Статья: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фокина Вера Михайловна

В соответствии с ФГОС, большое внимание уделяется развитию театрализованной деятельности в детском саду. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей - эти и другие задачи решаются в процессе  театральных игр. Кроме того - это очень кропотливый вид деятельности, от создания декораций до постановки спектакля. Но от эмоций детей и результата деятельности, понимаешь, на сколько театральная игра облагораживает и развивает личность ребенка, обьединяет педагогов и родителей. Дети учатся видель красоту мира, добро и зло,  не по рассказам, наблюдениям или беседам, а непосредственно "проживая", обыгрывая, драматизируя различные ситуации. Через тетрализованную деятельность, реализуется творческий потенциал, развивается речь, эмоциональная отзывчивость; создается творческий коллекив детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение театрализованной деятельности в

развитии детей дошкольного возраста.

 «Игра— это воображение в действии.

                 Творческий процесс развивается в игре,

поскольку реальным обстоятельствам

придается новое непривычное значение».

Л.С. Выготский

       Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. 

      В ходе современных исследований были выявлены новые характерные особенности и возможности театрализованной игры в раннем детстве: ее влияние на физическое, умственное и эмоциональное развитие детей, а также развитие символической функции мышления, воображения, речи и творческого потенциала.

      Театр и детская игра — два родственных понятия, ведь в их основе заложена сама игра, в котором сам ребенок является главным действующим лицом. Играя в театральную игру, ребенок познает себя и окружающий мир, учится общаться со сверстниками и эмоционально выражать свое отношение.

      Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (темы доброты, смелости, дружбы и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, стремиться привносить в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, решая важные образовательные задачи:

  • активизировать творческие проявления детей;
  • развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового, способность понимать собеседника, умение передавать эмоциональное состояние; коммуникативные способности, творческое мышление, фантазию;
  • упражнять детей в умении согласовывать слова и действия;
  • учить адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость);
  • уточнять знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены), закрепить трудовые навыки и т. д.

      Театрализация в детском саду непосредственно связана с художественно-эстетическим воспитанием. Через эмоциональный отклик малыш учится различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок.

      Используя театрализованную деятельность в системе образования детей в ДОО, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач различных образовательных областей:

Образовательные области

Задачи

Познавательное

развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования

с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

Социально-коммуни

кативное развитие

- формирование положительных взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры психологического познания (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоциональных реакций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни

в обществе

Речевое развитие

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: вербальными (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

Художественно-эстетическое развитие

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа; -- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

Физическое

развитие

- обеспечение согласования действий и сопровождающей их речи;

- овладение умением воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- достижение выразительности в исполнении основных видов движений;

- развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечного напряжения

   Дети очень любят такие доступные формы мероприятий, как театрализованное представление, сказочные превращения с волшебством и сюрпризами, развлекательные игровые программы и инсценировки. Каждый педагог знает, какое огромное воспитательное значение они имеют. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.