выкладывают  слово ФОКУС из разрезной азбуки.

   Взаимопроверка выполнения  задания.

8. Составление распространенных предложений.

  - Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения.

Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог.

 IV. Заключительная часть занятия.

 Анализ деятельности детей.

 - Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете  совершать различные  чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками  и словами?

Дается оценка деятельности каждого ребенка на занятии.

Консультации для родителей

Развитие связной речи у детей 4-6 лет.

Составила: учитель-логопед Ошарина И.Л.        

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
    Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
    Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
    Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.
    Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
    Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
    Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине.    Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
    Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите,
описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
     Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 5-6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

развитие речи у детей

Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребенок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...