«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Румянцева Таисия Петровна

В статье предложен материал из опыта работы. О том какое большое влияние имеет музыкально-театрализованная деятельность на развитие и становление личности ребенка. Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля - игру?  Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду. Прилагается перспективный план работы и сценарий игры-оперы по мотивам сказок К. Чуковского "Муха-Цокатуха".

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».

Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них – основа национальной культуры. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Занимаясь с детьми, главной целью я полагаю развитие их музыкальных способностей  средствами театрального искусства.

Музыкально - театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру. Совершенствует  навык передавать в этюдах определённые переживания и воплощения, побуждать к созданию новых образов.

Важнейшим в централизованных играх является процесс репетиций, процесс творческо - эмоционального переживания и воплощения. Репетиции, работа над музыкальными этюдами очень важна, так как является основой, конечным «продуктом» всего действа (спектакля).

Я стремлюсь к тому, чтобы музыкально - театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации, искании своего образа. Поэтому  не отрабатываются позы жесты, движения, считаю, что постановка нисколько не пострадает, если дети менее удачно, с точки зрения взрослого выстроят мизансцену. Главное – это понимание смысла и атмосферы музыкально-театрального действа. Я хочу, чтобы маленькие актёры, основываясь на хорошем знании пьесы, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он проявляется в различных видах музыкально-творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать  маленького человека к театру, литературе, музыке, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности, в этом нам и  помогут занятия по музыкально-театрализованной деятельности».

Предлагаемый сценарий является музыкальным театрализованным представлением, работа над которым поможет решению главной задачи творческого воспитания - всестороннему развитию ребёнка посредством образно игровой музыкальной деятельности. У детей повышается интерес к музыкальным занятиям, пробуждаются мысли, фантазии, детские эмоции, речь, развивается память, чувство ритма, музыкальный слух.

Как происходит работа над сказкой?

На занятиях дети неоднократно слушают  фрагменты произведений включенных в спектакль, размышляют о характере того или иного героя, о средствах эмоциональной выразительности. Учатся различать смену настроений передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных.

Далее, следуя содержанию спектакля, предлагаю детям создать сказочные образы в различных этюдах. Например, в сказке «Муха-Цокотуха» используем этюды: «встреча гостей мухой-Цокотухой», «появление паука», «поединок комара с пауком», «свадьба Мухи – Цокотухи». Затем объединяем этюды в единое целое-спектакль .

В вопросе назначения того или иного ребёнка на роль, я придерживаюсь демократического подхода. Дети сами должны решить, кто будет играть ведущие роли и кто будет более органичен в том или ином амплуа. В своём выборе ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, приводить доводы в защиту своего мнения договариваться, находить компромисс и принимать решения предложенной ему ситуации.

Кроме того, в повседневной жизни используется просмотр мультфильмов и снятые на видео музыкальные сказки-спектакли. Ценность этих просмотров в  том, что дети могут сравнить игру актёров, знакомых им персонажей со свои собственным исполнением, проанализировать удачное или менее удачное исполнение.

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. Образы, создаваемые литературным произведением, музыкой и жестом живут в душе детей и находят выход в театрально - игровой и продуктивной деятельности. Связующим звеном развития творческих способностей детей на основе разных видов деятельности является сказка –она близка и понятна детям, но одного восприятия не достаточно –только деятельный подход ведёт к развитию способностей, к творчеству. Игра и становится «ключиком», который приводит в действие механизм творчества. Связь музыкальной театрализации с игрой привела меня к созданию новой формы «оперы –сказки». Такая форма –это прежде всего игра, в которой дети в сотрудничестве со взрослым имеют возможность импровизировать. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем  проживает вместе с детьми в разных видах деятельности сказочный сюжет и готовят их к созданию образа так, как они его понимают, используя те средства, которые они уже освоили.

Используя в работе с детьми музыкально-театрализованные игры, я основываюсь на высказывании русского психолога Л .С .Выготского : «Не следует забывать, что основной закон детского творчества, заключается в том, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении “.

Занимаясь с детьми театром, была поставлена перед собой цель –сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стараюсь стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Подводя итог,  скажем, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, а именно эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Как уже было сказано выше, именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Данная работа направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы.

Опера - игра «Муха –Цокотуха» по сказке К.Чуковского с использованием музыки Ю .Слонова , А.Филлипенко рекомендуется в работе с детьми 5-6 лет для проведения досугов, музыкально –театрализованных представлений, праздников.

План проведения театрализованной постановки «Муха – Цокотуха»

1   Под музыку, играя на инструментах, приплясывая, выходит балаганный народ и становится полу кругом у декорации  «базарная площадь».

2  Диалог девочки с бабушкой.

3  Выход мухи Цокотухи, танец с денежкой.

3  Исполняется балаганным народом песня «На торгу, торгу кругом».

5  Покупка мухой самовара.

6  Муха зазывает гостей на именины.

7  Балаганным народом исполняется «Ехали».

8  Смена декораций, по центру стоит стол.

9  Появление гостей. Гости выходят по мере их объявления именинницы.

10 Танец тараканов и букашек.

11 Муха приглашает за стол.

12 Выход блошек и пчелы.

13 Появление бабочек.

14 Исполнение бабочками вальс.

16 Муха рассаживает гостей за стол.

17 Исполняется и инсценируется песня «Вышел чайник погулять».

18 Муха –Цокотуха угощает гостей , все пьют чай.

19 Выходит балаганный народ, к ним присоединяются муха и гости.     Исполняется песня «У знатного павлина».

20 Смена декораций, паучья паутина.

21 Появление паука, гости застывают в ужасе.

22 Паук накидывает на муху верёвку. Гости пытаются спасти Цокотуху.

23 Балаганный народ комментирует действие гостей.        

24 Раздаётся барабанная дробь. Появляется комар.

25 Исполняется танец саблями. Поединок комара с пауком.

26 Победа комара.

27 Комар предлагает мухе руку и сердце.

28 Исполняется танго мухи, комара и паука.

30 Смена декораций до мухи.

31 Балаганный народ восхваляет комара - победителя.

32 Все артисты сказки исполняют заключительную песню «Муха Цокотуха».

33 Представление артистов.

Перспективный план работы над музыкально-театрализованной постановкой “Муха-Цокотуха” по сказке К.Чуковского.

Занятие 1-4.  

Литературно - театральная деятельность воспитателя и детей.

Задачи: знакомство с текстом сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха»,с её персонажами ,определение характера персонажей; работа над эпизодами:

- Вступление. Выход балаганного народа.

- Встреча мухи с гостями.

- Гости.

Развивать особенности выражать эмоции  в мимике, жестах, пластических движениях. Знакомя детей с театральными этюдами на выражение эмоций в мимике, жестах, пластических движениях и сравнение эмоций. Демонстрация сказки воспитателем, выступающим в роли кукольника.

Музыкально-творческая деятельность:  (песенное, танцевальное, импровизация на муз. инструментах ): совершенствовать музыкальное восприятие и образную речь; развивать способность слышать и передавать смену настроения в музыкальном произведении с помощью движений; учить способом детализацией образов героев сказки, искать выразительные движения, передающие того или иного персонажа сказки; побуждать к творческим импровизациям.

Литературный материал: К.Чуковский «Муха-Цокотуха».

Музыкальный материал: муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Ехали», пьеса «На торгу, торгу кругом», «Вышел чайник погулять».

Театральные атрибуты: Детали костюмов мухи, пчелы, бабочки, тараканов, букашек, блошек, балаганного народа; декорации «базарной площади» (материал).

Занятие 5-8

Литературно-театральная деятельность воспитателя и детей.

задачи: Продолжать знакомить с текстом сказки К.Чуковского” Муха-Цокотуха”,с её персонажами ,работа над эпизодами ;

-Выход балаганного народа.

-Гости.

-Именины мухи.

-Появление паука.

-Продолжать знакомить детей с литературно – театральными этюдами на выражение эмоций, на воспроизведении и сопоставление отдельных черт характера персонажа. Работа над музыкально-театрализованным этюдом «Встреча гостей с Мухой Цокотухой». Учить демонстрировать сказку (дети в роли кукольников).

Творческая деятельность: (песенная, танцевальная, импровизация на муз, инструментах): Дать представление о музыкальных жанрах (песня, танец) побуждать сравнивать разные танцы (полька, танго), отмечая характерные особенности каждого;  развивать музыкальный, тембровый, ритмический слух; учить способом детализации образа героя сказки, искать выразительные движения, воссоздающие образ в целом, побуждать к творческим импровизациям в танце «муха с денежкой»

Литературный материал: К.Чуковский. «Муха-Цокотуха».

Музыкальный материал: фольклорные зарисовки, «Муха-Цокотуха», «На торгу, торгу кругом», «Вышел чайник погулять».

Театральные атрибуты: Детали костюмов мухи, пчелы, бабочек, тараканов, букашек, блошек, балаганного народа; плоскостные изображения предметов; чашка, чайник, ложка, пряник, сахар (материал- картон); декорация базарной площади, дома мухи (материал-ткань).

Занятие 9-12

Литературно-театральная деятельность взрослого и детей.

Задачи: Добиваться выразительности интонации и жестов; работать над музыкальными эпизодами, исполняя по ролям сюжетные композиции.

-Балаганный народ .

-Встреча гостей Мухой- Цокотухой.

-Появление паука.

-Поединок комара с пауком.

-Развиваем способность выражать эмоции через речь, жест, мимику, пластическое движение; демонстрировать с помощью взрослого спектакль.

Творческая деятельность: (песенное, танцевальное). Учить в танцевальных, образных движениях, пантомиме передавать характерные черты персонажа, изображаемых в музыке; развивать ритмический слух, музыкальное восприятие; образную речь; анализировать выступление детей.

Литературный материал: К.Чуковский «Муха-Цокотуха».

Музыкальный материал: Ю.Слонов «Птичий пир», А, Филиппенко «Ехали», танец-полька, танец с саблями –Рондо, вальс-Роза Ветров.

Театральные атрибуты: Детали костюмов мухи, пчелы, бабочек, тараканов, букашек, блошек, балаганного народа,  комара, паука; декорации базарной площади, дом мухи (материал-ткань) угощения: пряники, пироги, сушки, мёд, варенье (материал папье-маше) самовар.

Занятие 13-16

Литературно-театральная деятельность воспитателя и детей.

Задачи: Предлагать самостоятельно искать выразительные особенности для своих героев, используя мимику и пластику, танцевальные импровизации; работать над театральными этюдами, целостными сюжетными композициями.

- Балаганный народ.

- Встреча гостей мухой Цокотухой.

- Появление паука.

- Свадьба Мухи Цокотухи с комаром.

Творческая деятельность: (песенная, танцевальная, импровизация на муз, инструментах) Объединить все музыкальные сцены в единый спектакль, формировать способность к импровизации; развивать звуковысотный слух; исполнять целостные сюжетные композиции с фрагментами импровизации, стараясь петь и двигаться выразительно, соответственно своей роли .

Литературный материал: К.Чуковский «Муха-Цокотуха».

Музыкальный материал: фольклорные зарисовки «На торгу ,торгу кругом», А .Филиппенко «Ехали», Роза ветров- вальс, танец с саблями-Рондо, Ю.Слонов «Птичий пир», танго-мухи, комара и паука; композиция «Вышел чайник погулять», Муха-Цокотуха .

Театральные атрибуты: декорации «базарная площадь», «дом мухи», «паутина паука» (материал-ткань); угощения стола: пироги, сушки, пряники, мёд, варенье (материал-папье-маше) самовар; плоскостные предметы: чашка, чайник, ложка, пряник, сахар (материал-картон раскрашенный гуашью).

Муха-Цокотуха

Опера-игра для детей

(по мотивам сказки К.И. Чуковского)

 

Действующие лица:

Ведущий

Муха-Цокотуха

Комар

Паук

Пчелки

Блошки (Божьи коровки)

Бабочки

Тараканы

Муравьи 

Стрекозы

Жуки

 

Ведущий:  Муха, Муха, Цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла!

Пошла Муха на базар и купила самовар

Прилетает Муха и поет песенку. 

Я Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Я сегодня жду гостинца,

Я сегодня именинница!

Я ходила на базар, 

И купила самовар

угощу гостей чайком

Пусть приходят вечерком!

Я Муха-цокотуха!

Позолоченное брюхо!

У меня для гостей, гостей,

Много вкусных сластей, сластей!

 

Под музыку накрывает на стол, ставит угощения.

Ведущий: Узнали лесные букашки про то, что у Мухи-цокотухи день рождения и полетели поздравлять ее с праздником!

Первыми прилетают пчелки с блошками (божьими коровками), исполняют песенку:

Здравствуй, Муха-цокотуха,

позолоченное брюхо!

Мы со всех родных лугов

Принесли тебе цветов,

Да, цветов!

Здесь и клевер и ромашка

Здесь и розовая кашка

Здесь с родных лугов цветы

необычной красоты.

Пчелки: От соседок пчелок прими медок

Ах, какой он чистый, сладкий и душистый!!!

(передает Мухе-цокотухе банку с медом)

 

Муха-цокотуха: спасибо, спасибо! Мои дорогие!

садитесь за стол-самовар готов!!!

 

Божьи коровки: А от нас божьих коровок

Ты прими сапожки

Сапожки не простые, в них застежки золотые!!!

(дарят мухе сапожки)

 

Муха-цокотуха: Спасибо, спасибо! сапожки на диво!!!

Садитесь вот тут, скоро гости придут!

 Муха цокотуха усаживает пчелок и божьих коровок за стол

Ведущий: влетают бабочки

Исполнение песни бабочек 

Мы бабочки-шалуньи

веселые летуньи,

Порхаем по полям

По рощам и лугам (2р.)

Мы бабочки-красавицы

И наш наряд всем нравится

порхаем по полям

Спешим в гости к вам! (2р.)

 

Бабочки: мы порхали по цветам, прилетели в гости к вам!

Поздравляем, поздравляем, счастья, радости желаем!!!

Обнимают и целуют муху.

 

Ведущий: Вдруг что-то зашуршало, зашелестело за дверью и появились жуки и тараканы

Осторожно на цыпочках входят в комнату

Исполнение песни тараканов:

Шшу-шшу; шшу-шшу

вот вам цветочки

Шшу-шшу, шшу-шшу

Их собрали на лужочке

 

тараканы вручают Мухе цветы

Муха-цокотуха: Спасибо, спасибо!!! Букет красивый!!!

Бабочки: Очаровательно! Замечательно!

пчелки: чудесно!

Божьи коровки: Прелестно!

Муха-цокотуха тараканам: Прошу за стол садиться

чаем угоститься!

 

Ведущий: Распахнулись снова двери, появились новые гости

Муха-цокотуха: Ешьте, ешьте, не стесняйтесь!

Угощайтесь, угощайтесь!

Посмотрите какие испекла пироги я!

 

Бабочки: Очаровательно! Замечательно!

Муха-цокотуха: Бабочки-красавицы, кушайте варенье

или вам не нравится наше угощенье?

Бабочки: Ваше угощенье-просто объеденье!

 

Тараканы (облизываются): Просто загляденье Ваше угощенье!

Слышно крик, шум, визг

Ведущий: Но что же здесь у нас случилось? Какой ужас! Это же паук!!!

Появляется паук, гости прячутся друг за друга от страха.

 

Исполнение песни паука:

Я злой паучище

Длинные ручищи

Я за мухой пришел

цокотухой пришел,

Пришел!

 

Паук набрасывает на муху петлю (ленточка), тянет к себе.

Муха-цокотуха: Дорогие гости, помогите!

Паука -злодея прогоните!

И кормила я вас и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!

 

Ведущий: Все букашечки гурьбой так и кинулися в бой!

гости пытаются освободить муху, но паук их запугивает и они разбегаются, прячутся друг за друга.

Паук: Я не только мух съем в единый дух

Я и пчел и комаров- всех попробовать готов!

Всех я съесть готов! Ха-Ха-Ха!!!

Песня паука: Я злой паучище, длинные ручищи!

Я всех мух погублю

В паутину их ловлю!

Ловлю!

 

Ведущий: Вдруг откуда-то летит маленький комарик

И в руках его горит маленький фонарик!

Прилетает комар. Исполнение песни комара:

Я комар-храбрец

удалой молодец!

где паук? где злодей?

не боюсь его когтей.

Паука я не боюсь

С пауком я сражусь!

борьба комара с пауком.

Комар побеждает паука-тот уползает на четвереньках.

 

комар (обращается к мухе): я тебя освободил?

Муха-цокотуха: Освободил!

Комар: Я злодея погубил?

Муха-цокотуха: погубил!

Комар: А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!

Эй, дружочки тараканы, громче бейте в барабаны!

Эй, жуки-трубачи, кузнечики-скрипачи

поскорее начинайте, песню громкую играйте!!!

 

исполняется заключительный хор и пляска:

Бом. бом, бом, бом!

пляшет муха с комаром

А за нею клоп, клоп

Сапогами топ, топ

Стрекоза - щеголиха

С муравьем танцует лихо.

А усатый таракан

Громко бьет в барабан!

Та-ра-ра! та-ра-ра!

заплясала мошкара

Веселится народ, пляшет. песни поет

Хвалит смелого. лихого

удалого комара (2р.)

Пляшут бабочки-шалуньи

Машут крыльями-игруньи

Пчелки, блошки обнялись

Словно ветер понеслись! Нынче муха-цокотуха

Именинница!!!

 

Дети выстраиваются в шеренгу и выходят на поклон.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

1 Артёмова Л.В «Театрализованные игры дошкольников» М 1991.

2 Асафьев Б.Л «Речевая интонация» Музыка 1965

 3Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте» СПБ 1997

4Жилин В. «Речевые игры и упражнения» Челябинск 1995

5 Караманенко Т.Н «Кукольный театр в детском саду» М 1960

6 Зацепина М. «Музыкальное воспитание в детском саду» М 2006

7Макарова Л.П, Рябчикова В .Г., Мосягина Н.Н «Театрализованные праздники для детей» Воронеж 2006

8 Родина М.И. «Кукляндия» музыкальная палитра 2008

9Сказки в жизни ребёнка (Педагогический альманах «Аничков мост» под .ред ..А.И. Бурениной.2005

10 Лисина  М. И . Запорожец  А.В. «Развитие общения у дошкольников» М 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.  ...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

"Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...

Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Статья посвящена роли театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Использование разнообразной театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...