ПРЕЗЕНТАЦИЯ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кадерова Людмила Александровна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "иСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ РИФМОВОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kaderovoy_lyudmily_aleksandrovny.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 72 комбинированного вида»

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МДОУ №72

«___»_______20__г

Приказ №  ___

          УТВЕРЖДАЮ:

          Заведующая МДОУ № 72

          _______/Н.И. Живайкина/

           «___»_______20__г  

        

                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Кадеровой Людмилы Александровны

с детьми с ОНР

6-7 лет

г.о Саранск 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в подготовительной

логопедической группе для детей с ОНР

учителя-логопеда

Кадеровой Людмилы Александровны

              

                                               

Содержание:

1.   Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

        1.1.1 Характеристика речи детей с ОНР.

        1.1.2  Цель и задачи образовательной Программы.

                 1.1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной Программы 

  1. Планируемые результаты освоения программы.

  1. Содержательный раздел

               2.1.Учебный план ООП ДО в подготовительной группе.

        2.2.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной  группе.

        2.3.Формы ,способы и методы реализации программы в подготовительной  группе.

        2.4.Содержание коррекционной работы с детьми подготовительной группы.

        2.5. Взаимодействие с семьей и социумом.

        2.6. Планирование работы с детьми в группе.

        2.7.Модель организации совместной деятельности учителя-логопеда.

        2.8.Организация совместной деятельности учителя –логопеда с воспитанниками.

3.   Организационный раздел

3.1. Циклограмма деятельности учителя-логопеда

3.2. Документация учителя-логопеда

3.3. Методическое обеспечение рабочей программы

Список используемой литературы

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии показывает, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

    Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

    Дети с проблемами речевого развития отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Связная речь недостаточно сформирована, имеются трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картинку, заданный план и т.д. Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы, нередко наблюдается нарушение фонематического слуха. Названные затруднения во многом определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности. Все это отражается на готовности детей к школьному обучению. Поэтому обучение в подготовительной группе направлено на коррекцию речевых дефектов, развитие психических процессов, а также на выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей  по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка с ОНР на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников. 

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.        Этим и обусловлена значимость программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Идущее в настоящее время обновление содержания дошкольного образования подвели нас к необходимости внести изменения в существующую программу, в которой не учтены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, не предполагает использование новых методов, приёмов, технологий, что  является  необходимым.  

Рабочая  программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-  Конституцией и  Конвенции ООН о правах ребенка

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)        

Рабочая программа - модифицированная и  разработана на основе следующих программ и методических пособий и технологий:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад  комбинированного вида №72»

- Нищева Н.В "Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 3-7 лет в условиях ФГОС ДО "

-  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей подготовительного возраста». - М., 2010г.;

- Примерная основная общеобразовательная  программа  дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб., 2011.;

-  Цуканова С. П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать»  - М, 2007. 

- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с  общим недоразвитием речи». М.,1978г. 

- Методические рекомендации Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»  - М.: Просвещение, 1985;

 - Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;

- Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки,  пальчиковая гимнастика су-Джок.

 - Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества,  информационные технологии, адаптивные технологии;

     Суть предлагаемых изменений сводится к следующему:

- уточняется произношение всех звуков речи;

- параллельно с анализом обратного слога дается анализ прямого слога;

- буква изучается параллельно с изучаемым звуком;

- изучаются все буквы алфавита;

- после изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования, а также по коррекции недостатков в формировании лексико-грамматического строя речи;

- в пособие включены упражнения по развитию просодической стороны речи, так как в группе с ОНР имеются дети со стертой формой дизартрии;

        На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы. Цель  сочетаемости заключается в построении комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определяется взаимодействие всех участников образовательного процесса для  достижения целей и задач образовательной программы дошкольного учреждения. Данная рабочая программа интегрирует содержание комплексной и коррекционных программ.

        Реализация каждого направления и интеграция образовательных областей должна происходить на основе взаимодействия логопеда с воспитателями и специалистами.

1.1.1. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР  3 уровень)

У детей с расстройством экспрессивной речи (ОНР 3 уровень) наблюдаются отклонения в формировании развёрнутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики. Типичным для таких детей является использование простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счёт отсутствия главных или второстепенных членов предложения. дети используют предложные конструкции с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи встречаются ошибки, связанные с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени.

Ребёнок с ОНР 3 уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым распространённым словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребёнок затрудняется в правильном выборе производящей основы. Типичным для таких детей является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлечённым значением, а также слов с переносным значением.

Словарный запас детей может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в которых есть заданный звук. Таким образом, у ребёнка с третьим уровнем речевого недоразвития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Связная речь свидетельствует о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

1.1.2. Цель и задачи образовательной Программы

Исходной методологической основой  программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др. Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И.Жинкин, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой.

Основная цель рабочей программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.

 Задачи:

 - развитие артикуляционного и голосового аппарата:

- постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);

- дифференциация звуков на слух и в произношении;

- формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

- развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

- формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скоррегированные звуки.

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

- развитие качественной характеристики лексических средств;

- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

- развитие внимания и интереса к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов;

- обращать внимание на правильное употребление скоррегированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний;

- формирование морфологической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей);

- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной Программы

Дидактические принципы:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2. Принцип интеграции взаимодействия специалистов, системности и взаимосвязи учебного материала.

3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.

6. Принцип воздействия на все стороны речи.

7. Принцип опоры на сохранные звенья.

8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.

9. Принцип учета ведущей деятельности.

10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

Отбор и структурирование  программного содержания основаны на изучении речевой деятельности детей 6 лет с ОНР, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами. Специфика речевого нарушения у детей с ОНР состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. Поэтому коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ОНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.2.1.Целевые ориентиры

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий: 

- достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- обеспечение комплексного подхода и интеграции работы специалистов дошкольного учреждения;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Итак, обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем  языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Программой предусмотрено проведение систематических упражнений, направленных на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной выразительной речи

1.2.2.Педагогическая диагностика.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  •  различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  •  называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

         2.1. Учебный план ООПДО в подготовительной группе

      Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь. Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психологомедико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы. Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня;

      В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи» в  группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9.00 до 12.30 проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Время с 12.30 до 13.00 отводится на заполнение логопедической документации (фронтальных планов, индивидуальных тетрадей, планирование заданий воспитателю на вечернее время и т. д.), подготовку к фронтальным занятиям, подбор и изготовление дидактических пособий. Количество фронтальных логопедических занятий – 4 раза в неделю. Во второй половине дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.

            После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

      Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

      Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями типовой программы обучения и воспитания. Устранение имеющихся у детей пробелов в речевом развитии осуществляется преимущественно логопедом.

Направление развития

Вид детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседа

Речевая ситуация

Составление отгадование загадок

Ситуативный разговор

Дидактические игры

30 мин. 4 раза в неделю

Физическое развитие

 Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).  Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Подвижные дидактические игры

Игровые упражнения

Игры с правилами

Пальчиковая гимнастика

Дыхательня гимнастика

Ежедневно 15 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Чтение художественной литературы

Чтение

Разучивание

Обсуждение

Игры с правилами

Беседа

Речевая ситуация

Составление отгадование загадок

Ситуативный разговор

Дидактические игры 

сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

ежедневно

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская(Сенсорное развитие.

Развитие психических функций. Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность. Развитие математических представлений)

Наблюдение

Решение проблемных ситуации

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

2 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие

Музыкально-художественная

Продуктивная

Слушание

Исполнение

Музыкально-дидактические игры

Реализация проектов

2 раза в неделю

2.2 Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной группе с ОНР

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно-дидактическое пособие

Рабочие тетради

Речевое развитие

Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Лозбякова Н.В. "Наглядно-дидактический материал":

" Назови ласково"

" Один -много"

"Составь рассказ"

"Времена года"

Наборы картинок  по лексическим темам: "Птицы","Игрушки","Дикие животные"."Животные Севера","Животные Африки", "Посуда","Мебель","Овощ и фрукты","Ягоды и грибы","Профессии". "Лес. Деревья","Домашние животные". Пособие для чтения слогов Цветик -семицветик",набор букв, Предметные картинки.

Альбомы для работы по автоматизации звуков с,з, ц,ш,ж,ч и р,л

"Солнечные ступеньки"(обучение граммоте 1 часть) Солнечные ступеньки"(обучение граммоте 2 часть)

Теремкова Н.Э. "Логопедические занятия с дошкольниками 5-7 лет"(4 альбома)

Физическое развитие

Cборник игр к «Программе воспитания в детском саду»/ Cост.Е. Батурина. – М., «Просвещение», 1974 184 Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7. – СПб., «Издательство Союз», 2000

1. Мячи малые, средние разных цветов, мячи фитболы.    2. Мячики массажные разных цветов и размеров.    3. Обручи (малые и большие).    4. Канат, толстая веревка, шнур.    5. Флажки разных цветов.    6. Гимнастические палки.    7. Кольцеброс.    8. Кегли.    9. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.  10. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках». 11. Детская баскетбольная корзина. 12. Длинная  и короткая скакалки. 13. Бадминтон, городки. 14. Томагавк, летающие тарелки. 15. Ребристые дорожки. 16. Нетрадиционное спортивное оборудование.

Социально-коммуникативное развитие

1.Нищева Н. В. Москва – столица России. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС

Громова О.Е.,Соломатина Г.Н. 2.Ознакомление дошкольников с социальным миром.ТЦ Сфера

Москва 2012

Т.А. Шорыгина

Беседы о хорошем и плохом поведении.

2014г.

Т.А. Шорыгина

Беседы о  характере и чувствах.2014 г.

Т.А. Шорыгина

Беседы об этикете.2014 г.

1 Портрет президента России. 2. Российский флаг. 3. CD с записью гимна России. 6. Куклы в костюмах народов России. 4. Игрушки, изделия народных промыслов России.  5. Альбомы и наборы открыток с видами родного города,  Москвы, крупных городов России.  6. Глобус, карта мира, карта России, карта родного города.

Познавательное развитие

Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., «Просвещение», 2001

«Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями». – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. Г.М.Блинова Занятия.Познавательное развитие детей 5-7 лет 2009 г.

1.Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы). 2. Звучащие игрушки-заместители. 3. Маленькая настольная ширма. 4. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов. 5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы». 6. Палочки Кюизенера. 7. Блоки Дьенеша. 8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.       9. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.

2.3. Формы, способы, методы   и средства реализации программы в подготовительной группе с детьми с ОНР.

Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

      Специфика нарушения речи у детей с ОНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

      Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

      Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

      Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

      Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

 межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Направле-

ние развития

Формы реализации программы

Способы

Методы

Приемы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Речевое развитие

Занятия Индивидуальная работа с детьми  Коммуникативные тренинги, Речевые задания и упражнения Разучивание скороговорок и  чистоговорок

Артикуляционная гимнастика  Проектная деятельность  

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

 Игра- импро-

визация по мотивам сказок

Самостоятельная художест-

венно-речевая деятельность детей

Театрализованные игры

Анкетирование

Консультации

Тренинги

Открытые мероприятия с детьми для родителей

Обучение пере-

сказу

Моделирование

Объяснение

Беседа Рассказ

Пере-

сказ

Лого

сказки

Игры-драматизации

Инсценировки

Дид. игра Упражнения Моделирование

Прием

словотворчества

Дых.

гимнастика

Психо-

гимнастика

Физическое развитие

Комплексные, интегрированные занятия Занятие-поход, Музыкально-ритм. упр-я Дыхательная гимнастика

Артикуляцион. гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Динамические

паузы

Самомассаж Релаксация

Терапевтические сказки

Подвижная игра

Народные игры

Изучение состояния здоровья детей совместно со спец. д/п,

м/с ДОУ, родителями Тренинги для род-й по использованию приёмов и методов оздоровл-ия

Консульта

тивная, санитарно-просветительская и медико-пед.

помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей

Определение и использование здоровьесберегающих технологий  

Показ образца задания и способа выполнения

Игры Соревнования Состязания Упражнения

Подача команд распоряжений сигналов Игры с мелк. предметами

Социально-коммуникативное развитие

Комплексные, интегрированные занятия Сюжетная игра Театрализов-я игра  

Ситуации общения и взаимодействия Проблемные ситуации

Совместные игры с неск. партнерами

Проектная деятельность

Ситуации морального выбора Ролевые игры

Изучение и анализ детско-родительс-х отношений Консультативные часы Тренинги по способам решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания

Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания

Использо

вание

игр и упр

по разв-ю коммуникативных способ

ностей

Метод приучения к положительным формам общественного поведения

Терапевтические сказки

Поддержка у детей ощущения успешности Постановка проблемных задач

Этюды

Игры в парах

                              Познавательное развитие

Комплексные, интегрированные занятия Организация действий ребёнка с объектом изучения Экспериментирование Дидактическая игра Проблемные ситуации

Творческие задания Опыты Ситуационные задачи Практическое экспериментирование и исследовательские действия Рассматривание Наблюдение Сюжетно-ролевая игра

Викторины и конкурсы Индивид. консультации по материалам открытых занятий и видеоматериалов с анализом интеллект. активности ребёнка, его работоспособности, выявление причин негативных тенденций и совместный поиск путей их преодоления 

Организация наблюдения,

опытов,

проблемных ситуаций

Компьютерные презентации Экспериментирование Образовательные ситуации

Удержание паузы для включения мыслит процессов детей Подве

дение детей к противоречию и предложение самост. найти способ его разрешения

                     Художественно-эстетическое развитие

Комплексные, интегрированные занятия

Чтение художественной литературы

Беседа  Театрализованная деятельность

Рассматривание картин Игра Проблемная ситуация Музыкально- дидактические игры

Игры- драматизации Аккомпанемент в пении, танце

Совместное с детьми исполнение и творчество

(театрализовдеятельн-ть, совместная постановка спектаклей, организация декораций и костюмов)

Тематическ. конс-ции по разным напр-ниям художеств.-эстетич-го воспитания ребёнка

Организация

рассматривания картин,

прослуш.музыки;

беседы, чтения художественной литературы, обсуждения

Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания Рассказ

Разъяснение

Беседа Обсуждение

Обсуждение Наблюдение

Предложение детям рассмотреть явление с различных позиций

Логоритмика

Штриховка

Обводка по контуру

2.4 Содержание коррекционной работы с детьми в подготовительной группе

В подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится в неделю 17 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных  занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка,  что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом (90 минут в день в первой половине для и 30 минут в день во второй половине дня два раза в неделю, то есть 510 минут в неделю).

Предметно-пространственная развивающая среда.   Последний год пребывания  дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так,  в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться  географические карты и атласы, глобус; дидактические игры,  развивающие познавательные интересы детей.  6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.  Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.  Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы  дети могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако, дошкольники с общим недоразвитием речи  при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.  В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.  Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».  Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек;  а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п.  В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми. 

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

      Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей,

      На занятиях осуществляется:

 - закрепление навыков произношения изученных звуков;

 - отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

 - звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

 - расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

 - закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

      Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.

      Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: 

 - выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;

 - закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.  Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;

 - постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

      В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

 - в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;

- в обратных слогах: ос — нос;

-  в закрытых слогах: сас — сосна;

 - в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.

      Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

      Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например: саша, шаса; сашашаса; сашсош; сашасашаса. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.

      В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

      Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.

Формирование элементарных навыков письма и чтения

      Основой для формирования элементарных навыков письма и чтения является общеречевое развитие детей. Особое значение придается формированию осознания чужой и своей речи. Предметом внимания для ребенка становятся элементы речи, особенности речевого поведения, произвольность и сознательность речевых высказываний. Показателями готовности к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей с нормальным речевым развитием являются умения:

 - сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче;

 - произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;

 -  выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;

 - осознанно оценивать выполнение вербальной задачи.

 полноценным процессом развития речи и подготовкой к овладению элементарными навыками письма и чтения.

      В случаях отклонения в развитии фонетических, лексических и грамматических компонентов устной речи нарушается последовательно накапливаемый в норме опыт познавательной работы, как в сфере звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа (Р. Е. Левина). У детей, формирование речи которых протекало в аномальных условиях (позднее ее начало, бедность лексики, ограниченность общения, дефекты восприятия и т. д.), готовность к усвоению элементарной грамоты традиционными методами и в обычные сроки отсутствует.

      У детей с ОНР основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. У детей с ОНР, как показали специальные исследования, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности.

      Приоритетные задачи коррекционного обучения по данному разделу:

- сформировать у детей необходимую готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения;

-  научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

      Обязательным методическим условием является формирование элементарных навыков письма и чтения на материале звуков, предварительно отработанных в произношении и соответствующих нормативам русского языка. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, доступными формами речезвукового анализа и начального этапа обучения письму и чтению.

            Для подготовки дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения необходимо решить две задачи:

 - подготовить детей к анализу слов;

 - научить слитно, без перебора букв, читать простейшие прямые слоги СГ (С — согласный, Г — гласный).
      На  каждом занятии по произношению выделяется около пяти минут на упражнения в чтении.

      Несмотря на длительную предварительную подготовку, формирование элементарных навыков письма и чтения протекает в условиях, отличающихся от обычных тем, что система фонем у детей подготовительной группы еще не полностью сформирована. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения навыками элементарной грамоты, но и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами.

      Характерные особенности так называемого букварного периода обучения:

 - усвоение элементарных навыков письма и чтения неразрывно связано с формированием произносительных навыков. Применение устных упражнений, направленных на различение на слух и дифференциацию отдельных звуков, а также на воспитание навыка правильного употребления звуков в речи. Они сочетаются с анализом слов, слоговой состав которых постепенно усложняется, и выделением из слов ударных и безударных гласных;

 - соответствие порядка изучения букв последовательности усвоения детьми правильно произносимых звуков;

 -  временнóе распределение изучения букв, обозначающих близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки ([с] — [ш], [п] — [б] и т. д.);

 - временнóе исключение из первых упражнений букв, обозначающих звуки, близкие к изучаемым;

 - включение в материал для чтения в определенной последовательности слова различного слогового состава после устной подготовки;

 - акцентирование внимания на понимании детьми читаемых слов, предложений, текстов;

 - применение различных форм наглядности, игровых приемов, упражнений;

 - осуществление переходов от послогового чтения к слитному. Закрепление и расширение полученных детьми знаний, умений и навыков.

       В результате обучения значительная часть детей должна овладеть техникой чтения, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к тексту, пересказывать его; умением выкладывать из букв разрезной азбуки, списывать и писать слова различного слогового состава и предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

      Таким образом, в подготовительной группе осуществляется работа по формированию элементарных навыков письма и чтения. У детей постепенно формируются навыки звукового анализа в той последовательности, которая была разработана Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, Л. Е. Журовой: установление порядка следования фонем в слове, на основе их правильного произношения и четкого восприятия; осознание различной функции фонемы; выделение основных фонематических противопоставлений, характерных для русского языка.

      Овладев правильной артикуляцией всех звуков, дети с ФФН научаются на собственном кинестетическом и перцептивном опыте давать качественную характеристику звуков и моделировать структуру слова в виде схемы его звукового состава.

Развитие связной речи детей с ОНР

      Дети с ОНР, обучающиеся в подготовительной группе, по мере исправления и совершенствования звуковой стороны речи и нормализации фонематического восприятия оказываются способными к усвоению основной функции связной речи — коммуникативной — в объеме, предусмотренном общеобразовательной программой. Постепенно осуществляется работа по обогащению словарного запаса детей. У них совершенствуется умение использовать различные части речи в соответствии с целью высказывания. Продолжается работа над диалогической и монологической формой речи в тесной связи с формированием звуковой стороны речи. Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи дошкольников. Для овладения пересказом дети должны уметь: прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, осмысленно и связно передать текст, правильно оформив его фонетически. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка с ОНР и от эффективности предшествующей коррекционной работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других видов работы по развитию речевой деятельности.

      В целях активизации интереса и внимания детей важно использовать ряд методических приемов: подбор картинок (карточек) к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части рассказа, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия. Выбор произведений для пересказа детьми с ОНР первое время достаточно ограничен их речевыми особенностями. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Полезно использовать тексты, содержащие диалог. Текст не должен содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, сложные грамматические обороты. Широко используется план пересказа в различных вариантах: сначала план, составленный логопедом или воспитателем, позже — составленный вместе с детьми. Вначале детей обучают отвечать на вопросы, относящиеся к отдельным частям рассказа. Затем формулируются разделы плана. Очень полезно для детей с нарушением фонематического восприятия формировать действия пространственного моделирования текста, в котором фиксируются его основные части. Логопед может использовать прием отраженной речи. На основе знания индивидуальных особенностей речевой и познавательной деятельности детей с ОНР логопед сам начинает высказывание, а ребенок повторяет его. Во втором полугодии требования к пересказу повышаются. Помимо повествовательных текстов используются описательные. Детей обучают контролировать соответствие пересказа прочитанному тексту, обнаруживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа с фонетической точки зрения (правильность произношения звуков, темп, плавность, отсутствие длительных пауз и т. д.), выразительность.

2.5.Взаимодействие с семьей и социумом 

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях.

Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.  В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают  в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям  по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.  В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия  позволяют объединить усилия  педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.      Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям,  в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.  Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Для трехлетних малышей  в каждое задание включены народные потешки, пестушки, колыбельные песенки, которые позволяют привить детям чувство родного языка, почувствовать его мелодику.  Дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в  нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.   Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.  В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на  систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.   На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».  Специально для родителей детей, посещающих группы компенсирующей направленности, в методический комплект к Программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке.  Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Полезные для родителей материалы включены и в книгу «Если ребенок  плохо говорит».  

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Родительское собрание: "Особенности речевого развития дошкольников 6-7 лет и организация коррекционной работы в старшей логопедической группе в течение учебного года"

15.09.2015

Воспитатели

Учитель-логопед

2.

Консультация: "Роль пальчиковой гимнастики для развития речи"

01.10.2015

Учитель-логопед

3.

Анкетирование: "Развитие речи ребенка"

14.10.2015

Учитель-логопед

4.

Родительское собрание "Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР"

09.12.2015

Воспитатели

Учитель-логопед

5.

Консультация : "Дыхательная гимнастика "

20.01.2016

Учитель-логопед

6.

Выставка "Умелые ручки"

08.02.2016-12.02.2016

Воспитатели

Учитель-логопед

7.

Составление книжки -малышки "Моя мама лучше всех"

02.03.2016

Воспитатели

Учитель-логопед

8.

Беседа "Как подготовить ребенка к школе"

13.04.2016

Учитель-логопед

9.

Родительское собрание: Итоги логопедической работы за год. Рекомендации по закреплению пройденного материала.

11.05.2016

Воспитатели

2.6. Планирование работы с детьми в подготовительной группе.

см.Приложение 1

2.7. Модель организации  деятельности учителя-логопеда

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

- Формирование правильного произношения.

- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

- Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя группы с ОНР:

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей и комфорта в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования ПМПк, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

8.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

9. Развитие фонематического восприятия детей.

9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда.

10. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, словесного анализа предложений.

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

12. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.        

13. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников.

14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, формирование навыка составления рассказов-описаний, рассказа по картинке, сериям картинок, пересказов.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

         

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы складывается также из оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении.

На учителя-логопеда возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-развивающей среды и оборудованию логопедического кабинета в соответствии с требованиями;

-по систематизации и пополнению дидактического, методического материала по разделам (заполняется «Картотека имеющегося в кабинете материала по содержанию разделов»).

На воспитателей группы возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей дошкольников с ОНР,

-по содержанию и насыщению коррекционного уголка для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда, оборудованного в группе.

Рекомендации для воспитателя

Воспитатель ДОУ комбинированного вида осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения на занятиях и во внеучебное время. Необходимо соблюдать общий подход к отбору речевого материала на логопедических занятиях и занятиях воспитателя. В то же время воспитатель имеет более широкие возможности закрепления достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности и в дидактических играх, представляющих синтез игры и занятия.

      Известно, что коммуникативная активность ребенка проявляется во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками наиболее ярко в игровой деятельности.

      Дошкольников с ОНР отличает затрудненность в установлении контактов, медленная реакция на действия партнера по общению. Некоторые дети с ОНР характеризуются стереотипностью способов общения, их однообразием, эмоциональной незрелостью. Воспитателю следует специально создавать ситуации, требующие от ребенка проявления разных форм общения — ситуативно-делового, познавательного, личностного. Следует выявить, когда ребенок проявляет наибольшую активность, заинтересованность, в какой ситуации чувствует себя наиболее свободно. Воспитатель должен демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать речевую активность. Взрослый должен побуждать детей к диалогу, поощрять общительность, соблюдать педагогический такт.

      Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работает логопед. Особые требования предъявляются к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок. Воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен дать речевой образец. Если ошибка произошла в речевом материале, который усвоен основным составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово правильно. В противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если ошибка является распространенной и встречается у многих детей, нужно обсудить это с логопедом.

      Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.

      Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог) используется так называемое отсроченное исправление. По отношению к детям с проявлениями речевого негативизма исправление ошибок осуществляется без фиксации внимания всей группы.

      При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей учитывается состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом. В активный словарь вводятся слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель должен следить за их четким и правильным произношением, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реализует задачи коррекционной направленности — осуществляет активное закрепление навыков произношения.

      Развивать понятие о пространственных отношениях (впереди — сзади, рядом, напротив, справа от ..., слева от ..., между).

      Учить детей запоминать и произносить дни недели, их последовательность, различать понятия «вчера» и «завтра». 

      Учить называть времена года.

2.8.Организация совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками

Региональный компонент

Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.
  • Личностно-ориентированный  гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
  • Свобода индивидуального личностного развития.
  • Признание приоритета  ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
  • Принцип регионализации (учет специфики региона)

         В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности  к  природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы  организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки,  наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

В нашем детском саду реализуется парциальная программа «Мы в Мордовии живем» под ред.О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной.

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Мордовского края,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать  детей к истории Республики Мордовия. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Мордовского края

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать  детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Мордовского края.

Методическое обеспечение

  1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»/авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Коркина, и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011г.)
  2. Б.С.Брыжинский. Серебрянные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной обработке. Саранск.: Модов.кн.изд-во , 2002г.
  3. Ю.Ф.Юшкин Мордовское народное искусство. Саранск.: Модов.кн.изд-во ,2000г.
  4. Е.Н.Киркина. Хрестоматия к программе «Валдоня». Пособие для дошк.образов.учрежд. Саранск.: Модов.кн.изд-во , 2004г. – 352с.
  5. Республика Мордовия в России и мире:учебн.пособие/ Н.И.Изергина, В.П.Изергина; под ред.чл.корр.РАН Н.М.Арсентьева; Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарёва. – Саранск,2013. – 320с.
  6. Федот Васильевич Сычков. Живопись. Графика: альбом/авт.-сост. Л.Г.Бертяева, Л.А.Букина М.И.Сурина; Саранск,2010. – 312с.
  7. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родн. крае для маленьких читателей/ МГУ им.Н.П.Огарёва.; авт.-сост. Н.М.Арсентьев, Т.С.Баргова, К.И.Шапкаркин.-Саранск:-2005.-48с.
  8. Саранск столичный: рассказы для детей о столице Республики Мордовия/ Авт.-сост.: Н.М.Арсентьев, Т.С.Баргова, Е.С.Руськина и др. – Саранск: Издатель Константин Шапкаркин, 2012. – 48с.

3.Организационный раздел

3.1. Расписание занятий                     

Дни недели

Время

Вид деятельности

Понедельник

                                 9.00-9.30

                                 9.30-10.00

     10.00-12.00

      12.00-12.50

      12.50-13.00

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с детьми по подгруппам

Индивидуальная-коррекционно развивающая дятельность с детьми

Методическая подготовка

Консультирование  для воспитателей

Вторник

9.00-9.30

9.30-10.00

10.00-12.30

12.30-12.50

12.50-13.00

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с детьми по подгруппам

Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьм

Оформление документации

Консультирование для воспитателей

Среда

13.30-14.30

14.30-15.00

15.00-17.00

17.00-17.30

Оснащение кабинета дидактическим материалом

Методическая подготовка

Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьми

Консультирование родителей группы

Четверг

9.00-9.30

9.30-10.00

10.00-12.30

12.30-12.50

12.50-13.00

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с детьми по подгруппам

Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьми

Оформление документации

Консультирование для воспитателей

Пятница

                               9.00-10.00

        10.00-12.30

12.30-12.50

12.50-13.00

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с детьми по подгруппам

Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьми

Заполнение тетрадей для работы дома

Консультирование для воспитателей

        3.2. Документация логопеда.  

1. Журнал регистрации детей, занимающихся у логопеда             

Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учёта, который ведётся каждым логопедом отдельно.

2. Журнал первичного обследования речи детей МБДОУ

Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи, в медицинском обследовании или лечении. Результаты обследования записываются в журнал первичного обследования речи детей МБДОУ. Дети с недоразвитием речи средней, старшей и подготовительной групп  направляются на ПМПк для комплектования логопедических групп или логопункта. Дети младшего возраста с грубым речевым недоразвитием, с анамалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения.

3. Речевые карты

Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребёнка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочёты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с её лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны быть приложены:                                                                        

- педагогическая характеристика, которая составляется воспитателем группы, которую посещал ребёнок до поступления в логопедическую группу или на логопункт. (План составления характеристики указан в программе «Коррекция речевых нарушений» М.: Просвещение 2010, стр. 12-13);  

- справка (выписка из м/карты) с заключениями психоневролога, окулиста и отоларинголога.

По   окончании   обследования,   в   речевой   карте   формулируется логопедическое    заключение    в    соответствии    с    рекомендациями   по логопедической    диагностике   и    составляется    перспективный    план индивидуальной работы с ребёнком на период обучения.

В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения ещё имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.

4. Сводные таблицы диагностики речи детей логопедической группы или логопункта  (форма составления таблиц выбирается  логопедом)

5. Годовой план

К началу учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором предусматриваются следующие разделы:

1. Обследование речи детей. Заполнение речевых карт, оформление документации.

2. Комплектование   групп   и   подгрупп,   составление   расписания логопедических занятий.

3. Направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы.

4. Взаимодействие в работе учителя-логопеда

- с воспитателями групп (логопедических и обычных);

со специалистами образовательного учреждения (психолог, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, инструктор по физической культуре и т.д.).

Работа с родителями (родительские собрания, консультации для родителей,

 5. Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т. д.

6. Повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций; вопросы самообразования, аттестация и т.д.)

Годовой план заверяется администрацией и хранится у логопеда.

6. Перспективный план коррекционной работы

Составляются на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями - составляется один перспективный план; если логопед занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы - перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей. (см. Приложение 1)

7. Календарно-тематический план фронтальных занятий

        Составляется на основе программы, по которой работает логопедическая группа. В нём указывается месяц, неделя, тема занятия.

         8.  Расписание занятий на неделю  

После проведения всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Расписание меняется по мере необходимости (при речевой динамике или изменении состава подгрупп).

9.  Календарный план фронтальных и индивидуальных занятий 

В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (см. Приложение 2)                                 

10. Планы фронтальных занятий

Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование и примерный его ход.

 11. Индивидуальные тетради детей

Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное его содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей и воспитателей). На выходные дни они могут выдаваться родителям для выполнения заданий дома, а в обычные дни по этим тетрадям с детьми занимается воспитатель (по указанию логопеда).

12. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя

             (форма ведения тетради выбирается логопедом).

В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов и упражнений, отработанных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматической стороны речи и т.д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатели ведут учёт проведённой работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков.

14. Паспорт логопедического кабинета

Составляется независимо от того, имеется или нет отдельный кабинет у логопеда. Включает в себя перечисление всего, что находится у логопеда:

- оборудование;

- наглядные, учебные и методические пособия;

- учебники и методическая литература;

- дидактические игры и тренажёры

 15. Годовой отчёт о работе учителя-логопеда

Это отчёт об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования города. Отчет заверяется администрацией дошкольного учреждения. Один экземпляр остается у логопеда.

Лучше составлять отчет в виде таблицы.   К нему прилагается текстовой отчёт, в котором учитель-логопед рассказывает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год.

Наличие  основных   видов  документации  является   обязательным условием работы логопеда; правильность её ведения оценивается администрацией учреждения, инспекторами и методистами и является одним из решающих моментов при определении квалификационной категории (разряда) логопеда.

 Взаимодействие логопеда с  воспитателями и родителями.

В связи с этим планируются:

 - семинары для воспитателей, беседы и консультации;

 - консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);

 - работа с родителями (индивидуальные беседы; привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформлению тематических выставок; проведение открытых занятий, родительских собраний; организация выпусков детей в присутствии родителей и пр.).

      Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса логопеду ДОУ рекомендуется поддерживать связь с логопедом общеобразовательной школы и поликлиники.

3.3. Перечень методических пособий

Направление развития

Программы

Технологии и методики

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

  • Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в группах для детей с ОНР»

-Подготовка    к детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. /под ред.Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Часть II . Второй год обучения (подготовительная группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993

  • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 7-го года жизни Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. М., 1989.

Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе». М.,1998г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН (I, II, III периоды)». М., 1999г.

Теремкова Н.Э.Логопедические занятия с дошкольниками 5-7 лет.

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно» С-П, 1996г.

Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе». М.,1998г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., 1999г.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М.,1999г.

Методические рекомендации Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»  - М.: Просвещение, 1985;

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». М.,1999г.

        Тимонян Е.И. «Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте». С-П.,2002г. 

Ткаченко Т.А. «Если дошкольник правильно говорит». С-П,1998г.

        Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей .- М.:Просвещение, 2010г.

ФиличеваТ. Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000

Цуканова с, П., , Бетц Л.Л.,   « Я учусь говорить и читать»-  Альбомы (1,2,3 часть) для индивидуальной работы   — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Цуканова С. П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 1, 2, 3 период обучения. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007 160с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...