Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Крохина Светлана Николаевна

Использование разнообразной театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение театрализованной деятельности в развитии

детей дошкольного возраста

   Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационная выразительность.  Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

   Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов      и звуков. Так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её        в едином педагогическом процессе. Театрализованной деятельностью                      с дошкольниками лучше заниматься сразу командой нескольких педагогов (воспитателей, учителя-логопеда и музыкального руководителя),тем самым взаимодействовать их работу.

В нашей группе компенсирующей направленности развивающие задачи решаются в процессе разнообразной театрализованной деятельности детей через:

• просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

• коррекционно-развивающие игры;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

• ритмические минутки (логоритмика) ;

• творческие упражнения;

• задания для развития речевой интонационной выразительности;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

• развитие детской пластики;

• игры – драматизации и музыкальные игры;

• игры-превращения;

• упражнения на развитие выразительной мимики и пантомимы;

• танцевальные миниатюры;

• театрализованные игры и разыгрывание сказок.

     Особую актуальность театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

   Хорошо, когда дети занимаются театральными постановками в дошкольном учреждении. Но мы предлагаем и нашим родителям активно включится в этот процесс, так как заниматься изготовлением костюмов, декорации или поиском новых сценариев, идей можно и в домашней обстановке, вместе с ребенком. А еще при желании можно организовать домашний кукольный театр. Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка, его возраст и развитие. Дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи. Для организации домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми. Например, игрушки из папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. Получаются замечательные игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок, лишь нужно проявить немного фантазии и творчества.

   К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.

    Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем, уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

C:\Users\Lenovo\Desktop\детский сад\DSC01735.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!      С. И. Мерзлякова Одним из эффективных средств развития и воспитания ребенка ...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...

Статья: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В соответствии с ФГОС, большое внимание уделяется развитию театрализованной деятельности в детском саду. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображ...

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста....